Ivan says that he has no problems with his parents because there is a pact

between them. What kind of pact it is and how it helps him to get along with his parents?…


a) Ivan, tell your classmates about the pact. b) Ivan, tell us about this pact and say why did you decide to make it? с)Listen to Ivan and say if it is sensible to make a pact between parents and children.
(сообщение) (сообщение, объяснение) (одобрение, осуждение)

В данном примере показано, как в зависимости от речевой задачи меняется речевая функция учащихся.

Так, поставленная перед учащимися речевая задача рассказать о договоренности между Иваном и его родителями, нацеливает на «сообщение». Задача объяснить о необходимости принятия решения о заключении подобного пакта требует определенного «объяснения». А задача прослушать рассказ Ивана и сказать о разумности подобного соглашения между ним и его родителями направляет учащихся на рассказ-повествование, кроме того, в ней содержится обращенность, апеллирование не только к знаниям учащихся, но и к их мировоззрению, за счет необходимости не просто рассуждать, но и оценивать действия друзей, им необходимо дать или положительную или отрицательную оценку.

Приведенные задачи требуют личностного решения данной проблемы. Наличие вопроса и указание на конкретное действие, которое учащиеся должны выполнить, заставляют их анализировать ситуацию, размышлять, высказывать свои суждения, опираясь на свой опыт, делиться им, давая советы, приводить свои доводы, обобщать, приходить к определённым выводам.

Как видно из примеров, третий компонент установки направляет речевые высказывания учащихся и стабилизирует речевую деятельность в рамках заданного направления. Таким образом, исходной функцией третьего компонента установки является направляющая функция.

Следует обратить особое внимание на характер воздействия, которое осуществляется с помощью содержательного и деятельностного компонентов: если в содержательном компоненте происходит воздействие на эмоциональную сферу учащегося благодаря предмету обсуждения, то в третьем компоненте осуществляется воздействие на сферу речемышления и вызов потребности в высказывании за счет речемыслительной задачи. Таким образом, следует констатировать наличие производной функции, присущей содержательному и деятельностному компонентам – функции воздействия.

4. Следующий компонент установки, который мы считаем необходимым выделить – организационный. Данный компонент установки содержит указание на то, как следует выполнять упражнение, какие действия необходимо совершить учащимся с материалом. Целенаправленное выделение данного компонента в структуре установки диктуется практикой обучения. Опыт работы показывает: если ученик знает и понимает, как выполнять упражнение, он с большей охотой приступает к ней, легче и быстрее справляется с заданием. Необходимость организационного компонента установки возникает, прежде всего, в том случае, если уровень сформированности учебных умений учащихся недостаточен. Вследствие несформированности каких-либо учебных умений или в силу своего индивидуального уровня владения языком, так называемые «средние», «слабые» (а иногда и «сильные») учащиеся могут не справиться с выполнением предложенной речемыслительной задачи. Решение речемыслительных задач, прежде всего, сопряжено у учащихся с трудностями в плане выбора способа выполнения действия, логики построения высказывания, выбора определенного речевого материала. Наиболее типичными проблемами, возникающими перед учащимися в ходе решения речемыслительных задач, являются также неумение распределить время на выполнение задания, определить какие языковые и речевые средства ему потребуются для выполнения задания. Во всех этих случаях, как показывает опыт, учащихся необходимо снабдить определёнными опорами, которые помогают нивелировать возникающие проблемы. В связи с этим, мы полагаем, что содержанием организационного компонента установки должны стать:

· указание на форму выполнения речевой задачи (устно, письменно) (make up an outline of the story…);

· указание на вид речевой деятельности, к которому необходимо прибегнуть в ходе построения устного высказывания (…listen to…say if…);

· указание на форму организации деятельности (индивидуально, в группе, в паре) (work with your partner…);

· отсылки (при необходимости) к материалу и опорам, которыми учащийся может воспользоваться в процессе построения высказывания (use the words in the box…);

· дополнительные пояснения (use…if necessary, it will help you to…);

· инструкции различного рода и алгоритмы (описание способов выполнения речевой задачи) (…skim the advertisement quickly and choose… and suggest…);

· отсылки к образцу (модели) выполнения задания (use the pattern as in the example…);

· подсказки, корректирующие речевые действия непосредственно в процессе их выполнения (don’t forget to…, keep in mind…);

· указание на количество времени на выполнение деятельности и т.п. (in 1 min…,а few minutes…).

Все перечисленные выше формы и способы организации деятельности играют непосредственную роль в процессе выполнения деятельности учащимися.

Необходимость организационного компонента установки диктуется также различиями, которые существуют у учащихся в уровне развитости мышления, памяти, воображения и других психических и логических процессов, связанных с речепорождением. Как видим, данный компонент способствует индивидуализации учебного процесса, которая предполагает учет индивидных, субъектных и личностных свойств учащихся (Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, В.П. Кузовлев, В.С. Мерлин, И.И. Резвицкий).

Организационный компонент установки должен быть ориентирован на учет субъектных свойств учащихся, которые характеризуют собой систему сложившихся у субъекта приемов овладения знаниями, приемов осуществления различных видов деятельности, индивидуальный стиль деятельности каждого человека, т.е. «индивидуально-своеобразное сочетание приемов и способов деятельности, обеспечивающих наилучшее её выполнение данным человеком» (Климов, Мерлин). Продуктивность деятельности во многом зависит не только от способностей, но и от определенной системы приёмов в структуре деятельности человека. Более того, в процессе обучения для развития речевого умения учет субъектных свойств учеников принципиально важен. Но в большей степени важно обеспечить развитие учащихся, поскольку овладение речевым умением сопряжено со значительными трудностями в плане перехода от говорения с помощью опор к самостоятельному построению речевых высказываний.

Это может найти свое отражение в применении различных форм и способов организации деятельности с материалом, опорами, которые с одной стороны, будут учитывать своеобразие приемов учебной деятельности каждого ученика (субъектная индивидуализация) (Бойко, Кузовлев), а, с другой стороны, помогут овладеть приемами учебной деятельности, что приведет, в конечном счёте, к одинаковым результатам по возможности за равные отрезки времени.

Упражнения для развития речевого умения предполагают использование различного рода опор, отсылки к которым могут содержаться в организационном компоненте установки: 1. вербальные: лексические единицы, речевые образцы, тексты, поговорки, крылатые выражения и т.п.; 2. изобразительные: рисунки, художественные картины, фотографии, плакаты, и т.п.; 3. схематические: схемы, диаграммы, цифры, даты и т.п.; 4. смешанные. Каждый из видов опор специфичен, что создает необходимость варьировать содержание организационного компонента установки.

Покажем возможные указания на применение различных видов опор в установках.

Пример 7.

Everyone may feel lonely if friends ignore his/ her problems. It can happen if you are deceived, when there is nobody you can rely on or with whom you can share your secrets and talk your problems through. How can we avoid loneliness? Share your idea with your partner and justify your arguments. Choose some of the given variants from the table below if necessary.

– get together – stand by each other – confide in each other – see eye to eye with each other – get on well with each other – give a helping hand to each other – pay attention to each other…

В приведенном примере, эффективность установки определяется не только содержанием мотивационного, содержательного и деятельностного компонентов, но и созданием для учащихся благоприятных условий выполнения деятельности:указывается форма организации деятельности (with your partner), организационный способ общения (share your idea), дополнительные пояснения (justify your arguments), способ выполнения деятельности (choose), указание на материал, которым можно воспользоваться (from the table below), оставляя за учащимися выбор в использовании предлагаемого материала (if necessary).

В следующем примере показано использование алгоритма выполнения действия учащимися.

Пример 8.

As we know, the generation gap has always been a problem which is caused by selfishness, misunderstanding and disrespect. Who knows how long the war between the generations will last? What should be done to solve the problem of the generation gap? Make a speech and advise your classmates how to overcome the problem.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: