Управление маржинальным доходом

Когда известны чистые продажи и переменные затраты, можно определить валовую, или маржинальную прибыль. Маржинальная (валовая) прибыль – это разница между чистыми продажами и переменными (прямыми) затратами, т.е. сумма покрытия постоянных затрат. Данный показатель весьма важен: без него нельзя рассчитать точку безубыточности, осуществлять эффективный шаг эластичности спроса по цене, управлять маржинальным доходом (от англ. direct-costing), принимать другие важные для управления финансами организацуиями решения.

Для многих видов бизнеса это первая контрольная точка в оценке финансовой состоятельности бизнеса или прогнозируемого финансового состояния фирмы. В торговых компаниях норма и масса маржинальной прибыли (размер торговой наценки) могут выступать в качестве главного контрольного показателя. В производственных структурах за рубежом,, например на Западе, доля маржинальной прибыли в чистых продажах должна быть не меньше 33%. Именно это значение данного показателя рассматривается там в качестве одного из индикаторов финансовой устойчивости фирмы. В Украине доля маржинальной прибыли для производственных структур должна быть больше (в настоящее время на уровне 40-45%).

Если доля маржинальной прибыли в объеме чистых продаж меньше 33%, необходимо обратить внимание на два фактора - быстрого оборота и низких накладных расходов. Если норма маржинальной прибыли все же оказывается ниже критического уровня, то самое пристальное внимание следует уделять накладным расходам, искать пути их экономии или подумать о повышении отпускных цен, об изменении ассортимента в пользу изделий и услуг с более высокой маржей. В сфере управления финансами вообще нет и не может быть какого-либо одного универсального показателя, который имеет абсолютное критическое значение. Важна сбалансированность по многим финансовым показателям, включая уровень маржинальной прибыли. При улучшении одних показателей можно ухудшить другие. Но в любом случае нужно знать, на какую величину того или иного показателя нужно ориентироваться и какой уровень контролировать.

Если доля маржинальной прибыли меньше 33% (в Украине 40-45%), то необходимо предпринять одно из следующих действий:

а) закрыть бизнес (ликвидировать или перепрофилировать структурное подразделение);

б) совместно с руководителем бизнес-единицы определить источники снижения прямых расходов (уменьшение заработной платы основного персонала, поиск более дешевых источников снабжения сырьем, материалами или оказания услуг со стороны, повышение производительности труда или снижение материалоемкости) и пересмотреть соответствующие лимиты затрат в бюджете;

в) тщательно проанализировать накладные расходы, чтобы выйти на приемлемый уровень балансовой прибыли отдельного бизнеса или структурного подразделения.

Таким образом, необходимо управлять маржинальным доходом. Управление маржинальным доходом представляет собой увеличение нормы маржинальной прибыли (ее доля в объеме продаж организации) до желаемого уровня. В целом можно выделить три основных метода ее увеличения (если она оказывается ниже рекомендуемых в Украине 40-45%):

1) Повышение цены выпускаемой продукции. Это возможно при ослаблении пресса рыночной конкуренции, когда предприятие оперирует в условиях отличного от совершенной конкуренции хозяйственного механизма, или при повышении спроса на данную продукцию. Кроме того, имеют место следующие условия: реализация продукции на сегменте рынка с более высоким уровнем цен или для более платежеспособных потребителей; проведение более агрессивной рекламной кампании; формирование известной торговой марки (бренда) или реализация товара с набором дополнительных услуг, оправдывающих для потребителя повышение цены.

2) Снижение норм условно-переменных расходов. Для этого необходимо либо сменить поставщиков (заменить традиционных на более дешевых), либо ужесточить производственную или операционную дисциплину (нормы расхода сырья и материалов, усушки-утруски товаров для реализации и т.п.), либо усовершенствовать технологию производства. При невозможности подобных действий на предприятии можно попытаться проанализировать ассортимент, с тем чтобы увеличить долю продуктов с наибольшей долей маржинальной прибыли.

3) Изменение ассортимента выпускаемой продукции. Такой метод наиболее характерен для предприятий и фирм, имеющих высокий уровень загрузки производственных мощностей, чья продукция пользуется повышенным спросом.

Лимиты амортизационных отчислений должны устанавливаться в бюджетах в виде фиксированных на бюджетный период сумм с учетом:

• суммы активов, контролируемых руководителями организации, структурного подразделения или отдельного бизнеса;

• оптимизации налоговых платежей (если нормативные акты допускают ускоренную амортизацию по данному виду основных фондов или нематериальных активов).

Что касается статьи «Налоги, входящие в себестоимость», то разбивка (детализация) ее и определение конкретных значений по видам налогов осуществляются исходя из учетной политики правительства и степени ее прозрачности, а также в соответствии с действующими ставками соответствующих налогов.

Тема 10. Составление основных и вспомогательных бюджетов: бюджет движения денежных средств, расчетный баланс, бюджет капитальных затрат и кредитный план


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: