I.Организационный момент
(1 мин.)
II.Проверка домашнего задания(4 мин.)
III. Целеполагание
(1 мин.)
IV.Изучение нового материала (16 мин.)
1)Словарно-орфографическая
работа(7 мин.)
2)Фронтальный опрос
(2 мин.)
3)Частичный морфемный разбор (7 мин.)
V.Закрепление изученного (19 мин.)
1) Распределительный диктант(6 мин.)
2)Работа с текстом
(13 мин.)
а) тема текста.
б) изучение биографии автора.
в)установка на чтение и слушание.
г)выполнение задания.
д) повторение орфографии
(разделительный ь и ъ).
е)частичный синтаксический разбор.
VI.Подведение итогов
(1 мин.)
VII. Оценивание работы учащихся(2 мин.)
IX.Задавание на дом
(1 мин.)
| Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Садитесь, пожалуйста. Сегодня к нам на урок пришел Незнайка, у которого очень много вопросов и он хочет получить на них ответы. Садитесь, пожалуйста. Запишите в тетрадях число и классная работа.
На прошлом занятии мы с вами закрепляли тему «Слитное и раздельное написание не с глаголами». Какое было домашнее задание?
Проверим домашнее задание.
Ученик 1, прочитайте что у вас получилось, а остальные проверяют по своим тетрадям.
Молодец! Ученик 2, прочитайте что получилось у вас?
Справились! Все ли вам понятно по предыдущей теме?
У остальных соберу тетради на проверку.
Запишите новую тему урока в тетрадях:
«Как образуются глаголы»
(на слайде 1 указана тема урока).
Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Верно!
Ребята, с чего мы традиционно начинаем урок?
Проведем словарно-орфографическую работу со словом «чувство». Найдите в орфографическом словаре это слово. Запишите его в свои тетради. Попытайтесь запомнить его написание.
Как вы думаете, что же такое «чувство»?
Дежурные по словарю, озвучьте нам значение слова, которое дается в толковом словаре(на слайде 2 та же информация).
Проговорите слово четко,по слогам, таким образом вы запомните слово на слух.
Запишите слово, мысленно проговаривая его по слогам. Отметьте ударный слог и подчеркните ошибкоопасные места (к доске вызывается ученик 3).
Подберите однокоренные слова к слову «чувство», подчеркните ошибкоопасные места,
обозначьте в них ударный слог.
Правильно! Обратите внимание, что от словачувство образуются слова чувствовать и чувственность; от слова чувствовать слово чувствительный.
Разберите их по составу(ученик 3 разбирает).
Разберите по составу слово «чувство».
Составьте с этим словом 2-3
предложения.
Ученик 3,садись пожалуйста! Спасибо за работу!
Помните ли вы, что называется морфемой?
Правильно! Как вы думаете, с помощью какой морфемы образовано слово «чувствовать», которое мы с вами подобрали как однокоренное к слову «чувство»?
Верно! Образовано от существительного чувство+суффикс –ова-. В словарно-орфографической работе мы с вами обозначили этот суффикс..
Как вы думаете, с помощью какой еще морфемы может образоваться глагол?
Приведите примеры.
Верно!
Посмотрите в учебнике, что нам нужно взять на заметку?
Теперь потренируемся на задании.
Работа в парах. Я раздаю карточки, вы должны выписать глаголы и определить способ образования глаголов(укажите слово, от которого они образованы).Обозначьте приставки и суффиксы.
Первый пример выполним вместе. Слово «стереть» образовано от глагола «тереть» с помощью приставки –с-.
Если будут трудности, спрашивайте.
(слайд 3).
2 парта, озвучьте, что у вас получилось.
(На слайде 4 представлена проверка).Ребята, проверьте!
Незнайка проверяет вместе с нами.
А теперь познакомьтесь с таблицей(слайд 5) «Образование глаголов».
Итак, от каких частей речи образуются глаголы с помощью приставок?
А в суффиксальном способе?
В приставочно-суффиксальном способе глаголы могут образовываться от разных частей речи.
Зафиксируйте примеры себе в тетрадь.
Сейчас я вам прочитываю слова, а вы распределяете их на 2 группы:
прибежать, слепнуть, каменеть, победить, перелететь,ужинать, унести, разжать, беседовать, краснел,переписал, собрать, поиграл.
1.слова,образованные приставочным способом;
2.слова,образованные суффиксальным способом;
2 ученика к доске(пишут на обратной стороне доски). Остальные записывают в тетрадях.
Сравните свои записи с доской. Все ли у вас сошлось? Посмотрите на слайд 6.
Присаживайтесь, пожалуйста! В конце урока за работу поставлю вам оценки.
Выполним с вами задания по тексту. Посмотрите на картинку(слайд 7).Как вы думаете, о чем будет рассказ?
Всегда помогайте ближним! Протягивайте руку помощи!
Раздаю вам карточки, на которых рассказ Валентины Ивановны Осеевой «Плохо». Что вы знаете о В. И. Осеевой?
Даю вам больше информации о Валентине Ивановне Осеевой(на слайде 8 появляется информация):
Советская детская писательница. Работала воспитательницей в детских учреждениях. Валентина Ивановна писала небольшие рассказы для детей. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 году Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ — “Гришка”. А в 1940 году вышла её первая книжка “Рыжий кот”.
Прочитываю рассказ вслух.Вы должны выписать из текста глаголы, образованные приставочным, суффиксальным способами(слайд 9). Выделите приставки и суффиксы.
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький вз…ерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.
- Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.
Так были ли вы правы, когда определяли тему по картинке?
Выполняем задание. Ученик 4 выходите к доске. Остальные записывают в тетрадях.
Я заметила, что вы выписали глаголы «выглянула», «удивилась».
Какие здесь морфемы?
Верно! НЕ забывайте, что глаголы могут образовываться приставочно-суффиксальным способом от разных частей речи.
Какие вы выделили приставки и суффиксы в этих словах?
Садитесь! Спасибо! В конце урока поставлю вам оценку.
Вы заметили пропуск в слове «вз…ерошенный»? Какую букву тут нужно вставить?
Правильно! А почему именно разделительный ъ?
Запиши в тетрадь, подчеркните орфограмму.
Выпишите из текста предложение, которое соответствует данной схеме:
[= - и =].
Подчеркните в этом предложении грамматическую основу.
Какое это предложение?
Ребята, что вы узнали на уроке, чему вы научились?
Мы достигли поставленной цели.
Спасибо за работу на уроке. Мы с Незнайкой прощаемся с вами до следующего урока! Незнайке очень понравилось изучать с нами новую тему.
Оценивание 3-ех учеников:
2 ученика выполняли у доски распределительный диктант;
3 ученик выписывал глаголы из текста.
1.Напишите мини-сочинение на темы(по выбору): «Мой самый хороший поступок», «Что для меня помощь ближним». Укажите способ образования глаголов, которые вы использовали в сочинении.
2.Используя материал, который записан у вас в тетрадях, подготовьтесь к устному ответу на тему: «Образование глаголов».
| Ученики записывают.
Упражнение 576.
Нужно было правильно записать глаголы с не (слитно или раздельно) и опираться на рассуждение по образцу из упражнения 575.
Ученик 1: Не чувствуешь(глагол без не употребляется); не опасаешься(без не употребляется); недомогаешь(без не не употребляется); ненавидишь(без не не употребляется);не прячься(без не употребляется).
Ученик 2: не был(без не употребляется);не мог(без не употребляется);не различаешь(без не употребляется);нездоровиться(без не не употребляется);не останавливаешься(без не употребляется); не отваживаешься(без не употребляется).
Да!
Ученики записывают.
Цель нашего урока-дать понятие о способах образования глаголов: приставочном, суффиксальном и приставочно-суффиксальном способах и узнать, как образуются глаголы.
Со словарно-орфографической работы.
Запись слова в тетрадях.
Ученики смотрят на слово, запоминают его написание.
Чувство-что-либо испытывать, ощущать.
Чувство-1. Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия.
2. Состояние, в котором человек способен сознавать, воспринимать окружающее.
Чу-вство
Чу вст во
чу вст в о вать чу вст в енн ость
чу вст вительный
чувствовать чувственность
чувствительный
Чувство
Радостное чувство охватило нас, когда мы увидели радугу.
Мы пошли гулять с чувством спокойствия.
Морфема-значимая часть слова: приставка, корень, окончание,
суффикс.
С помощью суффикса –ова-.
С помощью приставки.
Недослышать,недоговаривать
Приставка –недо- в глаголах пишется слитно.
Ученики выполняют задание.
С тереть - тереть (приставочный);
бесед овать- бесед а(суффиксальный);
за блистать - блистать (приставочный);
по син еть- син ий (приставочно-суффиксальный);
горе вать- горе (суффиксальный);
недо сказать - сказать (приставочный);
поход ить- поход (суффиксальный);
по стук ивать- стук (приставочно-суффиксальный).
От глаголов без приставок.
От существительных и прилагательных.
1.Приставочный способ:
прибежать, перелететь, унести, разжать, переписал, собрать, поиграл.
2.Суффиксальный способ:
слепнуть, каменеть, победить, ужинать, беседовать, краснел.
Да!
Рассказ о том,что всегда надо приходить на помощь другим, в любой ситуации.
Детская писательница.
Ученики изучают информацию об В.И.Осеевой.
Ученики внимательно слушают текст.
Да!
Выглянула, выбежала, отогнала, крикнула, ответила, удивилась.
Приставки и суффиксы.
Выглянула-приставка –вы-суффикс-ну-; удивилась-приставка-у-,суффикс –и-.
Разделительный ъ.
Разделительные ь и ъ употребляются после согласных перед буквами е,е,ю,я,и.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо.
Мы узнали, что глаголы образуются с помощью приставок и суффиксов. Научились верно определять способы образования и от каких частей речи образовываются глаголы.
Выполнение задания:
Сочинение на тему «Что для меня помощь».
Хорошие поступки для меня важны. Я люблю помогать маме, животным, друзьям. Мне очень нравится радовать моих близких и не отказывать им в помощи.
Перевел бабушку через дорогу, спас котенка-ты уже чувствуешь себя героем. Если каждый в мире будет помогать друг другу, то мир станет ярче, и люди будут счастливее. В любой ситуации протягивай руку помощи ближнему. Не надо жить только для себя, нужно жить и для других.
Отказывать-суффиксальный способ(-ыва-),перевел-приставоч-
ный способ(-пере-),радовать-
суффиксальный(-ова-).
|