Влечения

Как заметил Э.Кречмер: «Психология влечений и их взаимодействия с более высокими уровнями душевной жизни, вызывает страдания, которые являются не чем иным, как замаскированным душевным конфликтом». А К. Роджерс выразился еще более категорично о том, что переживания, которые нельзя допустить в сознание в качестве выразителя воли, становятся нередко доминирующей чертой характера. Соответственно, Нэнси Мак-Вильямс, обобщив свой психоаналитический опыт, предложила классификацию вариантов, взяв за основу источник внутреннего напряжения. Мак-Вильямс Н. Психодиагностика личности. М., 2004.

Психопаты. Аморальные, садистические, дезорганизационные склонности с манерой импульсивного поведения и тенденцией манипулировать людьми. Драйвы: доминируют «базисные» аффекты, такие как восторг или ненависть, более тонкие чувства не переживаются; ценности других людей редуцируются до их полезности; преобладают зависть и стремление к разрушению. Способы защиты: отыгрывание чувств вовне, вытеснение, рационализация. Методы воздействия: перенос в слова и образы явлений аффективной жизни, «проговаривание» жизни, распределение эмоций между многими окружающими, направление агрессии и садизма в игровые ситуации.

Нарциссы. Потребность в подтверждении значимости «Я» со стороны. Чувство, что ты обманут и тебя никто не любит. Имидж заменяет сущность. Драйвы: стыд и зависть с боязнью заглянуть себе в душу, ассоциированные со стремлением осуждать других. Способы защиты: идеализация и обесценивание, перфекционизм (стремление к возвышенной цели, когда поражение не зазорно). Методы воздействия: сделать окружающих реальными сожителями, а не только «нарциссическим придатком» собственных ущемленных амбиций, отработать реакцию на поражение как необидное следствие несовершенства мира.

Шизоиды. Грубое снижение уровня психосоциального функционирования, когда для этого нет ситуационных или экзогенных оснований. Драйвы: боязнь быть поглощенным средой, отстранение от самого себя с целью самонаблюдения (отшельничество). Способы защиты: уход в фантазии, проекция, интроекция, идеализация, обесценивание, удаление от собственного аффекта при стрессе. Методы воздействия: изменить отношение к воображению, считать его проявлением таланта, а не патологии.

Параноики. Подозрительность с грандиозностью намерений и отсутствием чувства юмора порождают чувство внешней угрозы и зависти к достижениям других людей, внутренние переживания выносятся за пределы собственного «Я», расцениваются с позиций их общественной значимости. Драйвы: источник страха вне себя, стремление переложить зависть на других, тенденция обладать вплоть до уничтожения. Способы защиты: проекция, инспирирующая нетерпимость (не я ненавижу вас, а вы – меня). Методы воздействия: сочетание мегаломании с чувством несостоятельности в социальных отношениях компенсируется гармонией в сексуальных отношениях за счет ощущения своей притягательности, развитие чувства юмора в порядке научения или вовлечения.

Циклоиды. Паттерн создается фазой, в которой находится человек (маниакальной или депрессивной), оживляя или тормозя когнитивные, аффективные и сенсорные переживания как в реальной жизни, так и в воображении. Драйвы: печаль и самообвинение при депрессии, подвижность с тревожностью при маниакальном подъеме духа. Способы защиты: при депрессии – идеализация утраченного объекта, верность памяти; при маниакальном состоянии – обесценивание недосягаемого как надоевшего, реагирование в форме бегства. Методы воздействия: повышение ценности самокритики как достоинства, снисходительное отношение к мнимым недостаткам при депрессии, развитие самокритики как признака аутентичности при маниакальном состоянии.

Мазохисты. Считают себя своими худшими врагами. Наслаждение от унижения, смирение со своей ничтожностью, самобичевание. Драйвы: через физическое страдание и унижение к моральной победе. Способы защиты: идеализация (место страдания выбрано самим). Методы воздействия: ситуация детского страдания должна быть отреагирована в когнитивном пространстве, чтобы осознать смысл неосознаваемой провокации против собственного «Я».

Анакасты. Диспропорция между способностью чувствовать и думать. Драйвы: отрицание гнева и воплощение агрессивности в аккуратность; высокие требования к тем, на кого обращены чувства. Способы защиты: изоляция, сепарация аффекта от когниции, рационализация, морализирование, компрометация как смещение аффекта на обочину личностного пространства. Методы воздействия: готовность психолога принять критику на себя, доброжелательность.

Истерики. Забвение личного опыта, высокий уровень тревожности в межличностных отношениях. Драйвы: ощущение себя как маленького, пугливого и дефективного ребенка в мире, где доминируют сильные и чужие люди. Способы защиты: репрессия, регрессия, конверсия. Методы воздействия: создать «островок безопасности», где можно властвовать среди снисходительных людей; увлечение людьми, имеющими авторитет (этот могущественный человек является моей частью).

Диссоциированные. Иллюзорное состояние «Я», когда один – хороший и послушный, а другой – злой и агрессивный, регулировать отношения между которыми человек не в силах (ощущение проплывающего мимо воли). Драйвы: дисфории с сужением сознания, чувство отчуждения своих психизмов. Способы защиты: восприятие неприемлемого «Я» не принадлежащим личности, вытеснение. Методы воздействия: примириться с существованием того «Я», которое воспринимается в качестве враждебного начала.

Таким образом, даже беглый взгляд на типологию характеров, которые противостоят личности, свидетельствует, что даже на своем обычном жизненном пути обычный человек приносит из детства множество внутренних противоречий. Скорее всего, никто не избежал еще такой судьбы и, возможно, без этого и жить было бы неинтересно. Но в тех случаях, когда ребенка заставляют приноравливаться к глупым, невротичным и легкомысленным воспитателям, проблем, во-первых, много больше, а, во-вторых, они выстраиваются в довольно специфичный ряд.


Рекомендуемая литература

1. Адлер А. Воспитание детей. – Ростов-на-Дону, 1998.

2. Анохин П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. М., 1955.

3. Бенедикт Р. // Цит. по Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997.

4. Блейлер Э. Аутистическое мышление. Одесса 1927.

5. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. – М.,1964.

6. Божович Л.И. и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.

7. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М., 1967.

8. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб. 2003.

9. Выготский Л.С. Педология подростка. – М., 1930.

10. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.

11. Гегель Г. Философия духа // Энциклопедия философских наук Г.Гегеля в 3 т., Т.3. М., 1977.

12. Герцен А. Русский народ и социализм. // Избр. философские произведения. М., 1948.

13. Гумилев Л. Древняя Русь и Великая степь. М.,2001.

14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.,1988.

15. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.- Л.,1982.

16. Земский Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. – М.,1995.

17. Зиновьев А. Зияющие высоты. М., 1996.

18. Зюбин Л.М. Психология асоциального поведения несовершеннолетних. – Л., 1969.

19. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации и здоровье человека. – М., 1976.

20. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция – М., 1994.

21. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988.

22. Кони А.Ф. Иван Михайлович Балинский.\\ Собр.соч. в 8 т., Т.6. М., 1966.

23. Кочетов А.И. Педагогическая диагностика в школе. – Минск, 1987.

24. Лангмейер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1984.

25. Лебединский В.В., Бардышевская М.К. Психология аномального развития ребенка. В 2-х т. Хрестоматия. – М., 2006.

26. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев,1981

27. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. – М., 1951.

28. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у детей и подростков. Л., - 1977.

29. Люшер М. Цвет вашего характера. М.,1994.

30. Макаренко А.С. Книга для родителей. // Собр.соч. в 5 т. Т.4. М., 1971.

31. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – Ростов-на-Дону, 2000.

32. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.

33. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. - Воронеж,1990.

34. Обучение и воспитание детей группы риска: Хрестоматия./ Под ред. В.С.Мухиной. – М., 1996.

35. Парсонс Т. О структуре социального действия.М.,2000.

36. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. – М., 2003.

37. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987.

38. Роджерс К. Клиническая работа с проблемным ребенком.– М.,1939.

39. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1970.

40. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.1960

41. Социальная педагогика. / Под ред. В.Д.Семенова. – Екатеринбург, 1995.

42. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 1996.

43. Троцкий Л. Их мораль и наша. //Этическая мысль. М.,1992.

44. Фрейд А. Лекции по детскому психоанализу. – М., 2002.

45. Фромм Э. Бегство от свободы. // Догмат о Христе. М., 1988.

46. Хорни К. Невроз и личностный рост. – СПб. 1997.

47. Шепель В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. – М., 1987.

48. Шибутани Т. Социальная психология. М.,1959

49. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1995.

50. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1947.

51. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб. 1996.

52. Юнг Г. Конфликты детской души. – М., 1996.


Содержание

Предисловие. 3

Глава 1. Психология обычного воспитания (онтогенез личности) 6

О субъектах воспитания. 7

О предмете воспитания. 16

Возраст безусловного социального отождествления. 17

Возраст потребности в социальном статусе. 21

Возраст тотального отчуждения (ранняя юность) 27

Возраст избирательного отчуждения (юность) 33

Глава 2. Педагогические издержки воспитания. 38

Депривация педагогическая. 41

Изоляция психологическая. 50

Запущенность социальная. 59

О гендерном подходе. 73

Глава 3. Об измененной почве. 82

Организм как источник переживаний. 83

Мозг как источник переживаний. 91

Психика как источник переживаний. 102

Характер как источник переживаний. 118

Личность как источник переживаний. 127

Глава 4. Девиантное развитие на измененной почве. 132

Иначе думающие (умственно отсталые) 133

Тугодумы.. 134

Архаично мыслящие (ЗПР) 139

Иначе воспринимающие (невропатичные) 143

Иначе сочувствующие (психопатически предрасположенные) 150

Иначе мотивированные (инфантильные) 157

Иначе реагирующие (носители мозговых дисфункций) 163

Соматически ослабленные (астенизированные) 168

Логика диагностического мышления. 173

Глава 5. Психологические основы педагогической реабилитации 180

О реабилитационных ожиданиях. 180

«Об основах системы профилактики …». 190

Психолого-педагогическая терапия. 204

Заключение. 223

Приложение 1. 224

Приложение 2. 228

Рекомендуемая литература. 241

Вопросы к зачету:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: