Общие требования к разработке бюджета доходов и расходов

Бюджет доходов и расходов (бюджет прибылей и убытков), или план финансовых результатов деятельности предприятия, показывает соотношение доходов предприятия, запланированных на определенный бюджетный период, с расходами, которые предприятие должно понести за этот же период.

Бюджет доходов и расходов показывает структуру себестоимости продукции, соотношение затрат и результатов хозяйственной деятельности за определенный период. По этому бюджету можно судить о рентабельности производства (норме прибыли), возможности вернуть в срок кредит и другие заемные средства, с его помощью можно рассчитать точку безубыточности бизнеса.

В формате этого бюджета находят отражение все виды расходов и затрат, которые необходимы для конкретного бизнеса. Главный смысл формата БДиР – показать руководителям предприятия эффективность хозяйственной деятельности каждого вида бизнеса, структурного подразделения и предприятия в целом в предстоящий период, установить лимиты (нормативы) основных видов расходов, прибыли, проанализировать и определить резервы формирования и увеличения прибыли, оптимизации налоговых и других отчислений в бюджет, формирования фондов накопления и потребления и т. п.

Основные требования к разработке БДиР:

1. Сопоставление изменений доходов и расходов по периодам (в динамике) и по отдельным структурным подразделениям (видам) бизнеса.

2. Определение рентабельности производства (бизнеса) – нормы и массы чистой, маржинальной или другой прибыли и контроль за ней.

3. Установление лимитов условно-постоянных затрат по отдельным структурным подразделениям (видам) бизнеса.

4. Определение нормативов и контроль за их соблюдением по отдельным структурным подразделениям (видам) бизнеса.

При разработке бюджетного формата необходимо четко определить все его основные статьи: как доходов, так и расходов. Прежде всего надо разделить все виды издержек на две основные категории, определить, какие виды издержек относятся к прямым (условно-переменным) затратам, а какие – к постоянным (условно-постоянным, накладным) расходам.

Распределение затрат по двум категориям необходимо для расчета такого важного показателя, как маржинальная прибыль.

Делить на условно-переменные и условно-постоянные расходы приходится не только затраты, но и налоги.

Для составления бюджета доходов и расходов (финансовых результатов) прежде всего необходимо определить:

1) общий оборот бизнеса и его динамику на предстоящий бюджетный период на базе имеющихся прогнозов сбыта, представляемых планово-экономической службой или отделом сбыта;

2) норматив резерва для расчетов с бюджетом по общему обороту (невозмещаемый НДС, акцизы, специальные налоги и др.) в виде фиксированного на весь бюджетный период процента от общего оборота, который может быть различным для разных бизнесов в зависимости от специфики хозяйственной деятельности;

3) какие виды издержек (затрат) относятся к прямым (переменным) затратам, а какие – к постоянным (накладным) расходам.

Разделение всех видов затрат на две указанные выше категории – сугубо внутреннее дело любого предприятия.

Чтобы контролировать расходы, необходимо сопоставлять уровень постоянных расходов с активами компании, а уровень переменных расходов - с ее оборотами.

Составление БДиР необходимо начинать с разработки прогнозов сбыта и бюджета продаж. При этом возникает вопрос: какой показатель выбрать для финансовой оценки объема продаж? Можно принять общий оборот, а можно чистые продажи (прогноз нетто-выручки от реализации), не говоря уже о том, что подсчитать чистую выручку можно различными способами. При этом нужно отличать чистые продажи и нетто-выручку от реализации в установленном формате. В первом случае из общего оборота (включающего весь НДС и прочие налоги с оборота) вычитаются налоговые платежи, которые могут быть отнесены к условно-переменным затратам (хотя бы по форме их планирования). Во втором – из общего оборота вычитается весь начисленный при реализации продукции НДС, а не условно-переменные налоговые расходы. Как отмечалось выше, себестоимость реализованной продукции предприятия и движение денежных средств должны быть взаимосвязаны. Соответственно, это должно найти отражение в формате БДиР (а впоследствии в формате БДДС).

Для управления финансами предприятия менеджер должен знать не только размер денежных средств, которые получит предприятие от реализации своей продукции и услуг, но и какая часть этих средств останется в его распоряжении от реализации после обязательных расчетов с бюджетом с оборота для финансирования текущих расходов, а также отчислений на нужды потребления и накопления. Кроме того, для оценки финансовой состоятельности проекта или бизнеса, прогнозируемого финансового состояния предприятия или фирмы важно, чтобы все финансовые результаты можно было сопоставить друг с другом. Поэтому за рубежом часто принято оперировать в бюджете доходов и расходов чистыми продажами в качестве основного показателя финансовой оценки прогнозируемой динамики объемов продаж.

Таблица 9.1. Пример бюджета доходов и расходов предприятия

на 20__ г., тыс. грн.

Показатели Факт. за IV кв. 20______ год
20____г. Январь Февраль Март Апрель
Выручка от реализации (продажи) 86,0 100,0 101,0 102,0 103,0
Товар 1 56,0 60,0 60,6 61,2 61,8
Товар 2 30,0 40,0 40,4 40,8 41,2
Налоги с оборота (13%) 11,0 12,0 12,1 4,0 4,0
Невозмещаемый НДС (8%) 7,0 8,0 8,1 0,0 0,0
Прочие налоги и акцизы (5%) 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0
Прямые затраты 47,0 54,0 54,5 54,0 54,5
Затраты на сырье, товары и материалы   35,0   40,0   40,4   40,0   40,4
Производственные затраты 4,0 5,0 5,1 5,0 5,1
Заработная плата основного производственного персонала с начислениями   8,0   9,0   9,0   9,0   9,1
Аванс 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0
Окончательный расчет 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0
Начисления и подоходный налог 2,0 3,0 3,0 3,0 3,0
Маржинальная прибыль 28,0 34,0 34,4 44,0 44,5
Накладные расходы 18,0 19,0 19,0 21,6 21,5
Общие и административные затраты 7,0 7,0 7,0 7,0 7,0
Заработная плата ИТР и АУП с начислениями   6,0   6,0   6,0   6,0   6,0
Тарифная часть 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0
Премиальная часть 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0
Начисления и подоходный налог 2,0 2,0 2,0 2.0 2,0
Поездки, командировки и приемы   0,0 0,0 0,0 0,0
Аренда, коммунальные платежи, телефон     0,0   0.0   0,0   0,0
Страхование, аудит, юридические услуги     0,0   0,0   0,0   0,0
Канцелярские товары   0,0 0,0 0,0 0,0
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы     0,0   0,0   0,0   0,0
Текущий и капитальный ремонт   0,0 0,0 0,0 0,0
Служебный транспорт   0,0 0,0 0.0 0,0
Прочие 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0
Затраты по реализации 8,0 9,0 9,0 9,0 9,0
Заработная плата сбытового персонала с начислениями   3,0   3,0   3,0   3,0   3,0
Ставка 1,0 1,0 1.0 1,0 1,0
Дополнительная оплата 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0
Начисления и подоходный налог 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0
Реклама 4,0 5,0 5,0 5,0 5,0
Транспортные затраты   0,0 0.0 0,0 0,0
Прочие 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0
Другие затраты 3,0 3,0 3,0 5,6 5,5
Начисленные проценты 0,0 0,0 0,0 1,6 1,5
Амортизация (офисная техника)   0,0 0,0 1,0 1,0
Налоги в себестоимости 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0
Налог на имущество 1,0 1.0 1,0 1,0 1,0
Налог на рекламу 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0
Прочие налоги в себестоимости 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0
Внереализационные доходы 8,0 6,0 6,0 6,0 6,0
Балансовая прибыль (убыток) 18,0 21,0 21,4 28,4 28,9
Налоги с прибыли 4,3 5,0 5,1 6,8 6.9
Чистая прибыль (убыток) 13,7 16,0 16,3 21,6 22,0

Общий оборот на предстоящий бюджетный период определяется по стоимости отгруженных (выпущенных) в соответствии с прогнозом сбыта товаров и услуг предприятия или фирмы по фактическим отпускным ценам (включая все обязательные расчеты с бюджетом с оборота: в транспортный фонд, на содержание жилья и т.п.) для внешних потребителей. Общий оборот включает НДС и все другие налоги с оборота, а также таможенные платежи и акцизы. Для производственных структур общий оборот включает также прирост незавершенного производства (полуфабрикатов для последующего использования во внутризаводском обороте) по планируемым (нормативным) затратам.

Стоимость полуфабрикатов в БДиР отражается по так называемым трансфертным (внутренним) ценам, которые не должны учитывать все виды налогов и платежей в бюджет с оборота. При этом самостоятельной проблемой является учет прибыли отдельного бизнеса или структурного подразделения в трансфертных ценах (возможны случаи, когда трансфертная цена не содержит прибыли и определяется только полной себестоимостью продукции). В любом случае решение этой проблемы – задача руководителей конкретного предприятия или фирмы.

Для структур с так называемыми технологическими переделами (набор последовательных технологических или производственных процессов, при которых полуфабрикат с предшествующего передела полностью или частично поступает в следующую технологическую стадию производственного процесса на переработку) общий оборот в БДиР для конкретного передела может включать стоимость незавершенного производства (полуфабриката) в предшествующем периоде. Даже если трансфертная цена (цена передачи полуфабрикатов с передела на передел) будет равна себестоимости продукции (не включая прибыль), в ней все равно будут учтены все налоги с оборота.

Соответственно, в формате БДиР должна быть выделена позиция «резерв для расчета с бюджетом по налогам с оборота» (табл. 1). С точки зрения технологии финансового планирования, резерв для расчета с бюджетом по налогам с оборота – всего лишь разновидность условно-переменных затрат, следовательно, необходимо определить норматив для расчета такого резерва, а также установить условия его последующей корректировки.

Резерв для расчетов с бюджетом по налогам с оборота устанавливается руководителями предприятия или фирмы по конкретному конкретному виду бизнеса. В идеале он должен быть неизменным на протяжении всего бюджетного периода (в течение 12 мес.). По истечении этого срока, например, при составлении бюджета на первый квартал следующего бюджетного периода нормативы могут быть пересмотрены. В украинских условиях сделать это бывает сложно, поэтому по возможности данный норматив нужно брать «с запасом».

Резерв для расчетов с бюджетом состоит из всех платежей, которые предприятие или фирма осуществляет с общего оборота и обычно включает невозмещаемый НДС и акцизы, местные налоги, таможенные платежи и другие сборы в зависимости от особенностей регулирования отрасли экономики, налоговой политики государственных и местных органов власти. Сюда же могут быть включены и выплаты комиссионных определенным сбытовым посредникам (прежде всего обязательным государственным), если порядком их выплаты предусмотрен процент с общего оборота.

При постановке бюджетирования норматив такого резерва может быть определен для предприятия или фирмы двумя методами:

1) на основе фактической доли НДС и других платежей за прошлый (отчетный) период в общем обороте компании и переносе (экстраполировании) этой доли на предстоящий бюджетный период;

2) путем установления на предстоящий бюджетный период норматива с учетом вероятных изменений в структуре себестоимости продукции.

Если в первом случае резерв может быть рассчитан в общем виде и разбивка (детализация) по видам налогов с оборота не требуется, то во втором случае нормативы придется определять отдельно по каждому налогу или платежу в бюджет.

Как правило, при установлении резерва для расчетов с бюджетом по налогам с оборота определяют нормативы невозмещаемого НДС, акцизов и др.

Наиболее важным является расчет невозмещаемого (невозвратного) НДС. По каждому виду бизнеса руководители предприятия должны определить норматив резервирования для выплат НДС. Для этого существуют два метода.

1. Определение в структуре себестоимости продукции доли статей затрат, содержащих НДС (тех видов затрат, по которым само предприятие, оплачивая поставки своим контрагентам, выплачивает НДС, принимаемый налоговыми органами к зачету). Обычно это все виды товаров, материалов и комплектующих, закупаемых у внешних поставщиков, и стоимость работ внешних подрядчиков и субподрядчиков, предоставляющих счета-фактуры с указанием сумм НДС (т.е. имеющих полную систему бухгалтерской отчетности). Если такие работы осуществляются предприятиями с упрощенной системой отчетности, то подлежащий зачету по этим работам НДС не указывается.

2. Расчет доли невозвратного НДС в общем объеме продаж за прошлые периоды и планирование резерва по этому нормативу на предстоящий бюджетный период.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: