Израиль

Закончу повествование об экскурсиях из Шарма описанием самой грандиозной поездки, которую можно совершить, находясь на Синае.

Экскурсия в Израиль однодневная, начинается поздно вечером (выезд из отеля) и заканчивается ближе к ночи следующего дня (когда вас вытаскивают из транспорта и сгружают на рецепшене, ибо идти самостоятельно вы уже не можете).

Сразу скажу – впечатлений от этого путешествия будет масса, и святые места Иерусалима, буквально пропитанные древней библейской историей – это уникальный опыт, который запоминается на свою жизнь. Но, моя личная рекомендация – не ездить на эту экскурсию с детьми, нервными или нездоровыми людьми, а также с больными ногами. Очень много пеших маршрутов, переходов, старинных улочек с лестницами… впрочем, обо всем по порядку. Как это было с нами.

Мы выдвинулись из отеля вечером на микроавтобусе. Из Шарма нас довезли до приграничного города Табы, а там уже пересадили в большой автобус, где собрались люди с разных отелей и от разных операторов.

Уже в Табе выяснилось, что египтяне не могут пересекать границу Израиля. Таковы издержки конфликта наций. Поэтому через границу мы пойдем самостоятельно, без сопровождающих, а на той стороне нас уже встретят. Израиль и Египет вполне способны договориться на уровне совместного бизнеса, которому политические дрязги по барабану.

Плюс обнаружилась небольшая проблема – в нашу дружную русскоязычную компанию затесалась барышня британка, да еще и с восьмилетним ребенком. В отеле ей обещали отдельный автобус с англоговорящими людьми, а в итоге посадили в наш. И сказали, что другой автобус ушел, не дождавшись ее.

Сбивчивые объяснения наших сопровождающих, стоящих возле дюжины микробасов, показались и ей, и мне весьма неправдоподобными. Скорее всего, человек, продавший ей тур, не смог собрать группу англоязычных людей, но отменять тур и отказываться от денег не захотел, поэтому присоединил британку к русо туристам. Понадеявшись на чисто египетский авось. Собственно, авось сработал. Меня, как человека учившего английский в бывшей британской колонии, вычислили быстро. И вежливо попросили побыть синхронным переводчиком для дамы – ну не бросать же ее тут в полном непонимании…

В какой-нибудь другой ситуации я бы, может, и возмутилась. Но тут сработало правило «не было бы счастья». Мне было слегка одиноко и скучно, а тут сама собой представилась возможность всю дорогу общаться в хорошей компании – британка была примерно моего возраста и весьма коммуникабельна, поэтому все как-то само собой сложилось «заельфоль», что по-арабски значит… ну примерно то же самое, что по-русски. Ништяк.

И сколько раз я потом благодарила египетских богов за эту неожиданную компанию, когда мы оказались на израильской границе! Вот уж где я честно сошла бы с ума, окажись там в гордом одиночестве и без возможности скоротать время за бабским трепом!

Потому что израильская граница – это какой-то ужас. И мы еще попали не в худшее время. Говорят, что на христианские праздники толпа паломников может простоять и сутки. В билетах всех туроператоров так и написано – организующая сторона не несет ответственности за время прохождения израильской границы! Это, можно сказать, легендарная полоса препятствий, про которую молчат все – и гиды, и пляжники, и зачастую туристы. Которые не любят вспоминать, какой ценой им доставались впечатления от Святой земли.

Граница – это несколько километров вялотекущей очереди. В змейку и по переходам между постами. На каждом посту государственные служаки тянут резину, долго разглядывают каждый паспорт, мучают дурацкими вопросами – типа, почему вы говорите по-английски, если вы русская? Да по привычке, я уже два часа по-английски говорю с вот этой леди. А кто она вам? А почему она британка, а группа русская? А, извините, это у вас загар или кожа смуглая? А в роду у вас арабов не случалось? И на закуску – с какой целью вы едете в Израиль? Мама дорогая, еду, знаете ли, на деревню к дедушке Макару, попутно затесавшись с полусотней египетских отпускников, собравшихся на экскурсию в Иерусалим!

В общем, где-то на третьем пункте личностного досмотра и провокации мы с британской барышней не выдержали и заявили, что ее сын хочет спать и болеет. Хотя никаких признаков усталости или болезни упомянутый не проявлял. Как взрослый мужчина, малыш стоически выдерживал ночной переход и очередь. Но сердобольные граждане Российской Федерации нас теперь пропускали и слова не говорили. Потому что прекрасно понимали – если к этой тягомотине добавятся детские капризы и плач – будет плохо всем.

В итоге прорвались через границу и уселись в кафешке ждать остальных. По крайней мере, мы уже не стояли в очереди, а чинно восседали на стульях, пили кофе, а мелкий дремал у мамы на коленках. Время как-то незаметно подходило к рассвету.

Первое место посещения – Мертвое море, легенда израильской земли.

Естественно, мы посетили прибрежный магазинчик, где продавалась косметика с морской солью. Цены были заоблачными, но безбожными. Видимо, все божественное сконцентрировалось вдалеке от берегов, в районе храмовых комплексов Иерусалима.

Плавать в море можно было бесплатно. Но очень холодно – январь месяц, как-никак. Вода удивительная – маслянистая, тяжелая. Как будто не вода вовсе, а какая-то неведомая субстанция. Соль под ногами лежит огромным слоем, хрустит и покалывает.

О целебных свойствах Мертвого моря могу сказать одно – в силу того, что в Египте я носила новые тапочки (из зимы в лето приехала), у меня на ногах нещадно кровоточили мозоли. А море их щипало очень чувствительно. Однако через полчаса мои кровавые раны волшебным образом затянулись и более до конца отпуска о себе не напоминали ни разу. Теперь я понимаю людей, которые приезжают туда лечиться на неделю-две. Мне получаса хватило, чтобы осознать колдовскую силу этого природного явления.

Еще более впечатляет вид Мертвого моря с горы. Прозрачное, темно-голубое с белыми прожилками солевых отрогов, реально мертвое – никакой живности ни на поверхности, ни в округе. Грандиозное и одновременно пугающее зрелище.

Немного, к сожалению, испорченное видом пляжа. Мне, как неопытному человеку, прибрежный район показался просто непрезентабельным и грязноватым. А вот дама, которая была в Израиле целенаправленно, на лечении, та прямо заявила, что это не пляж, а свинарник. И место очень унылое и мелкое. Видимо, все лучшие отрезки побережья заняты территориями отелей. А экскурсантам достаются вот такие неприменимые в турбизнесе кусочки.

Впрочем, сравнивать было не с чем, да и вид самого моря, а также ощущения от него как-то благородно вытеснили из головы все, что касалось пляжа.

Дальше наш путь простирался по святым местам. Добраться до которых мы могли, только посетив предварительно еще один магазин – со всяческими вещицами, которые в храмах можно (и нужно) освящать. Наш экскурсовод пропел известную песню о том, что покупать иконки, кагор и прочие мелочи нужно только в специальных местах у настоящих христиан, которые по пять раз на дню моют полы святой водой. И потому, видимо, простой магнитик стоит там не иначе как пять долларов, а за кагор просят сорок.

Собственно, все эти «заготовки» мы делали для посещения величественного памятника архитектуры и истории – Храма Рождества, расположенного в Вифлееме.

Официально этот город относится к территории Палестины, а не Израиля. А формально пересечение границы заключается в проезде через два блокпоста с хмурыми погранцами.

Храм Рождества Христова, куда мы прибыли для поклонения и осмотра (кто зачем) – это один из самых древних на Святой Земле. Как нам рассказывал гид, церковь построили еще при византийской царице.

Одна из достопримечательностей храма – заложенный камнем проход, который называют вратами смирения. В силу того, что высота этого прохода – всего полтора метра, практически каждому человеку приходится низко нагнуться, чтобы зайти в храм.

Опять же, как рассказал нам гид, раньше эти ворота были значительно выше и шире, как и полагалось в грандиозной храмовой постройке. Однако во время захвата территории сарацинами неверные узурпаторы изволили являться в храм верхом и устраивать конные прогулки и гульбища внутри. Тогда просторный вход и превратили в миниатюрный лаз.

Строение храма невозможно описать словами, а, если пытаться, то это займет огромное количество времени и ненужных слов. Такие вещи следует видеть собственными глазами. И ощущать кожей величие истории вокруг себя.

В этом же храме находится и Вифлеемская звезда – ниша-грот, в которой, по преданию, родился Иисус, Чудотворная икона Вифлеемской Божьей Матери, которая забирает у людей их грехи, а также пещера, в которой захоронены дети, убитые по приказу царя Ирода.

Мои личные впечатления – это врата смирения и Спас нерукотворный.

Насчет святого лика нам гид сказал, что в редких случаях он подмигивает тем, кто на него смотрит. То ли это такой обман зрения, то ли особая милость небес, но каждый может попробовать приглядеться. Меня как током прошибло, когда он мне действительно подмигнул. Моя компаньонка, к сожалению, подобной радости не разделила. А я, как существо сугубо маловерующее, тоже сочла произошедшее обманом зрения, но запомнила. Без фанатизма и без скептицизма. Так есть.

А с вратами смирения произошла вообще история – мама не горюй! Слева от тех самых легендарных ворот, в которые когда-то въезжали конные сарацины, были еще одни, попросторнее. И, как только гид нам продекламировал исторический факт про арабов, которые заезжали в храм на конях, в соседние ворота совершенно бессовестно въехал небольшой трактор. С арабом на сиденье. Покружился по храмовому полу, что-то поискал и выехал обратно тем же манером.

Зрелище было потрясающее. Особенно в контексте рассказанного.

Но после грандиозных впечатлений от храма нас ждало очередное разочарование – местный обед.

Мы столовались в семейном пансионате, где готовят «по-домашнему». Как выяснилось, напитки в цену обеда не входят, никакие. Даже чай. Банка фанты стоит три доллара. На столах – ущербные покоцанные кувшины с серой водичкой, настолько неприглядной, что даже руки в ней мыть не хочется.

Еда тоже оказалась не лучшего качества – все почему-то холодное (хотя мы нигде не задерживались, шли по расписанию, как электричка). Что-то недосолено, что-то переперчено… В целом, на удивление невкусно, особенно, после египетских отельных изысков. Но, главное, желудок набили – и уже что-то.

Дальнейший переезд по спорным территориям Израиля и Палестины произвел на меня еще более удручающее впечатление – везде пейзажи постапокалипсиса, жутковатого вида дома, куча разбросанных камней и мрачных военных с автоматами. Как я поняла, у них без этого режима никак – постоянно какие-то конфликты, которые иначе как с помощью АКМ не уладишь. Впрочем, нас не трогали и даже, в общем-то, не замечали.

Однако любят на этой земле контрастировать между древне-историческими памятниками и вот такой апокалиптичной жутью…

Следующая наша остановка – Храм Гроба Господнего.

Наученная опытом посещения Вифлеемской звезды и магазина со святыми полами, я улучила минутку и затарилась свечками и магнитиками в местной лавочке. На доллар тридцать три свечки охапкой, еще на один – четыре магнитика.

Гид на меня не просто обиделся – вызверился и наорал. Дескать, всю святость нарушаете, гражданочка! Послала его в райские кущи колоситься. Дурак.

Итак, мы прибыли. Наконец-то.

Храм Гроба – это еще один многовековой памятник истории, о котором можно рассказывать много и красочно, как это делают израильские гиды. Они очень вдохновенно описывают вехи и перипетии целой эпохи христианских, иудейских и мусульманских войн, крестовых походов и высоких политических баталий, отражение которых можно найти в сотнях деталей Храма.

Здесь находится Голгофа – место, где был распят Иисус. Здесь же, по преданиям, захоронен череп Адама, первого человека на земле. В самом сердце храма за мраморными стенами покоится гробница Иисуса.

В этих стенах – полторы тысячи лет истории завоеваний, разрушений и религиозных войн. Персы, арабы, европейцы, византийцы… Крестовые походы и русские императорские семьи, жертвовавшие храму величественное убранство.

В этом же храме горит Благодатный огонь, который раз в год даруется с неба – историю об этом удивительном явлении вам тоже расскажет гид, и даже покажет, где во время богослужения является людям небесное пламя. Не буду отнимать у вас удовольствие услышать эту историю вживую и увидеть ее воплощение на Святой земле.

Мое повествование пойдет дальше – прямиком в геенну огненную, где мы, к слову, тоже побывали.

Образное выражение в русском языке существует давно – гореть тебе в геенне огненной. А вот что это за геенна – мало кто представляет.

Удивительно, но факт. Данное место существует не в мифическом аду, а вполне себе посередине израильского города Иерусалима. И является глубоким ущельем посреди центрального водораздела.

Как нам рассказал гид, в свое время именно на этом месте находился жертвенник идолопоклонников. И именно здесь полыхал костер, в который бросали своих первенцев прислужники кровавого бога Молоха. Древнее название этого анти-священного места - Гэй бен-Ин или по-другому Геин. Дальнейшая трансформация восточных слов в русской культуре, собственно, и проявилась в выражении огненной геенны, в которую посылали гореть особо нечестивых личностей. Но теперь это вполне себе зеленеющий овраг возле иерусалимской стены, и рядышком трамвайчик ходит.

Следующая наша остановка – Стена Плача.

Стена Плача – это самое святое место в Израиле. По сути –единственное, что осталось от разрушенного Иерусалимского храма. Поэтому там и плачут – скорбно моля бога возродить израильский народ и храм, как символ величия страны.

«Религиозные евреи всего мира молятся в сторону Израиля, евреи в Израиле молятся в сторону Иерусалима, а евреи в Иерусалиме молятся в сторону Стены Плача» - цитирую гида.

Традиционно между камнями в стене закладывают записки с просьбами о здоровье, достатке, спасении души и удаче в делах.

На подходе к Стене меня тормознула местная полиция. Всех желающих прислониться к святому месту проверяли и сканировали, как в заправской проходной секретного объекта. Мне заявили, что моя бутылка кагора, будучи разбитой, превращается в страшное оружие для правоверных евреев. И не пропустили. У меня то ли усталость сказалась, то ли общее странное и противоречивое впечатление от поездки, но я не выдержала и на помеси английского и арабского высказала все, что думаю об Израиле и его жителях. Жителей богоизбранной страны впечатлило. Гида тоже. Он зачем-то присоединился к моим ругательствам, отобрал у меня кагор и затащил на площадь возле Стены.

Поглазела на эту самую стену, на золотой купол скалы, на молитвенно качающихся правоверных… И все. К сожалению, в какие-либо еще святые места мы больше не заходили. Народ потолкался на площади, особо вдохновенные даже всплакнули слегка. Моя британка убежала с сыном в туалет, а я просто стояла себе посреди всего этого людского потока и думала: все прекрасно, вся эта серьезная и очумевшая от собственной избранности земелька с каменьями тоже хороша, но хочется обратно в Египет. Поскорее бы уже.

Но нас ждали еще полчаса брожений по сложносочиненным улочкам и мостовым, вялые приставания торговцев. Казалось бы, меня мало что может удивить, но нашлось чему. Двое из нашей группы попросились на часик остаться, а присоединиться к группе уже на границе. Один черт, мы там час проторчим, пока все пятьдесят человек пройдут. Гид не возражал. Однако когда парни спросили, сколько будет стоить такси до границы, сумма меня повергла в настоящий шок: сто долларов! Это притом, что расстояние до пункта перехода – всего семь километров!

Гид еще очень странно посмотрел на наших отщепенцев и витиевато высказался, что вот так некоторые и поступают – отваливают от группы, а потом остаются жить, понимаешь ли, в Израиле. Тоже мне, хотели бы – двадцать раз бы уже нашли возможность потеряться по дороге. Да и что в этой стране делать-то? С такими негостеприимными и заносчивыми людьми, которые воображают о себе невесть что и на каждом шагу в тебя калашами тычут.

Не, я обратно, во тьму египетскую. На дворе ночь, спать охота немыслимо. Границу мы проскочили как мыши, за считанные минуты. На той стороне нас, уставших и обалдевших, радостно приняли в свои объятья арабские братья. Всех желающих напоили чаем, развезли по отелям и даже дотащили до рецепшена тех, кто уже был не в силах передвигаться самостоятельно – кто от усталости, а кто от святого кагора, употребленного в автобусе…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: