Принципы психологии воспитания

Всоответствии с этими задачами формулируются следующие принципы психологии воспитания:

1. Учёт возможных последствий тех или иных воспитательных воздействий. Это предполагает некоторое предвосхищение последствий воспитательных воздействий в конкретной ситуации. Так, например, в раннем детстве ребёнок для нормального развития нуждается в одобрении со стороны взрослого, отсутствие одобрения, в случае если ребёнок в нем нуждается, может привести к страху и чувству незащищённости. Но похвала других детей в контексте негативного сравнения ребёнка для его устыжения нередко приводит к зависти, ревности, гневу. Неверное использование этого механизма может искажать развития личности. Поэтому любое педагогическое воздействие должно быть исполнено с большим тактом, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, специфики ситуации, в которой он находится, предвосхищая последствия тех или иных воспитательных воздействий. В этом случае необходима педагогическая интуиция.

2. Воспитательные воздействия должны быть всегда согласованны с особенностями внутреннего мира ребёнка и обстоятельствами, в которых он находится (учет намерений ребёнка, семейной ситуации и т.п.)

Примером успешного следования этому принципу может послужить молодая учительница из к/ф «Доброта» (роль учительницы исполняет Т. Сёмина). Она пытается понять поведение сложного, агрессивного подростка. Идёт к нему домой и выясняет, что ситуация в которой находиться мальчик (его со старой бабушкой бросила мать) провоцирует такое вызывающее поведение. Учёт семейной ситуации заставляет директора школы по-иному взглянуть на мальчика. Или аналогичная ситуация (из того же фильма): мальчика исключили из пионеров за то, что он отдал в макулатуру письма своего деда с фронта, не осознав их ценности. Учительница встаёт на защиту подростка: призывая присутствующих учесть намерения подростка.

3. Наказание должно быть для исправления, а не для возмездия. Примером нарушения этого принципа, когда наказание было возмездием, может служить несчастный случай суицида 12 летнего подростка из Санкт-Петербурга, который оставил после себя записку, обвиняющую учительницу в его смерти. Поводом к этой драме послужило то обстоятельство, что мальчик не сдал деньги на ремонт школы (в семье была сложная материальная ситуация). Учительница заставила его в качестве наказания убирать класс. Не были учтены ни возрастные, ни личностные особенности мальчика, ни особенности семейной ситуации в которой находился подросток. Как правило, адекватное наказание воспринимается как справедливое и не обижает ребёнка.

4. Развитие потребностей соответствующих здоровой части души: потребность в труде, помощи, терпении и других добродетелей. Такого рода развитие будет способствовать торможению примитивных влечений. Проявлять же сочувствие негативным потребностям и желаниям, как это делают многие современные родители, значит поддерживать и закреплять их. «Хочу это… …купи…ааааа!» - мамы в растерянности. А дети требует настойчиво, с полной уверенностью в том, что все его желания непременно должны быть удовлетворены. Эта уверенность детей передаётся и родителям, которые конечно немного смущаются, но вместе с тем полагают, что жить нужно ни в чём себе (а тем более детям) не отказывая, получать от жизни максимум удовольствия. А иначе, зачем жить? Да и вообще все так живут? Если задача родительского долга сводиться к удовлетворению потребностей детей, то у детей формируется потребительская установка. Когда потребление становиться основным в жизни, тогда вытесняются человеческие потребности другого рода, которые должны быть взращены воспитанием. У нас есть опыт воспитания здоровых потребностей оставленный нам в наследие, например, В.В. Сухомлинским, где всё было направлено на воспитание потребности в труде, помощи, терпении, доброте и чуткости, а не в потреблении. Где у детей развивали способность видеть и замечать красоту слова, природы, людей и радоваться этому.

5. Воспитание примером, способом жизни, укладом семьи. Пример постоянно раздражающейся матери никогда не научит ребёнка не быть злобным, а все разговоры об ответственности не принесут плодов, если родители сами при удобном случае стремятся избежать её. Трудно воспитать у ребёнка ответственность, если, например, на глазах у детей родители отказываются помочь сделать ремонт соседке, которую они затопили, ссылаясь на то, что они не виноваты, или уходят от ответственности, когда врезавшись в чужой автомобиль разбивают боковое стекло. Эти «мелочи» воспитывают ребёнка своим примером. Или родители, которые игнорируют своих детей, когда те хотят с ними провести время, вместе пошалить, поиграть, говоря при этим: «Отстать, я устала». Пусть тогда не удивляются, если стариками они услышат подобную фразу от своих детей.

6. Развитие чётких представлений о добре и зле, а так же эмоционально положительного отношения к добру.

Профессор А.И. Осипов, описывая особенности современной социальной ситуации говорит, что для того, что бы помочь человеку стать лучше, очиститься, первое, что необходимо сделать, это научить человека видеть в себе всё дурное и бороться с самим собой. Победа из побед, победа над самим собой... Главным условием, которого является осознание того, что является дурным, злым, а что есть добро. Без этих ориентиров нет воспитания в неискажённом виде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: