Вопрос 9.3.Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки

В большинстве отраслей промышленности величина затрат на единицу продукции характеризуется как монотонно убывающая функция от объема производства данного продукта.

На транспорте эта зависимость имеет место между удельными транспортными затратами и густотой перевозок не по данному грузу, а общей густоте перевозок (по всем грузам).

С ростом объема и густоты перевозок в пределах технически возможной и экономически целесообразной загрузки железнодорожных линий себестоимость перевозок снижается. Это происходит не только за счет медленнее возрастающих по сравнению ростом перевозок условно-постоянных затрат, но и за счет удельного снижения переменных затрат. Издержки по перемещению не зависят исключительно от расстояния.

На железнодорожном транспорте выделяют следующие операции перевозочного процесса:

операции на начальных и конечных станциях (в расчете на один загруженный и выгруженный вагон);

операции с транзитными вагонами (в расчете на 1 т груза);

операции передвижения (на 1т-км для каждой категории поезда).

Себестои­мость 1 т-км имеет вид:

а

С т-км = --------- + b,

λ гр

где а затраты на начальные и конечные операции (включая формирован расформирование поездов на станции погрузки и выгрузки) в расчете на 1т груза; b — затраты по передвижению и переформированию поездов в пути следования в расчете на 1 т-км.; λ гр – расстояние перевозки груза, км.

Затраты (Ст) на 1 т груза на расстояние 1 км можно представить:

Ст= а+ b × λ

Дифференциация тарифов по роду груза обусловливается неодинаковой загрузкой транспортных средств различными грузами и различным характером выполнения операций с раз­ными грузами на станциях отправления и назначения, что ока­зывает влияние на размер транспортных издержек. Тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транс­портомдифференцируются в зависимости от расстояния пере­возки, типа поезда (пассажирский, скорый), типа вагона (общий, плацкартный, купейный). Тарифы на багаж зависят от расстоя­ния перевозки и объявленной ценности грузобагажа.

В зависимости от вида отправок тарифы железнодорожного транспорта подразделяются на повагонные, контейнерные, мелкие и малотоннажные отправки. Различия в этих тарифах определяются разной себестоимостью перевозок. Самые низкие из перечисленных — повагонные тарифы. Они устанавливают­ся в расчете за вагон, с учетом его грузоподъемности и незави­симо от степени загруженности по видам груза.

Контейнерные тарифы применяются на те виды грузов, ко­торые необходимо перевозить в контейнерах, цистернах (на­ливные грузы), и дифференцируются в зависимости от грузо­подъемности контейнеров. Тарифы на мелкие отправки исполь­зуются при перевозке грузов мелкими партиями и зависят от массы партии.

Вся система тарифов железных дорог и вопросы экономи­ческих взаимоотношений с грузополучателями и грузоотправи­телями изложены и опубликованы в специальных тарифных руководствах и приложениях к ним. В тарифных руководствах приведены готовые расчетные таблицы плат за перевозку гру­зов на различное расстояние.

В условиях общего роста затрат на транспорте постоянно возникает необходимость их корректи­ровки. Ее осуществляют с помощью установления предельных повышающих коэффициентов (учитывающих удорожание зат­рат) к тарифам, содержащимся в тарифных руководствах от­дельно на внутриреспубликанские грузовые перевозки и пере­возки в межгосударственном сообщении.

Предельные коэффи­циенты повышения тарифов на внутриреспубликанские пере­возки ежемесячно определяются Министерством экономики республики и Белорусской железной дорогой на основе измене­ния индекса цен на продукцию производственно-технического назначения за предыдущий месяц.

Поскольку транспорт республики представляет собой часть единой транспортной системы бывшего СССР, тарифная поли­тика на межгосударственные перевозки каждого фрахтового го­да обсуждается и согласовывается на тарифных конференциях администрациями железных дорог стран СНГ — участниц Та­рифного соглашения.

Вопрос 9.4. Тарифы автомобильного, речного и авиационного транспорта.

Наиболь­шей гибкостью и подвижностью отличаются тарифы на грузо­вые автомобильные перевозки. Они формируются не только под влиянием затратного фактора, но и в условиях нарождающейся конкуренции учитывают соотношение спроса и предложения на такие услуги. На этом сегменте рынка перевозок четко про слеживается политика лидерства в ценах.

Крупнейшее в рес­публике объединение — концерн Белмагистральавтотранс, имеющее опыт в разработке тарифов, определяет их по видам перевозок автомобилями различной грузоподъемности. Мелкие и средние автотранспортные предприятия стремятся придер­живаться их уровня, в некоторых случаях устанавливая пони­женными или повышенными с учетом складывающейся конъ­юнктуры рынка и желания сформировать свою клиентуру.

Грузовые транспортные тарифы представляют собой денежное выражение созданной на транспорте стоимости.

Тарифы автотранспорта подразделяются на сдельные (общие), исключительные, повременные и тарифы покиламетрового пробега. Так, например, сдельные тарифы устанавливаются за перевозку 1 т груза дифференцированно по расстояниям и классам груза.

Совместным Постановлением Министерства экономики и Министерства транспорта Республики Беларусь 74/8 от 2 апреля 2001 г. утверждено Положение о порядке формиро­вания тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь.

Это Поло­жение обязательно для всех перевозчиков независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (за исключени­ем организаций с иностранными инвестициями). В Положении определены новые подходы к формированию статей себестои­мости перевозки грузов, в основном с использованием норматив­ного метода определения затрат.

Для расчета плановой себестоимости единицы транспортной работы составляется плановая калькуляция по соответствующим статьям расходов.

Тариф на автомобильные перевозки определяется в зависи­мости от расстояния перевозки на 1 ткм, 1 пас.-км, 1 ч работы, 1 пл.км, 1 т груза, 1 отправку и другую единицу измерения в со­ответствии с принятой в организации методикой.

В Положении даны определения отдельных единиц транспортной работы (например, один тонно-километр, один пассажира - километр и др.).

Например, один тонно-километр (1ткм) — это единица транспортной работы, соответствующая перевозке одной тонны груза по автомобильной дороге на расстояние 1 км. Один платный километр (1пл.км) характеризует единицу транспортной работы, соответствующей перевозке пассажиров в легковом автомобиле-такси на расстояние 1 км. Одна отправка соответствует поездке автомобиля с грузом между двумя конечными пунктами, на кото­рых были произведены погрузка и разгрузка.

Тарифы на автомобильные перевозки носят договорный ха­рактер и могут использоваться в различных видах. Например, в практике работы крупных автотранспортных предприятий ис­пользуются тарифы на поездные, контейнерные отправки, за повременное пользование автомобилями, перегон подвижного состава, мелкие отправки.

Тарифы на перевозку грузов поездными отправками устанав­ливаются по группам автомобилей (автопоездов) с определенной грузоподъемностью (например, свыше 0,5 до 2,4 т, свыше 2,4 до 5 т и т.д.) за 1 км пробега с грузом. Одновременно может пре­дусматриваться плата за простой автомобиля у клиента.

Тарифы за повременное пользование автомобилями определяются за 1 ч работы автомобиля. Дополнительно может преду­сматриваться тариф за 1 км пробега сверх 24 км за 1 ч пользова­ния.

Тарифы за перевозку грузов в автомобильных контейнерах рассчитываются с учетом грузоподъемности контейнера (1,25 т, 3 т, 5 т, 20 т) за 1 км пробега с грузом. Дополнительная плата может взиматься за задержку контейнера сверх 8 ч.

Тарифы на перегон подвижного состава устанавливаются за 1 км пробега по видам автомобилей (легковые, грузовые, авто­бусы). Тарифы на перевозку грузов мелкими отправками зави­сят от массы отправки (например, до 0,25 т, свыше 0,25 до 0,5 т и т.д.) и включают также стоимость экспедирования груза.

Тарифы на перевозку грузов автомобильным транспортом формируются исходя из их себестоимости, прибыли, необходи­мой транспортной организации для расширенного воспроизвод­ства, косвенных налогов и неналоговых платежей, качества транспортных услуг и конъюнктуры рынка.

Особенностью фор­мирования себестоимости автоперевозок является расчет мате­риальных затрат. Затраты на топливо, занимающие значитель­ный удельный вес в себестоимости, могут рассчитываться на 100 км пробега, на 100 т/км или на каждую ездку с грузом в со­ответствии с нормами расхода топлива и смазочных материа­лов. При работе транспорта в зимнее время нормы расхода топ­лива могут увеличиваться на 10 %. Затраты на смазочные ма­териалы определяются исходя из норм расхода смазочных ма­териалов в процентах от общего расхода топлива.

Материальные затраты на ремонт и восстановление шин рассчитываются исходя из нормативного пробега автошин соот­ветствующей модификации, нормы стоимости комплекта шин на 1000 км пробега, количества колес автомобиля, цены одной шины на момент расчета тарифов.

Общехозяйственные расходы могут быть отнесены непос­редственно на определенный вид перевозки путем прямого включения в себестоимость или при невозможности прямого отнесения — пропорционально заработной плате водителей, об­щему пробегу или другим показателям.

Тарифы воздушного транспорта построены достаточно прос­то — за 1 т/км независимо от типа самолета, скорости и рода гру­за.

На морском транспорте оплата перевозок производится по тарифу (если груз перевозится системой линейного судоходства), либо по фрахтовой ставке (если перевозка носит заказной характер). Величина страховой ставки определяется исходя из конъюнктуры на фрахтовом рынке.

Основными видами перевозок на речном транспорте являют­ся перевозки сухогрузов и наливных грузов, а также буксировка леса в плотах. Тарифы на водный транспорт рассчитываются для каждого конкретного судна (состава судов), оборудования, вида транспорт­ной работы, услуг и устанавливаются по следующим показате­лям: одна тонна; одна отправка; один тонно-километр; один пас­сажиро - километр; один час эксплуатации судна; одни сутки эксплуатации судна; один рейс. Расчет затрат по эксплуатации судов и иных плавучих объек­тов по калькуляционным статьям производится за рейс, за один час эксплуатации, одни сутки эксплуатации отдельно на ходовое и стояночное время. Как на воздушном, так и на речном транспорте применяются сборы за дополнительные операции (взвешивание, хранение, экспедиционные операции, перегрузка и др.).

Рассчитанные тарифы, утвержденные руководителем транс­портной организации, помещаются в прейскурант и хранятся на бумажных носителях. Перевозчик имеет право предоставлять клиенту скидку от установленного им тарифа с учетом объемов перевозок, сроков оплаты, сезонности перевозок и т.п.

В этом случае в организации разрабатываются и утверждаются порядок применения скидок и их размеры, тарифы на перевозки согласо­вываются с заказчиками в протоколах согласования тарифов, а также в договорах на выполнение работ (услуг), поскольку расче­ты осуществляются по тарифам, отличным от помещенных в прейскуранте. Тарифы могут быть изменены в течение срока действия договора по соглашению сторон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: