Все инструктажи по ТБ, ОТ, пожарной безопасности (ПБ), а также особенностям технологии производства подразделяют на: вводные, первичные, периодические, внеплановые и целевые.
Вид инструктажа зависит от его цели, времени и места проведения. Такие инструктажи обязаны проходить все работники предприятий или организаций (особенно это касается энергообъектов), включая и их руководителей.
Особое внимание при этом следует уделять работникам, имеющим стаж менее 1 года, а также работникам с большим опытом и стажем. Как показывает практика, именно эти категории работников более всего подвержены производственному травматизму.
Начинающие работники - из-за недостатка опыта, а работники с большим стажем работы - из-за халатности, связанной с чрезмерной самоуверенностью. Анализ имевших место несчастных случаев, связанных с нарушением правил ТБ, также является своеобразной формой обучения.
По каждому случаю травматизма на производстве руководителем предприятия (организации) должно быть проведено расследование, определены его причины и виновные и издан соответствующий приказ. Он должен быть проработан со всеми работниками предприятия, что является также одной из форм их обучения ТБ.
Форма проведения инструктажей определяется лицом их проводящим (обычно это собеседование, лекция или разъяснения). Факт их проведения фиксируется (под роспись работника) им же в соответствующем журнале. Он же осуществляет контроль их исполнения, т.е. выполнения правил ТБ на производстве.
Виды инструктажей по охране труда предусматривают также проведение первичных инструктажей, проведение которых возлагается на прямых руководителей работ, Такие инструктажи проводятся перед началом работ непосредственно на рабочих местах:
· • со всеми работниками, которые вновь приняты на предприятие;
· • с работниками, переведенными из другого подразделения;
· • с работниками, приступающими к новому виду работы;
· • командированными на предприятие и временными работниками;
· • со строителями, временно работающими на территории предприятия;
· • с лицами (студенты, учащиеся), которые проходят производственное обучение или практические занятия на производстве (по отдельному графику).
· Повторный инструктаж по охране труда (периодический)
· В инструктажи по охране труда входят также повторные (периодические) инструктажи по ОТ. Такой инструктаж, включающий освещение технологических особенностей работ, связанных с повышенной опасностью, проводится с соответствующей категорией работников ежеквартально, с остальными – раз в полгода.
Производственная санитария — это система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов (согласно ГОСТ 12.0.002-80). Основными опасными и вредными производственными факторами являются: повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; повышенная или пониженная влажность и подвижность воздуха в рабочей зоне; повышенный уровень шума; повышенный уровень вибрации; повышенный уровень различных электромагнитных излучений; отсутствие или недостаток естественного света; недостаточная освещенность рабочей зоны и др.
В воздухе рабочей зоны могут присутствовать различные вредные вещества. Рабочая зона – это пространство высотой до 2м над уровнем пола или рабочей площадки.
Воздействие вредных веществ на человека зависит от химического состава вредных веществ, концентрации, для пыли - от размера частиц. По характеру воздействия вредные вещества делятся на общетоксичные (СО), раздражащие (SO2, Cl2), аллергические (растворители), мутагенные (Pb), канцерогенные (Ni, Cr), влияющие на репродуктивную деятельность (Hg, Pb).
ПДК (предельно допустимая концентрация) – это максимальная концентрация вредного вещества в воздухе, которая при работе в течение 8 часов в день и на протяжении всего трудового стажа не приводит к профессиональному заболеванию.
В зависимости от ПДК вредные вещества делят на классы:
- чрезвычайно опасные вредные вещества - ПДК 0,1 мг/м3;
- высоко опасные вредные вещества - 0,1 < ПДК < 1 мг/м3;
- умеренно опасные вредные вещества - 1 < ПДК < 10 мг/м3
- малоопасные вредные вещества ПДК > 10 мг/м3.
При одновременном действии нескольких вредных веществ они могут оказывать на организм человека:
- разнонаправленное действие (CO, SO2)
CCO ПДКСО CSO2 ПДКSО2;
- однонаправленое действие (Ni, Cr)
Вопрос
Законодательством вся ответственность за создание безопасных и здоровых условий труда на предприятиях и стройках возложена на хозяйственные органы — администрацию.
Главное содержание работы администрации по охране труда — выполнение установленных правил и норм, техники безопасности и производственной санитарии. Она обязана добиваться строгого соблюдения всеми работающими требований охраны труда.
В соответствии с Законом «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями и организациями» профсоюзные организации строят свою работу так, чтобы повседневно контролировать осуществление мер, направленных на оздоровление и облегчение условий труда, при которых рабочие могли бы трудиться в полную меру сил, без травм и аварий.
Работу по контролю за охраной труда, обеспечением здоровых и безопасных условий на производстве профсоюзные комитеты осуществляют через многочисленный профсоюзный актив — комиссии и общественных инспекторов по охране труда. Привлечение этого актива к составлению планов проведения мероприятий по охране труда и технике безопасности и к осуществлению контроля за работой администрации по выполнению этих планов — одна из форм участия широких масс трудящихся в управлении производством.
Члены комиссий и общественные инспекторы по охране труда осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде, правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии, участвуют в расследовании несчастных случаев на производстве, контролируют правильность оформления документов и своевременность выполнения намеченных профилактических мероприятий.
Общественные инспекторы по охране труда проводят большую работу по воспитанию у трудящихся сознательного отношения к трудовой и производственной дисциплине, чувства ответственности за соблюдение правил и норм техники безопасности, заботы не только о своем здоровье, но и товарищей по работе.
Вопрос
Общие требования
Порядок обучения, утвержденный совместным постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29, является основополагающим организационным и методическим документом по обучению и проверке знаний по охране труда руководителей и работников всех отраслей экономики. Однако данный порядок не отменяет специальных требований к проведению обучения, инструктажа и проверки знаний персонала, обслуживающего объекты, подконтрольные органам государственного надзора. Требования устанавливаются специальными правилами.
Обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда подлежат:
- все работники организации, занятые производственной деятельностью, в том числе ее руководитель;
- специалисты службы охраны труда;
- члены комитетов (комиссий) по охране труда;
- уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.
Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний по охране труда в целом по организации возлагается на руководителя (работодателя), а в подразделениях – на руководителя подразделения.
Контроль за своевременностью и качеством обучения по охране труда возлагается на специалиста по охране труда.
2. Проведение инструктажа по охране труда.
По характеру и времени проведения инструктажи подразделяются на:
- вводный;
- первичный на рабочем месте;
- повторный;
- внеплановый;
- целевой.
Все виды инструктажей следует считать элементами учебы. При инструктаже особое внимание надо уделять работникам со стажем до 1 года и опытным работникам с большим стажем. Эти категории работников наиболее подвержены травматизму: первые из-за неопытности, вторые из-за чрезмерной самоуверенности.
Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности. Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель работ (участка, бригады, темы, группы), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы. Знания проверяет работник, проводивший инструктаж.
Вопрос
Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека. Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.
Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма человека (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего это социальная неэффективность физического труда, связанная с низкой его производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном — до 50 % рабочего времени — отдыхе.
Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок).
В современной трудовой деятельности человека объем чисто физического труда незначителен. В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают:
— формы труда, требующие значительной мышечной активности. Этот вид трудовой деятельности имеет место при отсутствии механизированных средств для выполнения работ и характеризуется повышенными энергетическими затратами;
— механизированные формы труда. Особенностью механизированных форм труда являются изменения характера мышечных нагрузок и усложнение программы действий. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в процессе труда информации приводят к монотонности труда и быстрому наступлению утомления;
— формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством. При таком производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм. Задача человека ограничивается выполнением простых операций на обслуживание станка: подать материал для обработки, пустить в ход механизм, извлечь обработанную деталь. Характерные черты этого вида работ — монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала;
— групповые формы труда — конвейер. Эта форма труда определяется дроблением процесса труда на операции, заданным ритмом, строгой последовательностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейера. При этом чем меньше интервал времени, затрачиваемый работающим на операцию, тем монотоннее работа, тем упрощеннее ее содержание, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению;
— формы труда, связанные с дистанционным управлением. При этих формах труда человек включен в системы управления как необходимое оперативное звено, нагрузка на которое уменьшается с возрастанием степени автоматизации процесса управления. Различают формы управления производственным процессом, требующие частых активных действий человека, и формы управления, в которых действия оператора носят эпизодический характер, и основная его задача сводится к контролю показаний приборов и поддержанию постоянной готовности к вмешательству при необходимости в процесс правления объектом;
— формы интеллектуального (умственного) труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.
Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например, труд авиадиспетчера характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.
Труд руководителя учреждений, предприятий {управленческий труд) определяется чрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.
Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает степень нервно-эмоционального напряжения.
Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением таких основных психических функций, как память, внимание, восприятие; наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).
Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения, внимания,— это творческий труд. Труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения. При таком напряжении, связанном с умственной деятельностью, можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления, увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела и I другие изменения со стороны вегетативных функций человека.
Оптимальный режим труда и отдыха — важнейшее условие поддержания высокой работоспособности человека. Под режимом труда понимают порядок чередования и продолжительность периодов труда и отдыха. При введении на определенное время в течение трудового дня физиологически обоснованных перерывов и их рациональном использовании можно предотвратить и замедлить наступление утомления. Регламентированные паузы эффективны на начальных стадиях появления утомления и если не ухудшают врабатываемость.
Время установления дополнительных (кроме обеденного) перерывов и их длительность зависят от характера работы. Чем она тяжелее и напряженнее, тем раньше после начала смены (или после обеденного перерыва) вводят регламентированный перерыв (или несколько перерывов). Продолжительность пауз различна и находится в прямой зависимости от тяжести и напряженности работ
Вопрос
Энергозатраты человека в процессе жизнедеятельности определяются интенсивностью мышечной работы, степенью нервно-эмоционального напряжения, а также условиями окружающей человека среды. Суточные затраты энергии для лиц умственного труда составляют 10...12 МДж, работников механизированного труда и сферы обслуживания – 12,5...13 МДж, работников тяжелого физического труда – 17...25 МДж.
Специалистами по гигиене условия труда человека классифицированы по степени тяжести и напряженности трудового процесса и по показателям вредности и опасности факторов производственной среды (Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда»).
Факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть физического труда, – это в основном мышечные усилия и затраты энергии: физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочие позы, наклоны корпуса, перемещение в пространстве.
Факторы трудового процесса, характеризующие напряженность труда, – это эмоциональная и интеллектуальная нагрузка, нагрузка на анализаторы человека (слуховой, зрительный и т. д.), монотонность нагрузок, режим работы.
Труд по степени тяжести трудового процесса подразделяется на следующие классы: легкий (оптимальные по физической нагрузке условия труда), средней тяжести (допустимые условия труда) и тяжелый трех степеней (вредные условия труда).
Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются: величина внешней механической работы, выполняемой за смену; масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза; количество стереотипных рабочих движений в смену; величина суммарного усилия, прилагаемого за смену для удержания груза; удобство рабочей позы; количество вынужденных наклонов в смену и километров, которые вынужден проходить человек при выполнении работы.
Классификация условий труда по тяжести и напряженности
Труд по степени напряженности трудового процесса подразделяется на следующие классы: оптимальный – 1-й класс, допустимый – 2-й класс, напряженный – 3-й класс – труд трех степеней.
Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются:
o степень интеллектуальной нагрузки, зависящая от содержания и характера выполняемой работы, степени ее сложности;
o нагрузка на анализаторы: длительность сосредоточенного внимания, количество сигналов за час работы, число объектов одновременного наблюдения; нагрузка на зрение, определяемая в основном величиной минимальных объектов различения, длительностью работы за экранами мониторов;
o эмоциональная нагрузка, зависящая от степени ответственности и значимости ошибки, степени риска для собственной жизни и безопасности других людей;
o монотонность труда, определяемая продолжительностью выполнения простых или повторяющихся операций;
o режим работы, характеризуемый продолжительностью рабочего дня и сменностью работы.
Таким образом, физический труд классифицируетсяпо тяжести труда, умственный – по напряженности.
Вопрос
Психология безопасности - наука, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и пути использования психологии для повышения его безопасности.
Объектом исследования психологии безопасности являются различные виды предметной деятельности человека, связанные с опасностью.
Предметом исследований данной области являются:
- психические процессы, порождаемые деятельностью и влияющие на ее безопасность;
- психические состояния человека, сказывающиеся на безопасности деятельности.
Психология безопасности является важным компонентом системы мероприятий по обеспечению безопасной деятельности человека. Проблемы аварийности и травматизма на современных производствах невозможно решать только инженерными методами.
Основным общепризнанным методом обеспечения безопасной деятельности является использование системы техники безопасности. Она призвана решать две основные задачи: способствовать созданию машин и инструментов, при работе с которыми исключена опасность для человека, и разрабатывать специальные средства защиты, охраняющие человека от опасности в процессе труда. Попутно уделяется внимание обучению людей безопасным приемам работы и использованию средств защиты, а также общим вопросам организации условий для безопасной работы.
Изучение закономерностей развития человечества показывает, что обстоятельства, способствующие росту числа несчастных случаев возникают по вполне объективным причинам.
Первая причина - с развитием техники опасность растет быстрее, чем человеческое противодействие ей. Это видно из анализа эволюции человека. Внешний вид и физические возможности человека за последние 20-30 тысячелетий практически не изменились, так как развитие шло главным образом в сфере психики, благодаря которой он создавал и совершенствовал орудия труда.
Более того, некоторые его физические качества, вероятно, даже ухудшились: понизилась острота зрения и слуха, не стало былой силы, выносливости. Но, несмотря на это, человек за прошедший период прошел путь от каменного топора до полета в космос.
С развитием орудий труда расширился диапазон воздействия человека на окружающий мир. Очевидно, расширился и круг ответных реакций внешнего мира на человека в процессе труда. Все это привело к тому, что по своим физическим возможностям современный человек существенно отстает от уровня возросшей опасности. И, несмотря на создание новой, более безопасной техники и современных средств защиты, опасность растет быстрее, чем совершенствуются ответные реакции человека.
Вторая причина - рост цены ошибки. Когда первобытный человек допускал ошибку в процессе трудовой деятельности, расплата за нее была не столь велика; он мог поцарапать себе тело колючим растением, уронить на ногу камень, упасть с дерева и т.д. Ошибки же современного человека обходятся ему гораздо дороже: теперь люди гибнут от высокого напряжения, падают с высоты многоэтажных домов, попадают в аварии на транспорте и пр.
Третья причина, способствующая росту травматизма, - адаптация человека к опасности. В наше время техника заняла прочное место в жизни людей: человек тесно связан с ней и дома, и в пути, и на работе. Используя возможности, предоставляемые техникой, и привыкая к ним, человек зачастую забывает, что она является еще и источником повышенной опасности. Постоянное взаимодействие с опасными машинами и механизмами ведет к тому, что человек перестает бояться их и адаптируется к опасности. Нередко из-за текущих мелких выгод он преднамеренно идет на нарушение правил безопасности. А так как не каждое нарушение влечет за собой несчастный случай, люди, однажды безнаказанно нарушив правила и получив какую-то выгоду, повторяют подобные нарушения. Постепенно происходит адаптация не только к опасности, но и к нарушениям правил. Очевидно, все эти рассмотренные выше закономерности создают некую общую тенденцию, объективно способствующую повышению опасности труда и росту травматизма.
Вопрос