Тенденции снижения налога на прибыль

Снижение ставки налога на прибыль корпораций является не только тенденцией последних лет, но и глобальным мировым трендом, который отчетливо проявляется на протяжении нескольких последних десятилетий.

В налогообложении прибыли корпораций стало сокращение ставки налога на прибыль в основном за счет снижения платежей в национальный бюджет (во всяком случае, для 8 стран ОЭСР, в которых налог на прибыль распределяется по бюджетам разных уровней).

Тенденция к снижению ставок налога на прибыль в целях стимулирования инвестиций и притока капитала сдерживается ограниченными возможностями для расширения базы налога на прибыль, а также необходимостью улучшения инвестиционного климата по другим направлениям.

Для этого исследователи PricewaterhouseCoopers (PWC) используют показатель эффективной ставки налога на прибыль, которая определяется исследователями как отношение уплачиваемого налога на прибыль к прибыли усредненного предприятия до уплаты налогов.

Сравнение России с другими странами требует учета такого показателя, как количество часов, которые предприятие-налогоплательщик в среднем тратит для расчета налога на прибыль. Если предприятие в России в среднем тратит на расчет данного налога 160 ч в год, то в большинстве европейских стран этот показатель составляет от 20 до 40 ч.

Связь между налоговой политикой и инвестициями – одна из наиболее обсуждаемых тем в экономической науке. Существует ряд каналов, через которые налоговая политика может оказывать влияние на инвестиции. В современной литературе три из них выделяются как основные и заслуживающие особого внимания

– во-первых, непосредственное снижение налога на прибыль. Снижение ставки налога увеличивает свободные средства организаций после налогообложения, однако в случае близости налога к налогу на экономическую прибыль и отсутствия ограничения на привлечение заемных средств это напрямую не влияет на принятие решений относительно инвестирования;

– во-вторых, порядок определения амортизационных отчислений. Вычет накопленной амортизации при определении налогооблагаемой прибыли уменьшает налоговые отчисления;

– в-третьих, налоговые послабления, в частности, так называемый инвестиционный налоговый кредит – определенная доля инвестиционных расходов на основной капитал, которую компания может вычесть из суммы обязательств по уплате налога на прибыль.

Налоговые расходы представляют собой не просто упущенные доходы государства, а те доходы, от которых государство отказалось для достижения определенных целей социально-экономической политики. Другими словами, это финансовая помощь правительства, предоставляемая в рамках налоговой системы. Альтернативой такой форме помощи являются прямые расходы по государственным программам. Этот аргумент лежит в основе подхода, согласно которому предоставление той или иной налоговой льготы не относится к налоговым расходам, если не может быть заменено расходами бюджета на эквивалентных (сопоставимых) условиях. «Эквивалентные условия» при этом означают, что при замене налоговой льготы на прямые расходы не повышаются затраты на реализацию соответствующей меры и ее администрирование, а также не происходит существенной модификации в распределении благ от нее. Если налоговая льгота не может быть заменена на эквивалентных условиях прямыми расходами, то она не относится к налоговым расходам, а классифицируется как сокращение налоговых платежей.

Как правило, выделяют три метода количественной оценки налоговых расходов: по упущенным доходам, по восстановленным доходам, по эквивалентным расходам.

Перечисленные методы в разной степени используются странами – членами Организации экономического сотрудничества и развития.

1. Метод упущенных доходов (revenue forgone) оценивает налоговые расходы как сумму, на которую уменьшаются налоговые доходы бюджета в связи с наличием в налоговом законодательстве той или иной льготы, или, другими словами, как сумму, которую бюджет потерял от введения льготы.

Следует отметить, что метод упущенных доходов обычно рекомендуется для оценки налоговых расходов, он считается наиболее надежным методом оценки уровня поддержки, оказываемой налогоплательщикам через налоговую систему.

2. Метод восстановленных доходов (revenue gain) оценивает налоговые расходы как сумму, на которую налоговые доходы бюджета увеличатся в случае отмены той или иной налоговой льготы, то есть сколько дополнительно получил бы бюджет, если бы льготу отменили.

Поскольку метод восстановленных доходов предполагает проведение оценок в условиях отмены налоговой льготы (в отличие от метода упущенных доходов, предполагающего оценку в условиях действия уже введенной налоговой льготы), получение оценки налоговых расходов по методу восстановленных доходов в принципе предполагает учет поведенческих эффектов и эффектов второго порядка, связанных с отменой налоговой льготы. Такие эффекты включают, в частности, изменение в поведении налогоплательщиков, реакцию правительства и взаимосвязи между налогами.

Однако на практике такие эффекты могут оказаться неучтенными в связи с тем, что проведение оценки методом восстановленных доходов требует:

– данных об изменениях в поведении налогоплательщиков в ответ на изменение налоговой политики (в большинстве случаев такие данные недоступны, и для проведения оценок приходится делать предположения относительно поведения налогоплательщиков);

– данных о порядке отмены налоговых льгот, в частности, о дате отмены и применяемых переходных положениях (здесь возможны различные сценарии);

– при проведении агрегированных оценок требуются данные о том, каким образом изменится использование налогоплательщиками других налоговых льгот в случае отмены одной или нескольких из них (такие данные также, как правило, заменяются предположениями).

Введение различных предположений при оценке налоговых расходов приводит к снижению степени надежности (reliability) полученных оценок.

3. Метод эквивалентных расходов (outlay equivalence) оценивает налоговые расходы как сумму прямых расходов до налогообложения, требуемую, чтобы достичь того же эффекта после налогообложения в ситуации, когда налоговые расходы заменяются прямыми расходами по соответствующей программе, или, другими словами, сколько надо выплатить налогоплательщику, чтобы его доход после налогообложения в условиях замены льготы трансфертом из бюджета сровнялся с тем, который у него есть в условиях применения льготы.

Оценка методом эквивалентных расходов отличается от оценки методом упущенных доходов, только если заменяющий льготу трансферт облагается налогом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: