Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
I.Организационный момент (1 мин.) II.Проверка домашнего задания(4 мин.) III. Целеполагание (1 мин.) IV.Изучение нового материала (16 мин.) 1)Словарно-орфографическая работа(7 мин.) 2)Фронтальный опрос (2 мин.) 3)Частичный морфемный разбор (7 мин.) V.Закрепление изученного (19 мин.) 1) Распределительный диктант(6 мин.) 2)Работа с текстом (13 мин.) а) тема текста. б) изучение биографии автора. в)установка на чтение и слушание. г)выполнение задания. д) повторение орфографии (разделительный ь и ъ). е)частичный синтаксический разбор. VI.Подведение итогов (1 мин.) VII. Оценивание работы учащихся(2 мин.) IX.Задавание на дом (1 мин.) Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Садитесь, пожалуйста. Сегодня к нам на урок пришел Незнайка, у которого очень много вопросов и он хочет получить на них ответы. Садитесь, пожалуйста. Запишите в тетрадях число и классная работа. На прошлом занятии мы с вами закрепляли тему «Слитное и раздельное написание не с глаголами». Какое было домашнее задание? Проверим домашнее задание. Ученик 1, прочитайте что у вас получилось, а остальные проверяют по своим тетрадям. Молодец! Ученик 2, прочитайте что получилось у вас? Справились! Все ли вам понятно по предыдущей теме? У остальных соберу тетради на проверку. Запишите новую тему урока в тетрадях: «Как образуются глаголы» (на слайде 1 указана тема урока). Как вы думаете, какова цель нашего урока? Верно! Ребята, с чего мы традиционно начинаем урок? Проведем словарно-орфографическую работу со словом «чувство». Найдите в орфографическом словаре это слово. Запишите его в свои тетради. Попытайтесь запомнить его написание. Как вы думаете, что же такое «чувство»? Дежурные по словарю, озвучьте нам значение слова, которое дается в толковом словаре(на слайде 2 та же информация). Проговорите слово четко,по слогам, таким образом вы запомните слово на слух. Запишите слово, мысленно проговаривая его по слогам. Отметьте ударный слог и подчеркните ошибкоопасные места (к доске вызывается ученик 3). Подберите однокоренные слова к слову «чувство», подчеркните ошибкоопасные места, обозначьте в них ударный слог. Правильно! Обратите внимание, что от словачувство образуются слова чувствовать и чувственность; от слова чувствовать слово чувствительный. Разберите их по составу(ученик 3 разбирает). Разберите по составу слово «чувство». Составьте с этим словом 2-3 предложения. Ученик 3,садись пожалуйста! Спасибо за работу! Помните ли вы, что называется морфемой? Правильно! Как вы думаете, с помощью какой морфемы образовано слово «чувствовать», которое мы с вами подобрали как однокоренное к слову «чувство»? Верно! Образовано от существительного чувство+суффикс –ова-. В словарно-орфографической работе мы с вами обозначили этот суффикс.. Как вы думаете, с помощью какой еще морфемы может образоваться глагол? Приведите примеры. Верно! Посмотрите в учебнике, что нам нужно взять на заметку? Теперь потренируемся на задании. Работа в парах. Я раздаю карточки, вы должны выписать глаголы и определить способ образования глаголов(укажите слово, от которого они образованы).Обозначьте приставки и суффиксы. Первый пример выполним вместе. Слово «стереть» образовано от глагола «тереть» с помощью приставки –с-. Если будут трудности, спрашивайте. (слайд 3). 2 парта, озвучьте, что у вас получилось. (На слайде 4 представлена проверка).Ребята, проверьте! Незнайка проверяет вместе с нами. А теперь познакомьтесь с таблицей(слайд 5) «Образование глаголов». Итак, от каких частей речи образуются глаголы с помощью приставок? А в суффиксальном способе? В приставочно-суффиксальном способе глаголы могут образовываться от разных частей речи. Зафиксируйте примеры себе в тетрадь. Сейчас я вам прочитываю слова, а вы распределяете их на 2 группы: прибежать, слепнуть, каменеть, победить, перелететь,ужинать, унести, разжать, беседовать, краснел,переписал, собрать, поиграл. 1.слова,образованные приставочным способом; 2.слова,образованные суффиксальным способом; 2 ученика к доске(пишут на обратной стороне доски). Остальные записывают в тетрадях. Сравните свои записи с доской. Все ли у вас сошлось? Посмотрите на слайд 6. Присаживайтесь, пожалуйста! В конце урока за работу поставлю вам оценки. Выполним с вами задания по тексту. Посмотрите на картинку(слайд 7).Как вы думаете, о чем будет рассказ? Всегда помогайте ближним! Протягивайте руку помощи! Раздаю вам карточки, на которых рассказ Валентины Ивановны Осеевой «Плохо». Что вы знаете о В. И. Осеевой? Даю вам больше информации о Валентине Ивановне Осеевой(на слайде 8 появляется информация): Советская детская писательница. Работала воспитательницей в детских учреждениях. Валентина Ивановна писала небольшие рассказы для детей. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 году Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ — “Гришка”. А в 1940 году вышла её первая книжка “Рыжий кот”. Прочитываю рассказ вслух.Вы должны выписать из текста глаголы, образованные приставочным, суффиксальным способами(слайд 9). Выделите приставки и суффиксы. Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький вз…ерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: - Как вам не стыдно! - А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики. - Вот это и плохо! - гневно ответила женщина. Так были ли вы правы, когда определяли тему по картинке? Выполняем задание. Ученик 4 выходите к доске. Остальные записывают в тетрадях. Я заметила, что вы выписали глаголы «выглянула», «удивилась». Какие здесь морфемы? Верно! НЕ забывайте, что глаголы могут образовываться приставочно-суффиксальным способом от разных частей речи. Какие вы выделили приставки и суффиксы в этих словах? Садитесь! Спасибо! В конце урока поставлю вам оценку. Вы заметили пропуск в слове «вз…ерошенный»? Какую букву тут нужно вставить? Правильно! А почему именно разделительный ъ? Запиши в тетрадь, подчеркните орфограмму. Выпишите из текста предложение, которое соответствует данной схеме: [= - и =]. Подчеркните в этом предложении грамматическую основу. Какое это предложение? Ребята, что вы узнали на уроке, чему вы научились? Мы достигли поставленной цели. Спасибо за работу на уроке. Мы с Незнайкой прощаемся с вами до следующего урока! Незнайке очень понравилось изучать с нами новую тему. Оценивание 3-ех учеников: 2 ученика выполняли у доски распределительный диктант; 3 ученик выписывал глаголы из текста. 1.Напишите мини-сочинение на темы(по выбору): «Мой самый хороший поступок», «Что для меня помощь ближним». Укажите способ образования глаголов, которые вы использовали в сочинении. 2.Используя материал, который записан у вас в тетрадях, подготовьтесь к устному ответу на тему: «Образование глаголов». Ученики записывают. Упражнение 576. Нужно было правильно записать глаголы с не (слитно или раздельно) и опираться на рассуждение по образцу из упражнения 575. Ученик 1: Не чувствуешь(глагол без не употребляется); не опасаешься(без не употребляется); недомогаешь(без не не употребляется); ненавидишь(без не не употребляется);не прячься(без не употребляется). Ученик 2: не был(без не употребляется);не мог(без не употребляется);не различаешь(без не употребляется);нездоровиться(без не не употребляется);не останавливаешься(без не употребляется); не отваживаешься(без не употребляется). Да! Ученики записывают. Цель нашего урока-дать понятие о способах образования глаголов: приставочном, суффиксальном и приставочно-суффиксальном способах и узнать, как образуются глаголы. Со словарно-орфографической работы. Запись слова в тетрадях. Ученики смотрят на слово, запоминают его написание. Чувство-что-либо испытывать, ощущать. Чувство-1. Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия. 2. Состояние, в котором человек способен сознавать, воспринимать окружающее. Чу-вство Чу вст во чу вст в о вать чу вст в енн ость чу вст вительный чувствовать чувственность чувствительный Чувство Радостное чувство охватило нас, когда мы увидели радугу. Мы пошли гулять с чувством спокойствия. Морфема-значимая часть слова: приставка, корень, окончание, суффикс. С помощью суффикса –ова-. С помощью приставки. Недослышать,недоговаривать Приставка –недо- в глаголах пишется слитно. Ученики выполняют задание. С тереть - тереть (приставочный); бесед овать- бесед а(суффиксальный); за блистать - блистать (приставочный); по син еть- син ий (приставочно-суффиксальный); горе вать- горе (суффиксальный); недо сказать - сказать (приставочный); поход ить- поход (суффиксальный); по стук ивать- стук (приставочно-суффиксальный). От глаголов без приставок. От существительных и прилагательных. 1.Приставочный способ: прибежать, перелететь, унести, разжать, переписал, собрать, поиграл. 2.Суффиксальный способ: слепнуть, каменеть, победить, ужинать, беседовать, краснел. Да! Рассказ о том,что всегда надо приходить на помощь другим, в любой ситуации. Детская писательница. Ученики изучают информацию об В.И.Осеевой. Ученики внимательно слушают текст. Да! Выглянула, выбежала, отогнала, крикнула, ответила, удивилась. Приставки и суффиксы. Выглянула-приставка –вы-суффикс-ну-; удивилась-приставка-у-,суффикс –и-. Разделительный ъ. Разделительные ь и ъ употребляются после согласных перед буквами е,е,ю,я,и. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Мы узнали, что глаголы образуются с помощью приставок и суффиксов. Научились верно определять способы образования и от каких частей речи образовываются глаголы. Выполнение задания: Сочинение на тему «Что для меня помощь». Хорошие поступки для меня важны. Я люблю помогать маме, животным, друзьям. Мне очень нравится радовать моих близких и не отказывать им в помощи. Перевел бабушку через дорогу, спас котенка-ты уже чувствуешь себя героем. Если каждый в мире будет помогать друг другу, то мир станет ярче, и люди будут счастливее. В любой ситуации протягивай руку помощи ближнему. Не надо жить только для себя, нужно жить и для других. Отказывать-суффиксальный способ(-ыва-),перевел-приставоч- ный способ(-пере-),радовать- суффиксальный(-ова-).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: