Карбюраторы серии К-151 выпускаются в трех модификациях (К-151, К-151В и К-151Н),
предназначенных для установки соответственно на четырехцилиндровые двигатели ЗМЗ
(автомобили ГАЗ) и УМЗ (автомобили УАЗ) рабочим объемом 2,45л. Третья модификация (К-
151Н) разработана для двигателей УЗАМ автомобилей ИЖ и "Москвич".
Карбюраторы К-151 по своей компоновке и конструкции существенно отличаются от
всех других карбюраторов отечественного производства, хотя их отдельные узлы и системы в
целом выполнены по типовым схемам.
Карбюраторы К-151, кроме вышеперечисленных модификаций, в зависимости от
времени выпуска имели несколько вариантов конструкции отдельных узлов и систем
Карбюраторы К-151, как и любые другие карбюраторы, представляют собой устройства
для точного дозирования топлива в потоке воздуха, образования из топлива и воздуха горючей
смеси и регулирования ее подачи в цилиндры двигателя.
Карбюраторы имеют два расположенных рядом вертикальных канала для прохода
воздуха, в нижней части каждого из которых установлена поворотная дроссельная заслонка.
Каждый из каналов называют камерой карбюратора. Поскольку таких каналов-камер два, а
привод дроссельных заслонок устроен так, что по мере нажатия на педаль акселератора сначала
открывается одна, а затем другая заслонка, карбюраторы этого типа называют двухкамерными,
с последовательным открытием камер. Камера, в которой дроссельная заслонка открывается
раньше, называется первичной, другая - вторичной.
В средней части каждого из главных воздушных каналов имеются конусообразные
сужения-диффузоры, посредством которых создается разрежение в потоке воздуха,
необходимое для подсасывания топлива из находящейся в корпусе карбюратора специальной
емкости - поплавковой камеры. Нужный для нормальной работы карбюратора уровень топлива
в поплавковой камере поддерживается постоянным (точнее, почти постоянным, о чем речь
ниже) при помощи механизма с поплавком и запорной иглой
Следуетотметить принципиальное отличие поплавкового механизма карбюраторов К-151
от аналогичного устройства всех других отечественных карбюраторов: он полностью, вместе с
иглой и поплавком, размещен в корпусе карбюратора и доступен для визуального контроля
после снятия крышки, без нарушения естественного взаимодействия поплавка с уровнем
топлива. Такая конструкция носит название поплавковой камеры с нижней подачей топлива
верхней - крышки корпуса, с фланцем и шпильками крепления воздушного фильтра, с
устройством вентиляции поплавковой камеры и деталями пускового устройства, с семью
винтами крепления к корпусу карбюратора через картонную прокладку;
средней- корпуса карбюратора, с поплавковой камерой и поплавковым механизмом,
топливоподводящим штуцером и топливодозирующими системами;
нижней- корпуса дроссельных заслонок, с дроссельными заслонками и механизмом их
привода, а также с устройством холостого хода, крепящемуся к корпусу карбюратора
снизу двумя винтами через составную прокладку, состоящую из двух тонких -
картонных и одной толстой - текстолитовой.
В карбюраторе имеются следующие системы, устройства и механизмы:
поплавковый механизм,
топливодозирующие системы:
главные дозирующие системы первичной и вторичной камер,
система холостого хода,
переходная система вторичной камеры,
эконостат,
ускорительный насос
пусковое устройство,
клапан-экономайзер отключения топливоподачи на режиме принудительного холостого
хода (ЭПХХ),
система принудительной вентиляции картера,
система вентиляции поплавковой камеры,
механизм управления дроссельными заслонками.