Управление затратами туристского предприятия является составляющей системы управления организации в целом. Эффективное управление затратами предполагает реализацию всех основных функций менеджмента:
- планирование затрат;
- организация эффективного осуществления затрат, необходимых для формирования туристского продукта;
- мотивация персонала туристского предприятия к экономии затрат и выбору поставщиков услуг, обеспечивающих наилучшее соотношение цена/качество;
- координация работы служб, подразделений и специалистов туристского предприятия при формировании туристского продукта в целях снижения его себестоимости;
- регулирование затрат на формирование туристского продукта;
- контроль за соблюдением установленных норм, нормативов расхода ресурсов.
Общая схема и взаимодействие функций управления затратами на предприятии показана на рисунке 1.
Управление затратами – это выполнение всего комплекса функций управленческого цикла, направленных на повышение эффективности использования ресурсов туристского предприятии. При этом,управление затратами шире, глубже и многообразнее, а, следовательно, исложнее суммирования управления эффективностью использования отдельных видов ресурсов, поскольку учитывает их комплексное использование, возможную взаимозаменяемость и различия в величине и сроках влияния на результаты работы туристского предприятия.
|
|
Субъектами управления затратами выступают руководители и специалисты туристского предприятия и его подразделений (отделов и служб); отдельные функции и элементы управления затратами выполняются служащими предприятия непосредственно или при их активном участии. Например: бухгалтер выполняет учет затрат; менеджер по продажам, подбирая тур для клиента, формирует его стоимость.
Объектом управления затратами туристского предприятия – туроператора являются затраты на разработку, формирование и реализацию туристского продукта. Объектом управления затратами туристского предприятия – турагента являются затраты на реализацию туристского продукта.
Функции управления Элементы управленческого цикла
|
Рисунок 1. Схема взаимодействия функций управления затратами
Функции управления затратами туристского предприятия являются первичными по отношению к процессу оказания услуги, т.е. для достижения определенного полезного результата сначала нужно произвести затраты. Поэтому цель управления затратами состоит в достижении намеченных результатов деятельности туристского предприятия наиболее экономичным способом.
|
|
Прогнозирование и планирование затрат подразделяют на перспективное (на стадии долгосрочного планирования) и текущее (на стадии краткосрочного планирования).
Задачей долгосрочного планирования является подготовка информации об ожидаемых затратах при освоении новых рынков сбыта, организации разработки и оказания новых видов услуг, увеличении мощности туристского предприятия. Это могут быть затраты на маркетинговые исследования и НИОКР, капитальные вложения.
Текущие планы конкретизируют реализацию долгосрочных целей предприятия.
Если точность долгосрочного планирования затрат невелика и подвержена влиянию инфляционного процесса, поведения конкурентов, политики государства в области экономического управления предприятиями, а иногда и форс-мажорных обстоятельств, то краткосрочное планирование затрат, отражает нужды ближайшего будущего более точно, поскольку обосновывается годовыми, квартальными расчетами.
На рисунке 2 показана как прямая связь общих функций управления затратами в последовательности: планирование, организация и контроль, так и обратная связь этих функций (пунктирная линия).
Рисунок 2. Процесс управления затратами [2]
По результатам контроля вносятся изменения в планирование и организацию затрат на туристском предприятии.
Обратная связь этих функций представлена на рисунке пунктирной линией.
Деятельность туристского предприятия связана с определенными издержками (затратами). Затраты отражают объем и разнообразие использованных ресурсов. Общая величина затрат, связанных с производством и реализацией услуг (работ) называется себестоимостью. Себестоимость услуг (работ) является важнейшим качественным показателем, отражающим результаты хозяйственной деятельности туристского предприятия, а также инструментом оценки технико-экономического уровня производства и труда, качества управления. Она выступает как исходная база для формирования цен, оказывает непосредственное влияние на прибыль, уровень рентабельности и формирование общегосударственного денежного фонда-бюджета. Таким образом, затраты туристского предприятия на производство и реализацию (работ, услуг) характеризуют в денежном выражении объем ресурсов, использованных в определенных целях, и трансформируются в себестоимость.
Представление о затратах туристского предприятия основывается на трех важных положениях:
1. Затраты определяются использованием ресурсов, отражая, сколько и каких ресурсов израсходовано при производстве и реализации услуг.
2. Объем использованных ресурсов может быть представлен в натуральных и денежных единицах, однако в экономических расчетах прибегают к денежному выражению затрат.
3. Определение затрат всегда соотносится с конкретными целями, задачами, т.е. объем использованных ресурсов в денежном выражении рассчитывают для определенной функции или для одного из подразделений туристской фирмы.[3]
Управление затратами туристского предприятия основано на использовании специальных методов, т.е. способов осуществления функций управления затратами, применяемых для достижения поставленных целей.
Методы позволяют сформировать систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на установление и реализацию целей.
Методы управления затратами классифицируются по различным признакам: по направленности, содержанию и организационной форме.
Направленность методов отражает мотивы деятельности субъекта управления затратами (сотрудника, группы, подразделения, которые участвуют в процессе управления затратами туристской организации).
|
|
Содержание методов отражает специфику способов воздействия на затраты.
Организационная форма отражает характер воздействия на конкретную сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задач и создание стимулирующих условий) воздействие.
Все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии. Направленность методов управления всегда ориентирована на затраты, осуществляемые туристским предприятием.
В конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) содержание, направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления:
- организационно-распорядительные методы;
- экономические;
- социально-психологические.
Организационно-распорядительные методы обеспечивают четкое распределение обязанностей в аппарате управления, соблюдение правовых норм и полномочий в решении вопросов формирования структуры затрат, выбора поставщиков услуг, разработки норм и нормативов расхода материальных и финансовых ресурсов, а также применения мер принуждения и дисциплинарной ответственности.
Система организационно-распорядительных методов представлена на рисунке 3.
Управление на основе организационно-распорядительных методов реализуется в двух равнозначных направлениях:
- воздействие на структуру управления (регламентация, нормирование деятельности) – отражает статику управления. Эти методы получили название организационные;
- воздействие на процесс управления (организация выполнения решений, контроль) – отражает динамику процесса. Это распорядительные методы.
Экономические методы включают мероприятия по обеспечению единства экономических интересов каждого члена коллектива, подразделения и организации в целом на основе материального стимулирования в форме заработной платы, премии, дивидендов на акции, беспроцентных кредитов, а также штрафных санкций и депремирования. Экономические методы управления затратами туристского предприятия обеспечивают заинтересованность всех работников в поиске таких способов решений и действий, которые обеспечивают экономию затрат при обеспечении высокого качества туристских услуг.
|
|
|
|
|
Рисунок 3. Система организационно-распорядительных методов управления затратами
Социально-психологические методы представляют собой способы воздействия на работников, основанные на изучении каждого индивида, социально-психологического микроклимата коллектива, подразделения и всей организации, а также выявлении неформальных связей и лидеров, определении действенности применяемых стилей руководства.
Управление затратами на туристском предприятии призвано решать следующие основные задачи:
· определение затрат по основным функциям управления;
· расчет затрат по подразделениям и службам туристского предприятия;
· исчисление необходимых затрат на один турпродукт (калькулирование себестоимости);
· подготовка информационной базы, позволяющей оценивать затраты при выборе и принятии хозяйственных решений;
· внедрение компьютерных методов, способов и средств измерения и контроля затрат;
· поиск резервов снижения затрат на всех этапах формирования и реализации турпродукта;
· выбор способов нормирования затрат финансовых и материальных ресурсов;
· выбор системы управления затратами, соответствующей условиям работы туристского предприятия.
Основные принципы управления затратами основаны на системном подходе и сводятся к следующему:
· единство методов, практикуемых на разных уровнях управления затратами;
· управление затратами на всех стадиях жизненного цикла услуги – от создания до прекращения оказания;
· органическое сочетание снижения затрат с высоким качеством услуги (ориентация на повышение соотношения цена/качество);
· предотвращение необоснованных затрат;
· широкое внедрение эффективных методов снижения затрат;
· совершенствование информационного обеспечения контроля затрат;
· повышение заинтересованности работников туристского предприятия в снижении затрат.
Западные экономисты отмечают следующие принципы организации системы управления себестоимостью:
· внедрение метода управления себестоимостью по отклонениям;
· применение и систематическое обновление обоснованных норм;
· планирование затрат на всех уровнях организационной структуры;
· существенное увеличение периодичности распределения расходов и использование отдельных элементов метода «сокращенной себестоимости» («директ-костинг»);
· обобщение и анализ данных об отклонениях от норм затрат и изменениях норм по бригадам, участкам, цехам, предприятиям, по местам возникновения, причинам и виновникам;
· совершенствование методов анализа себестоимости;
Соблюдение всех принципов управления затратами создает базу экономической конкурентоспособности предприятия, завоевания им передовых позиций на рынке.[4]