Форма налогового контроля. Методические указания

Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля. В соответствии со ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Объектом налогового контроля являются денежные отношения публичного характера, возникающие в процессе взимания налогов и сборов и привлечения к ответственности.

Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, бухгалтерские счета и другая бухгалтерская документация, налоговые декларации, использование налоговых льгот, и т.д.

Контролирующими субъектами являются налоговые органы, ораны внутренних дел и таможенные органы.

Подконтрольными субъектами выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы (налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты).

Целями налогового контроля являются создание совершенной системы налогообложения и достижение высокого уровня налоговой дисциплины, при которой обеспечивается законность и эффективность налогообложения.

Задачи налогового контроля:

- проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

- проверка целевого использования налоговых льгот;

- предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

- наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах.

Учет налогоплательщиков (ст. 83 НК РФ) - регистрация налогоплательщиков в налоговых органах с целью сбора сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Учет налогоплательщиков является важнейшим условием проведения налогового контроля.

Организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах:

- по месту нахождения организации;

- по месту нахождения обособленных подразделений организаций;

- по месту жительства физического лица;

- по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств;

- по иным основаниям.

Особенности учета иностранных организаций и иностранных граждан устанавливаются Министерством финансов РФ. Минфин также вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.

Кроме того, все налогоплательщики подлежат включению в Единый государственный реестр налогоплательщиков.

Каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (п. 7 ст. 84 НК РФ), представляющий собой цифровой код (состоящий для организации из 10-ти, для физического лица из 12-ти знаков[24]). ИНН носит строго персональный характер и не может быть повторно присвоен другому лицу.

Налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых налогоплательщику уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать идентификационные номера налогоплательщиков в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные.

Форма налогового контроля ‑ это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Формами налогового контроля в соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ являются:

- налоговые проверки;

- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

- проверка данных учета и отчетности;

- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

- иные формы налогового контроля, предусмотренные НК РФ.

Налоговый контроль по различным основаниям можно классифицировать на несколько видов.

1. По времени проведения выделяют:

предварительный;

текущий;

последующий.

2. В зависимости от места проведения мероприятий налогового контроля:

камеральный (по месту нахождения налогового органа);

выездной (в месте расположения налогоплательщика).

3. По периодичности проведения:

первоначальный;

повторный.

4. По характеру контрольных мероприятий:

плановый;

внеплановый.

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ).

Предмет камеральной проверки:

- проверка налоговых деклараций;

- выявление ошибок в налоговой декларации (расчете) или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия представленных сведений документам, имеющихся у налогового органа.

Если проверкой выявлены ошибки, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5-ти дней пояснения или внести исправления.

Налогоплательщик вправе дополнительно представить документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Истребование документов. Налоговые органы вправе также истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы в порядке, предусмотренном ст. 93 НК РФ.

Налоговый орган не вправе истребовать:

- иные документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ;

- документы, ранее предоставленные ему при проведении налоговых проверок данного лица (кроме ранее предоставленных и возвращенных подлинников, а также документов, утраченных налоговым органом вследствие обстоятельств непреодолимой силы (п. 5 ст. 93 НК РФ).

Основание. Специального решения о проведении камеральной проверки не требуется.

Место проведения. По месту нахождения налогового органа.

Период, охватываемый проверкой не установлен (любой).

Срок проведения. В течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые должны прилагаться к налоговой декларации.

Периодичность не установлена (любая).

Результат. При выявлении недоимки налогоплательщику направляется требование об уплате налога (ст. 69-70 НК РФ).

Если налоговый орган установит факт нарушения законодательства о налогах и сборах, составляется акт проверки (в течение 10 дней после окончания проверки, в порядке предусмотренном ст. 100 НК РФ) и начинается производство по делу о налоговом правонарушении.

Выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ).

Предмет проверки. Проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налогов.

Основание. Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Место проведения. На территории (в помещении) налогоплательщика (при отсутствии возможности предоставить помещение – по месту нахождения налогового органа).

Период, охватываемый проверкой. Может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Срок проведения. Проверка не может продолжаться более 2-х месяцев. Этот срок может быть продлен до 4-ех месяцев, а в исключительных случаях - до 6-и месяцев.

Срок проведения проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в определенных случаях вправе приостановить проведение проверки. Общий срок приостановления не может превышать 6 месяцев.

Периодичность. Налоговые органы не вправе проводить:

- проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;

- более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года.

Результат. В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку и вручает ее налогоплательщику (п. 15 ст. 89 НК РФ).

В течение двух месяцев со дня составления справки налоговый орган составляет акт проверки (ст. 100 НК РФ).

При выявлении недоимки налогоплательщику направляется требование об уплате налога (ст. 69-70 НК РФ).

При выявлении налогового правонарушения начинается производство по делу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: