Когнитивная лингвистика

Психолингвистика – дисциплина, которая находится на стыке психологии и лингвистики. Изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания.

ПРОБЛЕМЫ:

1. Проблема «Речь и мышление»: процессы речеобразования и восприятия, усвоение языка ребенком, «внутренняя речь», речевые нарушения и т.п.

МЫШЛЕНИЕ:

1. Невербальное (наглядно-образное)

2. Вербальное (логическое, словесное)

Левое полушарие = вербальное мышление
Правое полушарие = невербальное мышление

Именно с разными типами мышления связаны сложности в вербализации (речевом выражении) наглядно-чувственной информации (эмоций, ощущений…).

Подтверждение идеи о функциональной асимметрии головного мозга – при изучении афазии ( нарушения речи, возникающего при

повреждении коры головного мозга) (А.Р. Лурия).

Травмы правого полушария – утрата предметного значения слов, особенно существительных с конкретным значением, травмы левого

полушария – нарушения грамматической правильности речи.

Идея о взаимосвязи языка и сознания народа, говорящего на этом языке, присутствует еще в концепции Вильгельма фон Гумбольдта:

«… каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, из пределов которого можно выйти только в том случае, если вступаешь в другой круг. Изучение иностранного языка можно было бы поэтому уподобить приобретению новой точки зрения в прежнем миропонимании».

Язык как носитель особого мировоззрения воздействует на мировоззрение его носителей. Подтверждение концепции – разная «членимость мира» в лексике и грамматике того или иного языка:

русск. голубой и синий – англ. blue

русск. цветы – нем. Blumen и Blüten

русск. Ты куришь? - англ. Do you smoke? или Are you smoking?

Развитие этих идей сегодня – в лингвокультурологии. Переосмысление проблемы взаимосвязей между языком и сознанием народа, его мышлением: национальное сознание, национальная картина мира воздействует на язык народа, находит в нем свое отражение.

КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИТСИКА – направление в языкознании, которое исследует проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта, связь отдельных когнитивных способностей человека с языком и формы их взаимодействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: