Особенности внешнеторговых операций на рынке услуг

Услуга – трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в формировании какой-либо ценности, непосредственно удовлетворяющей потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме.

По классификации ВТО, на мировом рынке насчитывается более 155 видов услуг и среди них такие разнородные, как транспортные, коммуникационные, торговые, бытовые, информационные, услуги здравоохранения, образования и т.д.

Согласно Генеральному соглашению (в рамках ВТО) по торговле услугами (ГАТС) в международной торговле предусмотрено четыре способа предоставления услуг: трансграничная поставка, потребление за рубежом, коммерческое присутствие, перемещение физических лиц.

Способ №1. Трансграничная поставка (CrossborderSupply). Суть ее заключается в том, что экспортер оказывает услугу потребителю, находящемуся в другой стране. Трансграничная торговля услугами занимает важное место в поставке почтовых, медицинских, туристических и других видов услуг.

Способ №2. Потребление за рубежом (Consumptionabroad).Э тот способ поставки услуг связан с тем, что потребитель услуги, как физическое, так и юридическое лиц перемещается на территорию страны – производителя услуги.

Способ No3. Коммерческое присутствие (Сommercepresence). Это довольно распространенный способ предоставления услуг. Он связан с созданием иностранных фирм или их филиалов, продающих услуги в стране присутствия. Режим иностранных инвестиций во многих странах ограничивает доступ иностранным коммерческим структурам ко многим отраслям предоставления услуг.

Способ No 4. Перемещение физических лиц (Presence оfnaturalper- sonservices). Согласно ГАТС, перемещение физических лиц и их присутствие, связанное с оказанием услуг на зарубежном рынке труда должны быть ограниченными по времени и иметь целью оказание услуг. Физические лица могут оказывать услуги либо самостоятельно, либо в процессе работы на иностранной фирме (в качестве специалистов в рам-ках внутрифирменного перемещения персонала), либо на основе контрактов на оказание услуг, подписанных с зарубежной или национальной компанией. Либерализация этого способа предоставления услуг свелась к горизонтальным обязательствам о расширении временного перемещения управленческого персонала и специалистов в связи с коммерческим присутствием. Некоторые страны взяли на себя также обязательства по конкретным секторам и категориям, обставив их в то же время серьезными ограничениями.

Международная торговля услугами имеет ряд особенностей:

Одна из главных закономерностей общественного развития – опережающий рост сферы услуг в сравнении с материальным производством и расширение ее хозяйственных позиций. В услугах формируются такие ключевые факторы экономического роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии, а также глобализация хозяйственной деятельности и т.п. Соответственно важнейшее значение имеют глубокие научно-технические, качественные и структурные изменения в самих отраслях услуг, которые повышают их вклад в развитие общества и создают необходимые предпосылки для его дальнейшего прогресса.

В отличие от торговли товарами, где велика роль торгового посредничества, торговля услугами основана на прямых контактах между производителями и потребителями. Услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Из-за этого международная торговля услугами требует либо присутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо присутствия иностранных потребителей в стране-производителе услуг. В то же время развитие информационных технологий значительно расширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии.

В силу неосязаемости и трудностей регистрации пересечения границ большинством услуг торговлю ими иногда называют «невидимым» экспортом или импортом. Специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию обычаев международной торговли, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с рыночными ценами.

Отличительная особенность международной торговли услугами от международной торговли товарами также является разнохарактерность, неоднородность и многоплановость различных видов услуг; сложность унифицированного подхода к регулированию их ввоза и вывоза, к применению в отношении торговли услугами общепринятых норм международной торговли, в частности режима наибольшего благоприятствова-ния и национального режима.

Международная торговля услугами отличается от торговли другими товарами тем, что последние физически перемещаются через границу и проходят таможенную обработку.А услуги являются товаром, который в силу своей специфики не проходит через таможенный контроль и не может быть оформлен грузовой таможенной декларацией. Только если услуга передается в виде информации, записанной на бумаге или на магнитных носителях, то в этом виде и осуществляется (в тех случаях, когда это возможно) таможенное оформление экспорта и импорта услуг.

Сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука во многих странах традиционно находятся в зависимости от государственного регулирования. Импорт услуг, по мнению правительств многих стран, может представлять угрозу национальной безопасности и суверенитету, поэтому он регламентируется более жестко по сравнению с торговлей товарами.


24. Операции по торговле лицензиями, виды лицензий, формы платежа за использование лицензий

Экспорт и импорт технологий можно наряду с другими аспектами рассматривать как эффективный способ выхода на внешний рынок и расширения связей с зарубежными партнерами. Такая деятельность в основном осуществляется в форме лицензирования.

В международной и российской практике лицензия понимается как разрешение, согласно которому лицензиар (владелец исключительного права на изобретение, товарный знак или другие достижения и сопутствующие им услуги) разрешает другому лицу (лицензиату) за обусловленное вознаграждение и в определенных пределах пользоваться объектом этого права или собственности.

Договор между сторонами, называемый лицензионным соглашением, как правило, распространяется и на дополнительную конфиденциальную информацию особого рода, называемую ноу-хау (англ. "знаю как"). В международной практике под ноу-хау понимают технологические и конструкторские секреты производства, не защищенные патентами. Современные поставки ноу-хау разнообразны и включают:

1) технические средства (отдельные виды продукции, производственные линии, заводы, сдаваемые "под ключ");

2) технологические услуги (проекты, услуги материально-технического обеспечения);

3) непроизводственные услуги (идеи бизнеса, консультирование, кадровые контракты).

Передача ноу-хау неизменно сопутствует лицензионной торговле. В международной практике торговли лицензиями более 50% соглашений заключается на передачу изобретений и ноу-хау одновременно, 30% – только на ноу-хау, остальные – это чисто патентные лицензии. Таким образом, более 80% "традиционных" лицензий прежде всего представляют собой передачу ноу-хау.

В общее число лицензионных договоров включаются самые различные виды лицензий. Каковы же эти виды?

По наличию правовой охраны лицензии могут быть патентными и беспатентными. По объему передаваемых прав – простыми, исключительными и полными.

Простая лицензия не ограждает лицензиата от конкурентов, поскольку лицензиар сохраняет право выдачи аналогичных лицензий третьим лицам, а также право самому использовать объект лицензии на той же территории.

Исключительная лицензия предоставляет лицензиату исключительные права использования объекта данной лицензии в пределах, оговоренных в соглашении. При этом лицензиар отказывается от права самостоятельного использования объекта на территории данного соглашения и предоставления лицензий третьим лицам.

Полная лицензия передает в полном объеме права на изобретение на весь оставшийся срок действия патента. В настоящее время практически не встречается, поскольку, по существу, совпадает с уступкой прав на патент.

Из других видов лицензий можно назвать следующие.

Сублицензия – лицензия, предоставляемая третьему лицу лицензиатом, владеющим исключительной или полной лицензией. Сублицензия по объему прав соответствует простой лицензии, а вознаграждение за нее распределяется между лицензиатом и лицензиаром.

Возвратная лицензия – предоставление лицензиару права пользоваться усовершенствованиями объекта лицензии, дополнительно созданными лицензиатом.

Кросс-лицензия – взаимный обмен правами на использование объектов интеллектуальной собственности.

Чистая лицензия – лицензия, предметом которой является передача неовеществленных сведений.

Главными задачами маркетинговых служб при заключении лицензионного соглашения являются определение цены лицензии и выбор формы платежей, которые непосредственно связаны с вопросами определения эффективности лицензирования как способа выхода на международные рынки.

При определении параметров сделки по лицензиям маркетинговые службы должны исходить из того, что лицензионное соглашение заключается лишь в том случае, "если доход лицензиара от продажи лицензии будет больше, чем от других форм освоения рынка объектом лицензии, а прибыль лицензиата от реализации закупленной лицензии будет выше, чем прибыль его конкурентов, даже с учетом выплаты лицензионных платежей"

Цена лицензии устанавливается на основе предварительного анализа, расчетов и переговоров. Для ее окончательного определения используются различные методики, главный смысл которых может быть выражен следующей формулой:

где PL – расчетная цена лицензии;

N – средний годовой объем выпуска продукции за весь срок действия соглашения;

Т – срок действия соглашения;

В – дополнительная прибыль лицензиата от реализации лицензии;

BL – доля лицензиара в дополнительной прибыли лицензиата.


25. Франчайзинг в международной торговле

По своей сущности франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей как правило ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарный знак или знак обслуживания, фирменный стиль), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг. При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь. Приобретающая права сторона про- изводит платежи за право использования в предпринимательской деятельности исключительных прав франчайзера и оказываемые услуги, целью которых является поддержка франшизополучателя.

По условиям франчайзингового контракта одна сторона, называемая франчайзером, передает другой стороне, называемой франчайзи (франшизополучателем), право практиковать определенный бизнес согласно формату (стандартным условиям) франчайзера и за установленную плату. Франчайзинг предоставляет возможность «копирования» успешного бизнеса фирмы, обладающей богатым опытом и хорошей репутацией. Таким образом, франчайзинг – это система перманентных отношений, устанавливаемых между франчайзером и франчайзи, в результате которых знания, имидж, методы производства и маркетинга передаются франчайзи на коммерческих условиях.

В международной̆ бизнес практике франчайзинг принимает различные формы:

· промышленный франчайзинг касается производства товаров (франчайзи уполномочен посредством лицензии производить товары под товарным знаком франчайзера);

· торговый̆ франчайзинг, в соответствии с условиями которого франчайзи реализует продукцию, изготавливаемую или импортируемую франчайзером через франчайзинговую сеть (обязанности франчайзера заключаются в предоставлении консультаций, подготовке персонала, предоставлении прав использования товарных знаков товаров, являющихся предметом франшизы);

· франчайзинг услуг,который заключается в том, что франчайзер, обладающий специфическим методом или практикой предоставления определенных услуг, уполномочивает франчайзи использовать эти же методы или практики в предоставлении услуг на определенном рынке.

Объект международного франчайзинга.

Объектом договора международного франчайзинга является передача права на использование «делового комплекса» за плату с выполнением иных обязанностей со стороны франчайзи. При этом «деловой комплекс», передаваемый франчайзером франчайзи, состоит из прав на пользование объектами интеллектуальной̆ собственности франчайзера и дополнительных обязательств франчайзера по отношению к франчайзи.


26. Международные торги, их виды и порядок про Гарантии в торгах.

Международные торги - система покупки товаров, когда покупатель заранее оповещает или всех потенциальных продавцов нужного ему товара (открытые торги) или ограниченное им самим число продавцов (закрытые торги).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: