Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. К ним можно отнести всех учащихся, разделив их на 4 группы по различным критериям.
| Группы критерий | Критерии, определяющие «группу риска» |
| Медицинские | Имеют хронические заболевания внутренних органов |
| Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи | |
| Часто и длительно болеют | |
| Состоит на учете у психоневропотолога | |
| Перенесли сложные медицинские операции | |
| Перенесли стрессы | |
| Леворукие дети (левша) | |
| Другое | |
| Социальные | Живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное) отношение к ребенку |
| Живут в малообеспеченной семье | |
| В семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые) | |
| Проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса | |
| Самовольный уход из дома | |
| Другое | |
| Учебно-педагогические | Имеют стойкую неуспеваемость |
| Пропуски занятий без уважительных причин | |
| Пропускают отдельные предметы без уважительных причин | |
| Поведенческие | Нарушение поведения |
| Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями | |
| Повышенная тревожность | |
| Употребление наркотических веществ | |
| Табакокурение | |
| Токсикомания | |
| Гиперактивность | |
| Другое |
Основные направления работы по профилактике правонарушений выстраиваются по принципу определения проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания детей «группы риска», решение которых способствует получению позитивных результатов. Эти направления напрямую вытекают из уставных документов учреждения, и требуют участия всех, кто обучает и воспитывает ребенка. Чаще всего, приоритетными направлениями профилактической деятельности становятся: помощь семье в решении проблем, связанных с воспитанием ребенка, помощь подростку в устранении причин, влияющих на совершение преступления, привлечение детей, родителей к организации и проведению социально-значимых мероприятий, изучение, диагностирование, разрешение проблем, трудных жизненных ситуаций, с целью предотвращения серьезных последствий, индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, помощь конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций, пропаганда и разъяснение прав и обязанностей детей, членов их семей, организация летних трудовых смен для детей «группы риска».
Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на эмоциональную сферу. Основными факторами, влияющими на эмоциональные нарушения, являются: природные особенности (тип темперамента), социальные факторы (тип семейного воспитания, отношение учителя, отношения окружающих. Таким детям требуется доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание к ребенку.






