Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля. В соответствии со ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Объектом налогового контроля являются денежные отношения публичного характера, возникающие в процессе взимания налогов и сборов и привлечения к ответственности.
Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, бухгалтерские счета и другая бухгалтерская документация, налоговые декларации, использование налоговых льгот, и т.д.
Контролирующими субъектами являются налоговые органы, ораны внутренних дел и таможенные органы.
Подконтрольными субъектами выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы (налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты).
|
|
Целями налогового контроля являются создание совершенной системы налогообложения и достижение высокого уровня налоговой дисциплины, при которой обеспечивается законность и эффективность налогообложения.
Задачи налогового контроля:
- проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;
- проверка целевого использования налоговых льгот;
- предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
- наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах.
Учет налогоплательщиков (ст. 83 НК РФ) - регистрация налогоплательщиков в налоговых органах с целью сбора сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Учет налогоплательщиков является важнейшим условием проведения налогового контроля.
Организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах:
- по месту нахождения организации;
- по месту нахождения обособленных подразделений организаций;
- по месту жительства физического лица;
- по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств;
- по иным основаниям.
Особенности учета иностранных организаций и иностранных граждан устанавливаются Министерством финансов РФ. Минфин также вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.
Кроме того, все налогоплательщики подлежат включению в Единый государственный реестр налогоплательщиков.
Каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (п. 7 ст. 84 НК РФ), представляющий собой цифровой код (состоящий для организации из 10-ти, для физического лица из 12-ти знаков[24]). ИНН носит строго персональный характер и не может быть повторно присвоен другому лицу.
|
|
Налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых налогоплательщику уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях.
Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать идентификационные номера налогоплательщиков в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные.
Форма налогового контроля ‑ это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.
Формами налогового контроля в соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ являются:
- налоговые проверки;
- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
- проверка данных учета и отчетности;
- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
- иные формы налогового контроля, предусмотренные НК РФ.
Налоговый контроль по различным основаниям можно классифицировать на несколько видов.
1. По времени проведения выделяют:
предварительный;
текущий;
последующий.
2. В зависимости от места проведения мероприятий налогового контроля:
камеральный (по месту нахождения налогового органа);
выездной (в месте расположения налогоплательщика).
3. По периодичности проведения:
первоначальный;
повторный.
4. По характеру контрольных мероприятий:
плановый;
внеплановый.
В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят:
1) камеральные налоговые проверки;
2) выездные налоговые проверки.
Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ).
Предмет камеральной проверки:
- проверка налоговых деклараций;
- выявление ошибок в налоговой декларации (расчете) или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия представленных сведений документам, имеющихся у налогового органа.
Если проверкой выявлены ошибки, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5-ти дней пояснения или внести исправления.
Налогоплательщик вправе дополнительно представить документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Истребование документов. Налоговые органы вправе также истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы в порядке, предусмотренном ст. 93 НК РФ.
Налоговый орган не вправе истребовать:
- иные документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ;
- документы, ранее предоставленные ему при проведении налоговых проверок данного лица (кроме ранее предоставленных и возвращенных подлинников, а также документов, утраченных налоговым органом вследствие обстоятельств непреодолимой силы (п. 5 ст. 93 НК РФ).
Основание. Специального решения о проведении камеральной проверки не требуется.
Место проведения. По месту нахождения налогового органа.
Период, охватываемый проверкой не установлен (любой).
Срок проведения. В течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые должны прилагаться к налоговой декларации.
Периодичность не установлена (любая).
Результат. При выявлении недоимки налогоплательщику направляется требование об уплате налога (ст. 69-70 НК РФ).
|
|
Если налоговый орган установит факт нарушения законодательства о налогах и сборах, составляется акт проверки (в течение 10 дней после окончания проверки, в порядке предусмотренном ст. 100 НК РФ) и начинается производство по делу о налоговом правонарушении.
Выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ).
Предмет проверки. Проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налогов.
Основание. Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Место проведения. На территории (в помещении) налогоплательщика (при отсутствии возможности предоставить помещение – по месту нахождения налогового органа).
Период, охватываемый проверкой. Может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
Срок проведения. Проверка не может продолжаться более 2-х месяцев. Этот срок может быть продлен до 4-ех месяцев, а в исключительных случаях - до 6-и месяцев.
Срок проведения проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в определенных случаях вправе приостановить проведение проверки. Общий срок приостановления не может превышать 6 месяцев.
Периодичность. Налоговые органы не вправе проводить:
- проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
- более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года.
Результат. В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку и вручает ее налогоплательщику (п. 15 ст. 89 НК РФ).
В течение двух месяцев со дня составления справки налоговый орган составляет акт проверки (ст. 100 НК РФ).
|
|
При выявлении недоимки налогоплательщику направляется требование об уплате налога (ст. 69-70 НК РФ).
При выявлении налогового правонарушения начинается производство по делу.