Предисловие

Себестоимость услуг является показателем, в котором синтезированы качественные параметры производственно-хозяйственной деятельности туристской фирмы. В нем различные по своему характеру и функциональной роли ресурсы с помощью денежной формы сводятся к единому количественному выражению. В снижении себестоимости находят выражение практически все составляющие эффективности оказания туристских услуг: рост производительности труда, выбор поставщиков услуг, обеспечивающих удовлетворительное соотношений цена/качество, более эффективное использование производственных фондов туристской фирмы.

Управление затратами в сфере услуг базируется на использовании более развитой теории и практики управления в производственной сфере. В странах с развитой рыночной экономикой вопросы снижения затрат на производство всегда стояли на первом месте и являлись решающим фактором формирования прибыли. Английские экономисты, изучая американский опыт, еще в 1950 году отмечали, что «отличительной чертой американского промышленника является исключительное внимание к издержкам производства. Он редко принимает какое-нибудь важное решение, не сопоставив предварительно затраты на осуществление проекта с ожидаемыми финансовыми результатами. Стандартизация, планирование научно-серийного производства, энергичные кампании по сбыту товаров, даже вызывающая зависть высокая производительность труда, – все это обусловлено решимостью производить с самыми низкими, какие только возможны, издержками производства и сохранить таким образом позиции, завоеванные фирмой в конкурентной борьбе».1

В период неблагоприятной рыночной конъюнктуры и снижения потребительского спроса сервисные организации оказались наиболее уязвимыми, и эффективность менеджмента прямо стала связываться не только с успешностью сбытовой политики, но и с системой управления затратами. Для большинства сервисных организаций характерны типичные проблемы, связанные с получением и обработкой информации, необходимой для эффективного управления затратами. К ним относятся: непрозрачность источников возникновения, сбора и обработки данных об объеме и структуре затрат, что затрудняет обоснование необходимости их возникновения и определение рациональных нормативов затрат; отсутствие эффективных систем мотивации персонала на экономию затрат и рациональное использование ресурсов, обеспечивающее повышение эффективности их использования; отсутствие оперативных систем сбора и обработки информации об уровне и темпах затрат, включая методическое обеспечение и организацию данного вида управленческих работ; неполное соответствие систем управленческого учета реальным управленческим задачам; низкая исполнительская дисциплина при решении задач управления затратами; отсутствие эффективных процедур бюджетирования в организации; отсутствие отлаженных процедур документального обеспечения бизнес-процессов, направленных на разрешение управленческих проблем.

Управлять затратами можно с помощью таких традиционных методов, как оптимизация структуры себестоимости туристского продукта, выявление наиболее значимых и проблемных статей расходов и выработка мероприятий, направленных на их снижение. Перечисленные методы являются необходимыми для внедрения системы управления себестоимостью и затратами, использование же новых методов позволит расширить возможности предприятий в этой сфере.

В учебном пособии представлены основные разделы теории управления затратами туристской организации: классификация затрат, основные системы управления затратами, распределение затрат по центрам ответственности, основы маржинального анализа, бюджетирования и контроллинга.

Теоретический материал излагается с использованием графического анализа, способствующего более глубокому пониманию методов управления затратами.

Учебное пособие предназначено для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и практических работников сферы туризма.





double arrow
Сейчас читают про: