Современники видели в творчестве этого художника исправление существующих в
то время нравов в живописи. Однако моралист Грез стал подавлять Греза
живописца. Ведь картины были исполнены в серых, зеленоватых тонах,
живописная манера художника была холодной и жесткой.Большое место в
творчестве Греза занимают портретные изображения. Часто он изображал
наивных молодых девушек, которые горюют над какой-либо утратой. Это и
«Мертвая птичка», и «Утренняя молитва», и «Разбитый кувшин» и другие. В жанре
семейного быта с его драмами у Грёза совсем немного соперников во французской
живописи. Он в совершенстве группирует фигуры; однако его сцены отчасти
банальны, отчасти сентиментальны и театральны.!
Грёз занимает во французской живописи важное место и как портретист. В его
время французские портретисты мало заботились о сходстве, лишь бы
изображаемые мужчины получали вид Марсов и Аполлонов, а женщины — Диан,
Флор и Венер. Грёз понимал портретную живопись иначе: его портреты полны
|
|
сходства, жизни, выразительности, чувства. Его женские головки, может быть,
носят печать слишком искусственной, преувеличенной выразительности, но они
необыкновенно грациозны.!
Оноре Фрагонар4
Фрагонар стремился к сюжетной наполненности светом и воздухом. Он тонко чувствовал
природу. Ударом кисти художник хотел передать всю красочность художественных
замыслов, которые возникали один за другим в его голове.В больших исторических
картинах Фрагонара мало оригинальности; в его пейзажах природа является слишком
переиначенной и приукрашенной; зато жанровые его картины, хотя и не чуждые
манерности, пленяют зрителя умно изобретённой композицией, грациозностью рисунка,
изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и
вообще большим вкусом исполнения. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки»,
«Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат),
«Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise
enlevée), «Молодой гитарист»; «Молодая читательница» в вашингтонской галерее
искусства; «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее; «Семейство фермера» и
«Поцелуй украдкой» (Le Baiser à la dérobée) в Эрмитаже; «В отсутствии отца и матери»,
«Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки» — в разных частных коллекциях.!