Установка должна обеспечивать:
· личностный контакт – предмет общения должен быть личностно значим для обоих; речевое поведение тем самым становится мотивированным;
· эмоциональный контакт – создавать условия для проявления отношений искренности, симпатии, доверия, сопереживания и т. п.;
· смысловой контакт – ситуация должна быть «принята» обоими (и учащимися и учителем!); в этом случае смысловые барьеры исчезают.
III. Требования к компонентному составу установок:
Для того чтобы вызвать у учащихся потребность в высказывании, а затем направить и организовать их речевую деятельность таким образом, чтобы поставленная в упражнении задача была достигнута оптимальным путем, необходимо:
· наличие мотивационного компонента, направленного на мотивирование речевого действия учащихся за счет опоры на личностную сферу учащихся;
· наличие содержательного компонента, обеспечивающего предмет обсуждения, проблемность и ситуативность установки, приближая обучение к реальному процессу общения;
· наличие деятельностного компонента в виде речемыслительной задачи, которая направляют речевые высказывания учащихся и стабилизируют их речевую деятельность в рамках заданного направления;
· наличие организационного компонента в виде алгоритмов выполнения упражнения и т.п. (Данный компонент используется по мере необходимости в зависимости от потребностей учебного процесса, уровня обученности учащихся и степени сформированности их учебных умений).
IV. Требования к установке как средству развития речевого умения.
Для успешного овладения учащимися речевым умением установка должна соотносится с целями и задачами этапа развития речевого умения:
· обеспечивать развитие и интеграцию таких качеств речевого умения как целенаправленность, динамичность, продуктивность, интегрированность, самостоятельность, иерархичность;
· соотносится со стадиями развития речевого умения и его двумя уровнями: операциональным и мотивационно–мыслительным;
· обеспечивать реализацию речевых упражнений (РУ) в плане их целевого предназначения.
V. Помимо представленных выше групп требований к созданию и использованию установок в процессе управления развитием речевого умения, необходимо выделить также некоторые общие требования, касающиеся содержания и организации установок: