Если за основу классификации взять побуждения, ведущим признаком будет их вектор. Лепольд Зонди предложил некую структуру из четырех векторов и шестнадцати тенденций, которую мы иллюстрирует таблицей из книги Смирнова А.В. «Екатеринбургские лекции по экспериментальной диагностике побуждений Л.Зонди» Екатеринбург, 2005.
Побуждения и их глубинные цели | Экзистенциальные потребности | Тенденции проявления потребностей и их обозначение |
Сексуальное побуждение (S) Сексуальные потребности, продолжение рода | 1. Потребность в любви и нежности (h) | Тенденция к персональной любви (h+) |
Тенденция любить человечество (h-) | ||
2. Потребность в активности, преданности (s) | Тенденция к активности, доминированию, мужественность, агрессия, направляемая вовне, на других (s+) | |
Тенденция к пассивности, покою, подчинению, самоотверженности; направление агрессии вовнутрь, на себя (s-) | ||
Пароксизмалыюе побуждение (Р) Морально-этическая цензура | 3. Потребность в этической регуляции поведения (е) | Доминирование мягких аффектов (кротость, чувство вины, доброта, этичность поведения, совестливость) (е+) |
Доминирование грубых аффектов (злоба, гнев, ненависть, зависть, ярость) (е-) | ||
4. Потребность в моральной регуляции поведения (hy) | Тенденция к значимости, выставлению себя напоказ, бесстыдство (hy+) | |
Тенденция к скромности, скрытности, доминирование стыда (hy-) | ||
Побуждение «Я» (Sch) Защита «Я», обеспечение его целостности | 5. Эгосистоли-ческая потребность в связи с миром реального, материального: ИМЕТЬ (к) | Защитный механизм интроекции. Тенденция к обладанию атрибутами материального могущества и социального статуса: ИМЕТЬ (k+) | |
Защитный механизм негации. Тенденция к отрицанию, отказу, деструкции (к-) | ||
6. Эгодиасто-лическая потребность в создании духовных идеалов: БЫТЬ (р) | Защитный механизм инфляции. Потребность в создании духовных идеалов. Стремление выйти за пределы реального, стремление к духовному могуществу: БЫТЬ (р+). | |
Защитный механизм проекции. Потребность в партиципации. Тенденция к перенесению своей бытийной силы на другие объекты, во внешний мир (р-) | ||
Побуждение контакта (С) Связь с миром и контакт с объектами бытия | 7. Потребность в изменении, в поиске объектов (d) | Стремление к изменениям, поиск нового (d+) |
Стремление к сохранению прежнего, отказ от поиска нового (d-) | ||
8. Потребность в контакте, связи и отделении (m) | Стремление к прикреплению, принятости, к прочному контакту (m+) Стремление к отрыву, к свободе (m-) |
Техника выявления основополагающих переживаний основана на некой симпатии или антипатии к портретам носителей типичных признаков в рафинированной и экстремальной (клинически выраженной) форме. Обычный человек, соединяя в своем характере отдельные тенденции (слабо выраженные и противоречиво ориентированные) испытывает тягостные побуждения.
Например:
S (невротическое) – инфантильная потребность в любви у взрослого (h+; S=0; е +);
– склонность к непреднамеренному риску (h=0; s-!; e=0; hy=0;p=0).
S (деструктивное) – агрессивное стремление к полной власти над партнером (h=0;s=0; е=0; d -).
– страх перед собственной гомосексуальностью (h+!; s -; hy-!; k -).
P (невротическое) – страх женщины перед чувственными отношениям (e=0; hy-!);
– вероятность самоповреждения при волнении (s-!; e=0; hy -!; k-!).
P (деструктивное) – эпатаж, скандальность (e=0; hy+!; k+; p=0; d=0; m-);
– социопатичность (e=0; hy+!; k+; p=0; d=0; m-).
Sch (невротическое) – тотальный нарциссизм (k+; p+).
Sch (деструктивное) – отчужденность от мира (h+; S-; e+; hy-; k+; p-; m-).
C (невротическое) – крайняя степень трудоголии (s+; k-; d-; m+0).
С (деструктивное) – фанатизм (k-; p+!; d-; m=0).
(все выбранные примеры взяты из книги Смирнова А.В.)
Причины невротических и деструктивных тенденций уходят в туманное детство и их корни теряются во мраке подсознания. Возможно, кое-какие ассоциации с условиями воспитания в тех или иных случаях уместны, но их основной недостаток в том, что все они будут установлены задним числом. Предвидеть перспективу в соответствии с классификацией Л. Зонди по обстоятельствам воспитания в детстве вряд ли кто-то решится, во всяком случае, всерьез. Но знать о том, что будет вследствие переплетения противоречивых тенденций в любом возрасте полезно.