Формирование научно-философского понятия материи

Понятие материи является фундаментальным как для филосо­фии, так и для естествознания. Их связь при решении основного вопроса философии (об основе единства мира, человека, сущности бытия этого мира) определила этапы, эволюцию взглядов на материю и ее атрибуты, что, в свою очередь, нашло отражение в существовании основных исто­рических форм материализма.

Можно выделить несколько этапов в развитии взглядов на мате­рию: античная философия, эпоха Возрождения и позднейшее разви­тие философии и естествознания, марксистская философия.

В античностифилософия строилась на обычной наблюдательно­сти (первый этап). Выводы делались на основе обобщений повседневно­го опыта. Характерная особенность взглядов на материю в этот период заключалась в том, что какой-то элемент природы считался самым эле­ментарным, входящим в каждую вещь природы (всего мира).

Такой взгляд на материю позволял проще объяснять качественное разнообразие мира: вещи возникают в результате соединения и разъеди­нения указанных элементов. Для Демокрита материя - это атомы, которые имеют свою проти­воположность - пустоту (то место, где нет атомов). Они не обладают ка­кими-нибудь качествами, а только отличаются друг от друга величиной. По Демокриту, все состоит из атомов, в том числе и душа.

Последователь Демокрита - Эпикур наделил атомы самодвиже­нием Он объяснял, что они в своем движении могут случайно нарушать закономерные траектории. Это имело большое значение для того, чтобы объяснить связь между движением и развитием. Атомистическая гипо­теза материи оказала влияние на развитие естествознания, получила ши­рокое распространение в науке Нового времени.

Аристотель под материей понимал какой-то бесформенный, ли­шенный активности субстрат (то, на чем все держится), который приоб­ретает движение и деятельность только после соединения с формой,т.е Богом.

Средневековая философияв разработке понятия материи не достигла уровня древнегреческой, однако она сосредоточила внимание на духовной жизни человека, что содействовало развитию и обогаще­нию содержания понятия сознания.

Второй этап в становлении взглядов на материю связан с даль­нейшим развитием представлений о мире. Материя в это время отожде­ствлялась с веществом, атомами. Русский ученый Д.И. Менделеев отме­чал, что вещество (или материя) имеет вес, массу и т.д. Н. Коперник и Д. Бруно в своих работах возродили представления греческих философов о внутренней активности материи Д Бруно счи­тал материю единым началом всего существующего, утверждал, что для природы Бог не нужен. Он высказывал идеи о единой бесконечной суб­станции, из которой возникает множество миров. Такие мысли созвучны проблеме материального единства мира.

Развитие математики и механики содействовало изучению природы и обогащению представлений о материи. Материи приписывались такие свойства, которые изучались на основе механики Ньютона: протяженность, непроницаемость, инерция, вес, неизменная механическая масса и др.

На основе механистического понимания материи природа пред­ставлялась в виде сложной механической системы, элементами ко­торой являются атомы. Абсолютизация роли законов механики при познании материи привела к забвению представлений античной фило­софии о самодвижении материи. На вопрос, что заставляет материю двигаться, был дан ответ- первотолчок. Но что это такое9 Значитель­ную часть своей научной деятельности Ньютон посвятил поиску ответа на этот вопрос. Механицизм требовал наличия источника движения ма­терии в механистической картине мира за ее пределами, вне материи.

Важно при этом подчеркнуть и то, что механистические пред­ставления о материи нельзя было распространить на общественные и духовные процессы, понять процесс развития материи до возникновения сознания. Сознание просто соотносилось с материей, но между ними не налаживалась связь на научной основе. Отсутствовал взгляд на бытие как развитие единой природно-социальной системы. В результате "мате­рия" и "сознание" метафизически противопоставлялись друг другу, рас­сматривались вне развития, как застывшие, неизменные.

Третий этап в эволюции взглядов на материю относится к сере­дине XIX в. В естествознании и в социальной практике сложились пред­посылки диалектического понимания сущности мира. И связаны они в значительной мере с деятельностью К. Маркса и Ф. Энгельса. Новое объяснение материи, а точнее диалектики материи и сознания, позволи­ло лучше постигнуть сущность отношений человека к миру и самому человеку.

По Ф. Энгельсу, материя бесконечна не только в количественных, но и в качественных отношениях. Ей присущи противоречивость и самодвижение. Это активное начало мира. Материя первична по отно­шению к сознанию, которое является результатом развития материи. Мир — это материальный мир со множеством вещей и явлений, которые остаются и исчезают, отражаются в сознании человека, но существуют независимо от него, объективно.

Материя - понятие, философская категория, считал Ф. Энгельс, которая отражает, обозначает своим содержанием то общее, что харак­терно всем вещам и явлениям окружающей среды, - объективность их существования.

Материя не существует вне вещей как что-то, положенное рядом. "Материя как таковая, - считал Ф. Энгельс, - это - чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием мате­рии. Материя как таковая, в отличие от определенных существующих материй, не является чем-то чувственно существующим"'. Каждая чув­ственно, реально существующая вещь (в современных представлениях -вещество и поле) существует объективно, т.е. вне и независимо от чело­века. И это общее свойство всех элементов мира и есть материя. Это общее нельзя воспринимать чувственно, а только при помощи разума. Отсюда определение Ф. Энгельсом материи как абстракции, философ­ской категории.

Новое понимание материи позволило К. Марксу и Ф. Энгельсу сформулировать принцип материалистического понимания истории, по­нять диалектику материи и сознания, показать эти категории как очень широкие, которые позволяют понять не только сущность отношений че­ловека к миру, но и самого человека. При этом в методологическом от­ношении не имеет значения, каким подходом пользоваться при анализе исторического процесса — формационным или цивилизационным, по­скольку сознание - это не только свойство высокоорганизованной мате­рии (мозга), но и продукт общественной жизни, отражение материаль­ного бытия людей. Мир есть материя, которая закономерно развивается, а сознание - закономерный результат этого развития. Мир един.

В.И. Ленин, анализируя кризис в естествознании, главным обра­зом в физике, возникший на рубеже XIX—XX вв., в работе "Материализм и эмпириокритицизм" пришел к выводу: "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его; которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них".

Выражение "кризис в естествознании" не совсем точно харак­теризует ситуацию. Естествознание (а также и физика) развивалась довольно успешно. Кризис наблюдался в философском осмыслении но­вых открытий. Прежнее понимание материи не могло "работать" по той причине, что вместе с таким видом материи, как вещество, был открыт другой ее вид - поле. Более того, эти виды материи не только взаимо­связаны, но и при определенных условиях преобразуются один в другой. Вещество охватывает только те объекты и системы, которые обладают массой покоя. Фотоны, нейтроны и другие элементарные частицы массы покоя не имеют. Именно по этой причине к ним нельзя было применить старое понимание материи.

Таким образом, категория "материя" одновременно выполняет и гносеологическую, и методологическую функции, поскольку:

1) материя определяет сущность мира и является основой единст­ва мира;

2) логика вещей (объективного) мира определяет логику понятий, знаний человека, формируя их в единую систему (научная картина мира);

3) материальная деятельность человека - источник познания и критерий достоверности знаний, поскольку сознание является отражени­ем, образом объективной реальности.

Диалектико-материалистическое понимание материи мировоззренчески и методологически ценно не только для естествознания, но и для социальной практики. Оно позволя­ет рассматривать общественную жизнь как функционирование и разви­тие сложной материальной системы — человеческого общества, которое представляет собой единство материальных и духовных факторов: об­щественное сознание - отражение общественного бытия, но и общест­венное сознание воздействует на общественное бытие, изменяет его в процессе человеческой деятельности.

Современное естествознание, а также обществоведение, исследуя разные системы материального и духовного мира, расширяют наши представления о структуре и свойствах материи.

3. Философия о разнообразии и единстве мира. Научная карти­на мира.

Материальное единство мира чаще всего рассматривается в трех аспектах: С убстанциональном, атрибутивном и генетическом.

Для материи как субстанции характерно качественное разнообра­зие, что связано со взаимопревращением всех материальных вещей и процессов друг в друга. Но материя при этом сохраняется относительно количественного и качественного разнообразия. С субстанциональным единством мира связано атрибутивное его единство, которое проявляется в сохранении в материи таких атрибутов (свойств), как движение, развитие, пространство, время, отражение Ма­терия является основой единства всех атрибутивных свойств.

Генетическое единство мира связано со всеобщностью развития материи, которое реализуется как саморазвитие. Признание всеобщностисаморазвития делает излишними представления о каких-то внешних си­лах (первотолчки, вечный двигатель, абсолютная идея, Бог и т.д.) для генезиса материи как объективной реальности В процессе развития ма­териальных систем материальное единство мира сохраняется, но это не значит, что мир остается постоянно одним и тем же.

Сущность диалектико-материалистической концепции мате­риального, единство мира заключается в следующем:

· - мир материален по своей природе, существует вне человека и независимо от него;

· - мир представляет собою единое целое, которое складывается из множества разнокачественных и взаимосвязанных частей, элементов, материальных систем этого целого;

· - мир находится в постоянном движении и развитии, но материя при этом сохраняется, она вечна, несотворима и неуничтожима. Источ­ником движения и развития являются внутренние противоречия (для ко­нечных материальных систем - внутренние и внешние);

· - развитие представляет собой переход от простого к сложному, порождает качественно обособленные системы - неорганический мир, органический мир и общество;

· - материальное единство мира проявляется в наличии всеобщих свойств и закономерностей (законов и категорий диалектики). Принцип материального единства мира пронизывает содержание всех принципов, законов и категорий диалектики, выступая всеобщей методологической основой познания, преобразования и объяснения мира.

Диалектико-материалистическая концепция единства мира не ог­раничивается абстрактными постулатами, а обобщает и опирается на данные естественных и общественных наук, являясь для них общей ме­тодологией.

Принцип материалистического понимания истории расширил пред­ставления о единстве мира, позволил рассматривать развитие общества как естественно-исторический процесс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: