I.Трудности формообразования

1. Одной из особенностей личных местоимений он, она, оно, они является то, что после простых предлогов (без, в, для) и ряда предлогов наречного происхождения (возле, вокруг) в косвенных падежах употребляются не обычные падежные формы этих местоимений (его, ее, их), а особые варианты, начинающиеся с н-: говорить с ней, думать о нем, вокруг них.

2. После предлогов, образованных от существительных и деепричастий, начальное н- не прибавляется: не в пример ему, в отношении его, благодаря им.

3. Грубой ошибкой в речи считается прибавление падежного окончания имени прилагательного к притяжательным местоимениям его, ее, их. Необходимо говорить: ее тетрадь, их решение (не ихний, ихняя).

4. Нужно обратить внимание на употребление глаголов тосковать, скучать, грустить, стрелять и др. с личными местоимениями 1 и 2 лица. Эти местоимения должны стоять в форме предложного падежа: скучаю о\по вас, тоскую о\по нас (не нам, вам), стреляют по нас (не нам).

Практика

Упражнение 71

Раскройте скобки, найдите ошибки в употреблении местоимения, определите ее характер. Объясните постановку знаков препинання в предложениях № 9, 10

1.Для ней нет имени.

2.Ихний ребенок.

3.Около его толпился народ.

4.Сзади его шла нагруженная вещами телега.

5.В сумрачные осенние дни я часто грущу по вам.

6.Вокруг их стояли войска.

7.По евонному приказу нас и уволили.

8.Она подошла к ему и поклонилась в ноги.

9. Девочка хорошо училась, к (она) часто обращались товарищи с вопросами.

10. Машина шла бесшумно, быстро и легко, и все любовались (она).

Блок информации

II.Трудности употребления

II 1. Употребление местоимений себя и свой при двух лицах создает неясность в тексте.

Например:

Профессор предложил ассистенту прочитать свой доклад (чей доклад нужно прочитать: профессора или ассистента?).

В таких конструкциях местоимения себя и свой следует заменять личными или притяжательными местоимениями (ему, ей, мой, твой, его, ее).

Правильно:

Профессор предложил ассистенту прочитать его доклад.

В некоторых случаях возможна перестройка предложения в сложноподчиненное, и тогда допустимо оставить местоимение свой, так как оно будет относиться к одному лицу.

Правильно:

Профессор предложил, чтобы ассистент прочитал свой доклад.

Вариант исправления зависит от того, какую конкретную мысль вы вкладываете в предложение.

Практика


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: