Анализ «Альбома для юношества» Шумана

Поводом, для создания альбома стало конкретное событие – день рождения старшей дочери, любимицы отца. Ей тогда должно было исполниться 7 лет. На титульном листе, открывавшем его тетрадь, значилось следующее: «Пьески для фортепиано к 7-летию Марихен, 1 сентября 1848 сделанные папой». И как подарок папе на день рождения Мария исполнила самостоятельно разученную папину пьеску - «Для самых маленьких». Эта пьеса была включена в первоначальный вариант «Альбома для юношества», хотя в окончательный текст и не вошла. Шуман берётся за сочинение пьес для дочери. На протяжении двух дней их появляется 8: 1. «Пьеска Моцарта» (ария Церлины, 2 действие оперы «Дон Жуан») 2. «Медвежский танец» 3. «Колыбельная для Людвига» 2. «Солдатский марш» 4. «Хорал» 5. «Исполнять после школьных уроков» 6. «Песенка бедного ребёнка» 7. «Охотничья песенка». 9 сентября композитор свидетельствует о завершении работы, однако в последующие дни продолжают появляться всё новые и новые пьесы. Охваченный вдохновением, Шуман не может остановиться. В первоначальном тексте к альбому были добавлены ещё несколько миниатюр разных композиторов. Пьеска Баха (менуэт из партиты соль мажор), «тема Генделя» (из вариаций гармонический кузнец), «знаменитая мелодия Бетховена» - тема «оды к радости» из 9 симфонии, «Лендлер Шуберта» (номер 14 из «Немецких танцев»). По замыслу Шумана, расширенный вариант альбома, предназначенный для печати, должен был служить «маленьким введением в историю музыки». В него предполагалось включить подборку пьес крупнейших немецких композиторов прошлого и настоящего. Но не только музыка должна была наполнять страницы альбома. Шуман опубликовал в журнале самый знаменитый литературный труд. «Жизненные правила для музыкантов». Афоризмы предназначались для первого издания «Альбома для юношества». Высказывания предполагалось поместить среди музыкальных пьес, вперемежку с иллюстрациями. Однако осуществление такого плана оказалось невозможным. Свою завершённость «Альбом для юношества» должен был приобрести в типографском исполнении. Шуман со знанием дела вникает во все подробности публикации своих произведений, обсуждал с издателями сорта бумаги, формат, рисунок обложки. Композитор подумывал о том, чтобы разбить сборник на 4 части, соответствующие временам года. Следы этого замысла нашли отражение в рисунке титульного листа. Большие виньетки по углам символизируют весну, лето, осень и зиму, - соответственно «Весенний напев», «Песенку жнецов», «Время сбора винограда – весёлое время», «Зимнюю пору».

В наши дни педагоги и их ученики привыкли к тому, что авторы и составители располагают пьесы в детских музыкальных сборниках по принципу увеличения трудности. Но в первой половине 19 века такая традиция ещё не сформировалась. Нотный альбом в том виде, как он был задуман Шуманом, - не столько учебно-методическая литература, сколько домашняя музыкальная книга, которую можно открыть на любой странице. При этом, разумеется, композитор осознавал, что пьесы сборника очень сильно различаются по уровню сложности. В окончательном варианте «Альбома» Шуман поделил его на 2 части – для младших и для старших. Напечатание сборника оказалось сопряжено с трудностями и волнениями. Юлиус Шуберт согласился напечатать альбом. Но возникли проблемы с титульным листом. Людвиг Рихтер востребованный художник, занялся оформлением. В середине декабря Шуману предоставляют 15 авторских экземпляров. А к началу января сборник появляется в широкой продаже. К концу следующего 1849 года альбом печатается в виде двух отдельных тетрадей, а также в виде роскошного издания - с тиснёным переплётом и золотым обрезом. Наконец, ещё через год появляется второе исправленное издание, где к музыкальным пьесам добавляются в приложении «Жизненные правила для музыкантов». Так, в конце концов, Шуману удаётся приблизиться к осуществлению первоначального замысла. Сейчас кажется естественным, что содержание пьес, адресованных детям, отражает мир природы, сказок, игр, что для пьес этих характерно стремление проникнуть в психологию ребёнка. Ничего подобного не было в те годы, когда появился «Альбом для юношества» Шумана. Тогда детские опусы вовсе не предусматривали органическую связь технических задач с художественной образностью сочинений. Возрождение на новой основе принципов, которыми руководствовались в своих педагогических сочинениях великие мастера прошлого, прежде всего Бах и Бетховен, и явилось главной заслугой «Альбома» Шумана.
Редакции: 1) Гольденвейзер, 2) Мержанов, 3) Егоров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: