double arrow

Вопросы фп аппликатуры. Развитие аппликатурной культуры исполнителя.



Главный принцип: наилучшей является та аппликатура, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с её смыслом.

Первый принцип предполагает принцип физического удобства, удобства данной руки, подчиненный главному принципу. Удобство («устройство») музыкально-смысловое порой не только не совпадает с удобством физическим, двигательно-пальцевым, но даже противоречит ему. Вторым принципом можно считать гибкость, изменчивость («вариантность») аппликатуры в связи с духом, характером, фортепианным стилем данного автора. Третий принцип подчинён двум первым. Это принцип удобства аппликатуры для данной руки в связи с её индивидуальными особенностями. Пианист, обладающий даже самой небольшой и неудобной рукой, всегда сможет соблюдать первый и второй принципы аппликатуры, если он понимает музыку и имеет хорошую пианистическую культуру. Но соблюдать он их будет, пользуясь своими личными индивидуальными средствами, воплощая, таким образом, третий принцип. Все опытные пианисты умеют при случае заменить одну аппликатуру другой. Но выучивать надо, как правило, одну, твердо установленную, наилучшую из возможных. Ведь надо пользоваться на деле и мышечной памятью. Она, как давно известно, играет огромную роль во всяком физическом труде. Аппликатурный приём glissando очень необходим для многих случаев. Его изучение особенно усиливает физическое ощущение legato.




Аппликатурные позиции: узкая (по полутонам, крайние пальцы – на терции), классическая (крайние пальцы на квинте), широкая (крайние пальцы на октаве, дуодециме).

Условия аппликатурной культуры: 1) ясное представление о данной худ. задаче и стиле; 2) знание основных аппликатурных принципов и приемов; 3) знание индивидуальных возможностей; 4) способность создавать новые приемы.



Сейчас читают про: