Вопросы динамики и фразировки в фп искусстве в музыкальных произведениях разных стилей (барокко, классицизм, романтизм)

Барокко. Основные принципы фразировки: 1) диссонанс громче консонанса; 2) длинная нота громче короткой, следующей за ней. Динамические изменения связаны со сменой мануалов/регистров – террасообразная динамика. Как правило, требуется четкое выделение начал и концов фраз, расчленения их. После ферматы или генеральной паузы оттенок меняется на контрастный ему (f—p). В произведениях Баха динамика обозначает не силу звука, а регистровку (не тихо-громко, а далеко-близко). Есть два уровня динамики: инструментовочная и мотивная. Мотивная фразировка весьма разнообразна, отчетлива, тесно связана с артикуляцией. Подробнее – см. книги Браудо. Классицизм. Из-за повторения муз. тем – множественность интонаций; фактура должна быть прозрачная, особенно басы – из-за прозрачности звучания инструментов того времени. У Моцарта встречаются обозначения только f и р, это – лишь намёки на широкую шкалу динамики. Каждый динамич. знак особо ценен, он не будет стоять «на пустом месте». Если дин.указание под каждой нотой – оно превращается в артикуляц.указание. Также встречаются инструментовочные указания (f в Фантазии с-moll, во 2й ч. сон. F-dur – оркестровая педаль). Акценты, кот. обозначаются sf,sp,fp – привлечение внимания исполнителя. У Бетховена – гораздо шире диапазон, от трех f до трех р, гораздо шире используется область меццо пиано и меццо форте. Особенности его динамики: 1) pp – cresc. – p – звучит как переход к тому же оттенку на новом витке формы (фраза, раздел, кода); 2) fp, sf, p – cresc. – p – динамика субито, как правило – на слабых долях; ежели на сильных – тоже на стыке формы. Вывод: динамика неразрывно связана с формой, её понимание и исполнение приводит к лучшему охвату произведения в целом. Романтизм. Расширяется диапазон динамических оттенков; но звук меняется с четкого, ясного, на размытый и мягкий, затушеванный педалью. Также делаются тоньше градации между динамическими уровнями; динамика и фразировка более детализирована, играет важнейшую роль в построении формы и фактуры. Тут уже огромное количество композиторов, динамика каждого из которых – индивидуальна (Шопен, Лист, Шуман, Мендельсон, Брамс…)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: