Прежде чем давать слушателям определение сетевого маркетинга, необходимо рассказать, на чем основана идея этого бизнеса. За основу можно взять цитату из книги Д. Кардавы [9], который пишет, что «в каждом из нас от природы заложена потребность делиться с людьми информацией, особенно с близкими людьми, с теми, кто нам верит по-человечески или профессионально. В этом и заключена базовая идея сетевого маркетинга, весь смысл этого бизнеса, его психология. Отец-основатель сетевого маркетинга Карл Ренборг называл его «маркетингом по рекомендации». Называл так, потому что видел: люди все равно делятся с другими информацией о купленном товаре или услуге и, если этот товар или услуга им нравится, рекомендуют его своим близким и друзьям. Но получают они за это не деньги, а моральное удовлетворение. Как настоящий американец, Ренборг подумал: «А почему бы им за это не заплатить?» И он начал платить. Американцам понравилась эта система: просто рекомендуя другим «опробованный на себе» товар, человек получал хорошие деньги».
Напомните вашим слушателям, что «мы всю жизнь занимались сетевым маркетингом, не отдавая, правда, себе в этом отчета. Вспомните: когда мы покупаем какую-нибудь хорошую вещь, что мы делаем прежде всего? Правильно, звоним друзьям и делимся своей радостью по поводу приобретения. Мы с удовольствием описываем, как «это» на нас сидит, как подходит к нашей кофточке, ну той, помнишь, в горошек, или как «это» заводится с пол-оборота, или как «оно» тютелька в тютельку встало между пианино и шкафом. Но если раньше мы делали все это бесплатно, получая лишь моральное удовлетворение, то, будучи дистрибьютором сетевой компании, мы получаем за это деньги в том случае, если наши знакомые заинтересуются нашим рассказом и тоже приобретут вещь, о которой мы им рассказали. От кого деньги? От компании, которая произвела эту вещь. За что? За то, что мы рекламируем продукцию этой компании» (А. Синамати [20]).
Объясните, что смысл сетевого маркетинга в том, что товар, который производится какой-либо компанией, распространяется не через магазины, а из рук в руки с помощью независимых распро
___________________________Что такое сетевой маркетинг
странителей (дистрибьюторов). Распространители приобретает товар у компании по оптовой (дистрибьюторской) цене и предлагают его другим людям. В качестве вознаграждения, 'кроме разницы между оптовой и розничной ценой, дистрибьютор получает от фирмы определенное комиссионное вознаграждение.
Кроме того, дистрибьютор имеет возможность привлекать к распространению товара других людей. Эти люди также подписывают соглашение с компанией, самостоятельно занимаются распространением товара и, в свою очередь, также привлекают других людей. Каждый дистрибьютор получает от компании определенный процент комиссионного вознаграждения от объема закупок, сделанных людьми, которых он привлек к сотрудничеству с компанией. Задача компании - регулярно снабжать каждого дистрибьютора продукцией и выплачивать комиссионное вознаграждение.
Суть многоуровневого маркетинга можно выразить одной фразой:
Вы пользуетесь продукцией, которая вам нравится, рекомендуете другим людям делать то же самое и получаете за это деньги.
Приведем еще несколько цитат, разъясняющих концепцию сетевого маркетинга.
По мнению Д. Барбера [I], «концепция сетевого маркетинга
базируется на трех простых положениях:
1) независимые дистрибьюторы находят продукцию, которая им самим по душе, и демонстрируют ее людям, которых они знают (друзьям, родственникам, соседям и знакомым), или людям, с которыми они так или иначе сталкиваются в жизни;
2) дистрибьюторы показывают возможности этого бизнеса своим друзьям, родственникам, соседям и знакомым;
3) в свое свободное время, накапливая опыт, приобретая дополнительные знания, набираясь уверенности, дистрибьюторы учат других людей, которые только вступают в этот бизнес».
Д. Кардава [9] пишет, что «многоуровневый (сетевой) маркетинг - это маркетинговая концепция, смысл которой заключается в множащемся виде дохода.
Концепция сетевого маркетинга проста. Компания (или отдельный человек) подбирает ядро энтузиастов и обучает их особенностям бизнеса и продукта. После этого компания целиком за-
Александр Синэмати__________________________________
висит от того, как эти люди расширяют свой бизнес, то есть «рекрутируют» новых сотрудников - дистрибьюторов. Компания обеспечивает каждому из них возможность построить собственную сеть путем привлечения к делу 4-5 дистрибьюторов следующего уровня и так далее. Именно поэтому сетевой маркетинг называют «народным» бизнесом».