1. Обязанность по уплате налогов и сборов и общий порядок ее исполнения.
а) основания возникновения обязанности по уплате налогов и сборов;
б) основания приостановления обязанности по уплате налогов и сборов;
в) Основания прекращения обязанности по уплате налогов и сборов.
2. Общий порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
а) порядок исчисления налогов (сборов);
б) порядок уплаты налогов (сборов)
в) сроки уплаты налогов (сборов)
3. Отдельные особенности исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
а) исполнение обязанности по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица;
б) исполнение обязанности по уплате налогов и сборов при ликвидации организации;
в) исполнение обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующего физического лица;
г) исполнение обязанности по уплате налогов и сборов недееспособного физического лица.
1. Обязанность по уплате налогов и сборов: понятие, основания возникновения, приостановления и прекращения.
Обязанность по уплате налога представляет собой главную конституционную обязанность лиц, выступающих в налоговых правоотношениях в качестве налогоплательщиков или плательщиков сборов.
Содержание обязанности по уплате налогов и сборов заключается в наличии у налогоплательщика правовой обязанности уплатить законно установленный, правильно исчисленный, в определенном размере, с соблюдением установленного порядка и срока налог или сбор.
Не всякий налог, установленный и введенный на той или иной территории по выраженной в соответствующем акте воле государства или территориально - административного образования, порождает возникновение у указанных в нем в качестве налогоплательщиков лиц обязанности уплатить такой налог.
Важнейшим критерием здесь выступает законность установления такого нового налога или сбора.
Нормативные правовые акты о налогах и сборах должны:
а) приниматься и вводиться в действие надлежащим лицом в должной правовой процедуре;
б) внешне соответствовать существующему публичному правопорядку в сфере налогообложения, не вступать в правовую конфронтацию с уже действующими нормами, отвечать предъявляемым к таким актам требованиям совершенства юридической техники.
Поэтому конституционный принцип уплаты только законно установленных налогов развивается в п.1 ст. 17 НК.
Налог считается установленным только при наличии юридического факта определенности налоговой обязанности, т.е. когда в совокупности определены налогоплательщики и следующие обязательные элементы налогообложения:
2) налоговая база;
3) налоговый период;
4) налоговая ставка;
5) порядок исчисления налога;
6) порядок и сроки уплаты налога.
При установлении сборов в качестве обязательных элементов должны быть определены: плательщики сборов; объект налогообложения; облагаемая сбором база и ставка сбора.
Перечисленные элементы налогообложения именуют существенными или обязательными. Существуют также и дополнительные элементы юридического состава налога.
Если законодатель не установил и не определил хотя бы один из перечисленных обязательных элементов налогообложения, налог не должен считаться установленным и обязанности по его уплате не возникает.
Предусмотренные в ст. 17 НК РФ элементы налогообложения в теории налогового права именуют также «элементами юридического состава налога».
Налоговая обязанность по уплате конкретного налога или сбора устанавливается актом законодательства о налогах и сборах, содержащим налогово-правовые нормы, регулирующие порядок взимания данного налога. Исполнение такой обязанности обеспечивается силой государственного принуждения, осуществляемого налоговыми органами, а в необходимых случаях и органами МВД. За неисполнение этой обязанности налогоплательщик несет ответственность - вплоть до уголовной.
Рассматриваемая обязанность является главной, но не единственной налоговой обязанностью налогоплательщиков и плательщиков сборов.
Иные обязанности указанных лиц, предусмотренные нормами ст. 23 НК РФ также являются налоговыми, т.к. проистекают из налоговых правоотношений. К таким обязанностям относится, например, обязанность встать на учет в налоговых органах; обязанность представлять налоговые декларации.
Обязанность по уплате налога (сбора) возникает, изменяется и прекращается при наличии определенных оснований, которые устанавливаются НК РФ. Исполнение обязанности может осуществляться добровольно и принудительно.
А. Основания возникновения обязанности по уплате налогов и сборов.
Обязанность по уплате конкретного налога (сбора) возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения у него объекта налогообложения.
В соответствии с п.1 ст. 38 НК части первой НК РФ: объектами налогообложения могут являться:операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Объект налогообложения может характеризоваться определенной денежной суммой. Количественная характеристика подразумевает, что объект характеризуется количеством вещей, объединенных определенных родовым признаком.
Таким образом, под основными видами объектов налогообложения понимаются:
1) имущество;
2) деятельность налогоплательщика по совершению операций по реализации:
- товаров;
- работ;
- услуг;
3) экономические результаты такой деятельности, и в частности:
- прибыль;
- доход;
4) и иные объекты.
Каждый налог имеет самостоятельный объект обложения. Объекты как федеральных, так и региональных и местных налогов определяются исключительно федеральным законодательством.
Имущество как объект налогообложения. При определении имущества как объекта налогообложения необходимо исходить из нормы ст. 128 ГК РФ, в соответствии с которой к объектам гражданских прав отнесены вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. поэтому положениями п. 2 ст. 38 НК РФ к имуществу для целей налогообложения отнесены все виды объектов гражданских прав, являющихся имуществом в соответствии с ГК РФ.
Товар как объект налогообложения. В соответствии с положениями п. 3 ст. 38 НК РФ для целей налогообложения товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Работа как объект налогообложения. Для целей налогообложения работа – это деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
Услуга как объект налогообложения. Под услугой понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, а реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Реализация товаров, работ, услуг. Под реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем понимается, соответственно, передача на возмездной основе права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, а также возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, и передача права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе. При этом место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяются в соответствии с налоговым законодательством.
Принципы определения для целей налогообложения цены таких реализуемых товаров, работ или услуг закреплены в ст. 40 НК РФ. Если иное не предусмотрено специальным налоговым законодательством для этих целей принимаются те цены товаров, работ или услуг, которые указаны сторонами сделки в соответствующих документах (договоре, платежных документах).
При осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам, но лишь в следующих случаях:
1) между взаимозависимыми лицами;
2) по товарообменным операциям;
3) при совершении внешнеторговых сделок;
4) при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам в пределах непродолжительного периода времени.
Когда, по мнению налогового органа, цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных, налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на такое товары, работы или услуги.
Рыночная цена товара – это цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров в сопоставимых экономических условиях.
При этом под идентичными понимаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.
Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, наличие товарного знака, репутацию на рынке, страну происхождения.
В свою очередь, рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров, определяемая исходя из возможности покупателя реально и без значительных дополнительных затрат приобрести товар на ближайшей по отношению к покупателю территории РФ или за ее пределами.
При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях.
При этом условия сделок на рынке идентичных товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.
При отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников существуют два метода определения рыночной цены:
1) метод цены последующей реализации или
2) затратный метод.
При использовании метода цены последующей реализации рыночная цена товаров, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары реализованы покупателем этих товаров при последующей их реализации, и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.
При затратном методе рыночная цена товаров, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычный для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство и реализацию товаров, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.
При этом следует учитывать, что не всякое возмездное перераспределение товаров, работ или услуг признается для целей налогообложения их реализацией.
В соответствии с п.3 ст. 39 НКРФ для фискальных целей не считается реализацией товаров, работ или услуг:
1) осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты;
2) передача основных средств, нематериальных активов или иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации этой организации;
3) передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;
4) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер;
5) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества при выходе из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;
6) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;
7) передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;
8) изъятие имущества путем конфискации, наследования, а также обращение в собственность иных лиц бесхозных и брошенных вещей, бесхозных животных, находки, клада в соответствии с нормами ГК РФ;
9) иные операции в случаях, предусмотренных НК РФ.
Доход и прибыль как объекты налогообложения. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами 23 части второй НК РФ. Под прибылью понимается полученный доход за минусом произведенных на его получение расходов.
Проценты и дивиденды как объекты налогообложения. Процентами признается любой заранее заявленный доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида.
Дивидендом признается любой доход, полученный акционером от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащим акционеру акциям пропорционально долям акционеров в уставном капитале этой организации.
Возникновение у лица обязанности уплатить налог закон связывает с юридическим фактом возникновения у фискально обязанного лица объекта налогообложения по соответствующему налогу. Такими юридическими фактами могут выступать:
- получение прибыли;
- получение дохода;
- совершение операций по реализации товаров и ввоз товара на таможенную территорию РФ и др.
2. Основания приостановления обязанности по уплате налогов и сборов.
Приостановление обязаности по уплате налогов и сборов осуществляется в отношении налогоплательщиков – физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, если принадлежащих им денежных средств недостаточно для исполнения данной обязанности. Обязанность по уплате налогов приостанавливается по решению налогового органа. Эта обязанность возобновляется после отмены данного решения.
3. Основания прекращения обязанности по уплате налогов и сборов.
Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается при наступлении хотя бы одного из ниже указанных фактов:
1) уплаты налога (сбора) налогоплательщиком или плательщиком сбора;
2) смерти налогоплательщика или признания его умершим;
3) ликвидации организации-налогоплательщика;
4) наступления иных обстоятельств, с которыми законодатель связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора.
Уплата налога представляет собой своевременное и в полном объеме исполнение налогоплательщиком своей налоговой обязанности путем перечисления исчисленной в установленном порядке суммы налога в соответствующий бюджет.
В случае смерти налогоплательщика, являющегося физическим лицом, или признания его умершим его налоговая обязанность прекращается. Задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества.
Ликвидация организации является одним из оснований прекращения фискальных обязанностей юридического лица. Данные обязанности прекращаются после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами за счет оставшихся денежных средств.
К числу иных обстоятельств, с наступлением которых законодательство связывает прекращение обязанности по уплате налога и сбора, относятся:
а) удержание суммы налога налоговым агентом;
б) уплата налога за налогоплательщика поручителем;
в) взыскание налога налоговым органом в бесспорном порядке денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии достаточных денежных средств на счете;
г) погашение налоговой обязанности посредством обращения налоговым органом или судом взыскания на имущество налогоплательщика;
д) исполнение обязанности по уплате налогов реорганизованного юридического лица его правопреемником;
исполнение обязанности по уплате налогов и сборов за физическое лицо, признанное судом безвестно отсутствующим, лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом налогоплательщика;
ж) списание безнадежных долгов по налогам и сборам;
з) погашение налоговой обязанности по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа путем зачета соответствующей суммы по другому излишне уплаченному или излишне взысканному налогу.