Предпочтения

Макс Люшер, по его словам, поставил себе в заслугу работу по установлению корреляций между манерой самоутверждения и цветопредпочтениями, свойственными этике и эстетике. В соответствие с европейской культурной традицией он выделил набор цветов (мы взяли 8–цветный вариант), придав им определенное значение. Люшер М. Цветовой тест Люшера. М., 2005.

Основные цвета:

синий – вода – довольное удовлетворение;

зеленый – земля – серьезное, важное, строгое самоотношение;

красный – огонь – оживленная деятельность;

желтый – воздух – веселое, радостное настроение.

Дополнительные цвета:

фиолетовый – смесь красного с синим;

зеленый – смесь желтого, красного, черного;

серый – отсутствие цвета как такового;

черный – отрицание цвета.

Значение цветов.

0. СЕРЫЙ. Он бесцветен, т.е. лишен каких-либо стимулирующих тенденций. Он нейтрален. Каждый, кто ставит его на первое место, хочет от всего отгородиться, быть свободным от каких-либо обязательств, вызванных тревогой, которую символизирует отвергнутый цвет (цвета).

Тот, кто ставит серый цвет на последнее место, напротив, чувствует, что все имеет к нему отношение, он имеет право участвовать во всем, что происходит вокруг него. Нейтральность кажется ему скучной, зато другие могут находить его назойливым. Всякий, кто отвергает серый цвет, принимает на себя ответственность за окружающее и не позволяет себе отдохнуть на пути к цели.

Таким образом, серый цвет в первых трех позициях говорит об утаиваемой отстраненности, которая нередко компенсируется плодотворной деятельностью. На последних трех – о деятельностной позиции даже при отсутствии явно выраженных стремлений.

1. СИНИЙ. Означает спокойствие, гармонию в свободной от напряжения ситуации, объединение с чувством общности, умение сопереживать и склонность к созерцательности.

Когда синий цвет ставится на первое место, существует либо потребность в эмоциональном покое, либо физическая потребность в релаксации. Всякий, кто отдает предпочтение синему цвету, нуждается в спокойном, упорядоченном окружении, свободном от беспокойства и огорчений. Человек хочет чувствовать, что он может доверять своим знакомым и близким, а они могут доверять ему.

Если же синий цвет оказывается на последних местах, это означает, что потребность в спокойствии и взаимном доверии остается неудовлетворенной, что дает толчок тревоге. Отношения с окружающими кажутся обременительными, тягостными, утомительными и воспринимаются как обуза, от которой хотелось бы избавиться. А поскольку это желание подспудно (иначе не было бы основания для внутриличностного конфликта), не может быть реализовано напрямую, то переживания, которые стоят за цветами, помещенными на первые места, скорее всего следует понимать как компенсацию, выход фрустационного напряжения параллельным способом. Например, желтый будет символизировать уход от проблем общения в свободу духа, а красный – энергичную и связанную с риском деятельность.

Отношение человека к синему цвету как символизирующему фундаментальные мотивообразующие потребности в эмоциональной жизни считается более предпочтительным относительно других базовых цветов.

2. ЗЕЛЕНЫй. Содержит некоторое количество синего и символизирует состояние «эластической напряженности», что выражается в деятельной воле. Так что человек, который отдает предпочтение зеленому цвету, скорее всего хочет повысить уверенность в своей ценности, ожидая, что окружающие будут уважать его за достижения. Его эмоциональная доминанта – гордость, так что некоторая психическая и физическая напряженность постоянно присутствуют в его состоянии как тревога за возможную неудачу. А как способ скрыть тревогу – усиление самоконтроля и формализма. При этом его самомнение поддерживается и оправдывается уверенностью в том, что он – носитель непреложных правил и принципов. Ему нужно, чтобы его признавали, и он стремится поступать по-своему, даже несмотря на противодействие.

Отвергаемый зеленый означает стремление освободиться от напряжения, вызванного непризнанием. Угроза оказаться несостоятельным как личность и тревога по поводу репутации не стимулируют активность, а вырабатывают привычку сваливать все на других. Иногда это побуждает стремление плыть по течению и на первые места выдвигается синий цвет, означающий желание уйти за спину доброжелательно настроенного окружения. Выбор желтого как самого симпатичного может означать «бегство к свободе», когда отчуждение, например охота к перемене мест, будет свидетельствовать о потребности «сбросить» фрустрационное напряжение от необходимости мириться с неподобающим (по мнению человека) статусом. Выбор красного цвета на первые места может свидетельствовать о склонности выплескивать недовольство собой в приступах запальчивости, жертвами которых чаще всего становятся близкие люди.

3. КРАСНЫЙ. В цветовой гамме теста он представлен с примесью желтого, придающего оранжевый оттенок. Он означает стремление к активности во имя самой активности. «В борьбе обретешь ты счастье свое». Его чувственное воплощение – аппетит, эмоциональное содержание – желание, физиологический реализатор – поперечно-полосатые мышцы, симпатическая нервная система и органы размножения. Красный цвет – это цвет достижения здесь и сейчас.

Те, кто ставит красный цвет на первое место, хочет, чтобы жизнь и деятельность приносили чувство полноценности бытия. Будь то предпринимательство, лидерство, творчество, эротизм – все зависит от индивидуальных предпочтений, имеющихся возможностей и манеры поведения.

Те, кто ставит красный цвет на последние места, «ищет защиты от всего, что может возбудить», чтобы не сталкиваться с необходимостью предпринимать непосильные и неинтересные усилия, например при недостатке жизненной силы в связи с физическим недомоганием. И вообще, испытывает чувство, что активность таит угрозу.

Если при этом на первом месте стоит синий, можно не сомневаться, что человек переутомлен или взялся за дело, которое ему не по плечу. Возможно, он нуждается в отдыхе. Комбинация с зеленым на первых местах свидетельствует, что тестируемый пытается превозмочь нервное и физическое истощение с помощью силы воли. Если на первом месте желтый, можно полагать, что человек занят поисками выхода «в обход» обычных способов и может означать готовность «все бросить с отчаяния».

4. Желтый. Самый светлый в тесте цвет, он производит впечатление легкости и радости. Его основные характеристики – рефлективность и нематериальная радость, раскованность. Он в чем-то противоположен зеленому, где напряжение вызывает повышение тонуса гладких мышц, способствует появлению спазмов, желтый же своим напряжением приводит к расслабляющей внутреннюю среду активности.

Если желтому цвету отдается предпочтение, это говорит об ожидании чего-то радостного, направленного на будущее и не лишенного конфликта, но вполне преодолимого. Мнение о том, в какой мере это реальное удовольствие от жизни, а в какой – желание уйти от существующих трудностей, поиск перемен и альтернативных ситуаций, следует составлять при знакомстве с человеком. Подобно зеленому, желтый тоже ориентирован на достижения и устремлен вовне, но в своих притязаниях не завистлив. Здесь самоутверждение и жажда престижа больше связаны с поисками счастливого случая, приключения, стечения обстоятельств.

Если желтый отвергается, значит человек разочаровался в своих надеждах и видит вокруг себя пустоту. В этом настроении легковесные надежды неуместны и поверхностны. Это может принимать форму уныния, раздражительности, недоверия и даже подозрительности к намерениям окружающих, так что, по большей части, человек, сделавший такой выбор, пытается оградить себя от дальнейших утрат и разочарований.

В качестве компенсатора нередко выступает синий, который ставят на первое место, что означает тенденцию к привязанности, не лишенной самопожертвования, желание найти знакомое, привычное и успокоиться. Сочетание с выбором в качестве наиболее симпатичного зеленого цвета означает стремление укрыться от разочарований за престиж. Если первое место отдано красному – не исключена вероятность заслониться от проблем самоутверждения поиском приключений на свою голову.

5. Фиолетовый. Пытается объединить импульсивность красного и рефлективность синего. Это цвет, обращенный к воображению. Человек, который ему симпатизирует, ориентируется на «очарование», некоторую нереальность в исполнении желаний. Это цвет людей с инфантильным миро- и самоощущением; эмоции таких людей не всегда поддаются контролю, а при столкновении с реальностью у них легко возникают страхи и тревожные опасения. Здесь требуется мягкое обращение, особое понимание и доброта. В ситуации отчуждения, когда невозможно рассчитывать на приязнь и понимание, сторонники фиолетового цвета стремятся создавать вокруг себя некую «волшебную страну», где их понимают, а остального мира просто не существует.

Если фиолетовый поставлен на первое место, нужно обязательно уточнить возможную природу неадекватной мечтательности. Не является ли это детской незрелостью, привнесенной во взрослую жизнь, когда человек плохо отличает реальное от воображаемого. Или связано с изменениями в организме, например с беременностью, когда женщины становятся сентиментальными и эмоционально неустойчивыми. А может быть, это просто индивидуальные особенности характера, когда человек очень хочет, чтобы его одобряли, восхищались его обворожительными манерами, очаровательными привычками, но с истероидной манерой избегает ответственности.

Когда фиолетовый цвет стоит на последнем месте, это может означать, что человек хочет быть в отношениях с другими акцентированным реалистом. Он не скрывает своих качеств по принципу «принимайте меня таким, как есть», но и от окружающих ждет ясности в том, какие обязательства повлекут за собой те или иные отношения. А естественная потребность в эмоциональном тождестве и взаимном понимании может проецироваться на предметы, развивая художественный вкус и интерес к искусству.

6. КОРИЧНЕВЫЙ. Он обращен к физическим ощущениям и их символизирует. Там, где имеет место физический дискомфорт, коричневый цвет начинает двигаться к началу ряда, показывая, что физической стесненности придается повышенное значение. Так же и в случаях, когда обстоятельства жизни в какой-то мере связаны с физическими лишениями (или угрозой таковых). Те, кто озабочен хлебом насущным или не уверен в свой безопасности, склонны придавать коричневому цвету больше значения, чем обычно. Так что такие симпатии могут свидетельствовать о повышенном внимании к очагу, дому, семье, надежной общине.

Если с физическим самочувствием и гарантиями выживания все в порядке, коричневый цвет в начале ряда может говорить о потребности в физическом и чувственном довольстве. А если достичь их что-то мешает – о готовности устранить неблагоприятные обстоятельства.

Если коричневый цвет отнесен на последние места, это может означать, что потребность в физическом комфорте и сенсорной удовлетворенности понимается как слабость, которую следует достойно преодолевать. Отвергающий коричневый считает, что он сделан из более прочного материала, чем другие, и не пойдет на поводу у своего тела. Однако подавленное удовольствие чревато тем, что подспудно создает фрустрационное напряжение, которое служит источником беспокойства и может прорываться, например, в аддиктивной форме.

7. ЧЕРНЫЙ. Символизирует отказ. Чаще всего от тех стремлений, которые символизируют цвета, поставленные рядом. Там же, где черный стоит на первых местах, наблюдается поведение компенсирующего типа. Упрямый протест против существующего положения вещей с ощущением, что все идет не так, как надо. Человек с такими предпочтениями восстает против судьбы, по крайней мере – собственной, и склонен действовать опрометчиво и безрассудно.

Черный на втором месте означает, что человек готов отказаться от всего, кроме того, что представлено цветом, занимающим первое место. Например, когда на первом месте серый, спасение от своей «нетерпимости» человек ищет в «невовлеченности».

Последняя позиция считается для черного естественной и нормальной, означая нежелание от чего-то отказываться и противостоять своим намерениям.

Предпочтение должно отдаваться основным цветам. Синий, зеленый, красный, желтый символизируют основные потребности: в удовлетворенности и привязанности; в самоутверждении; действовать и добиваться успеха; смотреть вперед и надеяться. Поэтому нормальный уравновешенный человек отдает им первые 4–5 позиций.

Дополнительные цвета – фиолетовый, коричневый, черный, серый – означают наличие проблем. Ни фиолетовый, ни коричневый цвета не являются для теста первоэлементами. Они были включены по ходу работы над ним. И считается нормальным, если они окажутся в функционально индифферентной зоне. Предпочтение же черного или серого цвета может служить указанием на негативное отношение к жизни и сигнализирует о наличии тревоги.

Выводы о гармоничных или конфликтных внутриличностных отношениях делаются при сопоставлении ролевых значений цветовыборов.

Первая позиция (явное предпочтение) свидетельствует о способе достижения цели (обозначается знаком +). Например, если на первом месте зеленый, этим способом будет систематический труд.

Вторая позиция (предпочтение) обозначает цель, к которой человек стремится (обозначается +). Например, цвет красный – стремление к успеху.

Третья и четвертая позиции (знак ×) указывают на то, как человек ощущает себя здесь и сейчас, в данной ситуации и какова его манера действовать. Например, зеленый и черный будут означать, что его ничем проймешь, что он выше каких-либо слабостей, поэтому действует жестко и сурово.

Пятая и шестая (знак =) означают безразличие. Те переживания, на которые указывают эти цвета, не вызывают неприязни, но и не связываются с достижениями. Карточки этих цветов отложены как бы за ненадобностью. Например, зеленый и черный означают, что обстоятельства вынуждают человека идти на компромиссы, сдерживать свои требования и претензии, временно отказаться от своей манеры бесцеремонно обращаться с окружающими.

Седьмая и восьмая (знак –) говорят о том, что потребности, которые они символизируют, отвергаются как несимпатичные, чья реализация может привести к неблагоприятным результатам. Например, зеленый и черный означают, что общее нерасположение ко всякого рода труду реализуется стремлением протестовать, скорее всего путем уклонения от какой-либо ответственности.

Соотношение указаний на конфликтное столкновение тенденций, олицетворяемых теми или иными цветами, и компенсаторных усилий нужно уметь различать и интерпретировать. При этом каждый специалист, пользуясь этим тестом, говорит на языке своей профессии и выбирает значимые для нее феномены. В частности, для клинического психолога на первом плане будут признаки тревог, страхов, фрустраций, способные вызвать расстройства психосоматического равновесия или невротические переживания. Для него тест – лишь дополнение клинической картины, взгляд на нее изнутри личности, так что без работы с самим пациентом, сам по себе он особого значения не имеет.

Владея информацией об истолковании цветопредпочтений, любой психолог в состоянии сопоставить тенденции, присущие мотивообразующим чувствам клиента. Здесь нет каких-то жестких правил и твердых установок. И хотя рекомендации по оценке состояний с помощью теста Люшера имеются в большом количестве (и весьма объемные) вплоть до компьютерных вариантов обработки первичных данных, не следует полагаться на статистику. И дело даже не в том, что количество версий, если просчитывать все возможные варианты, просто необозримо. Тем более – найти по каждой из них достаточное количество людей для верификации и валидизации абсолютно нереально. Машина будет обсчитывать не факты, а наши мнения о носителях той или иной комбинации. Здесь важно другое. По замыслу тест ориентирован на личность с ее субъективными переживаниями и цвет, а это прерогативы искусства.

Вот и мы ограничимся лишь несколькими ориентирующими моментами в качестве примеров, по которым можно строить логику диагностического умозаключения.

1. Прежде всего необходимо сопоставить первый и второй ряд цветопредпочтений. Если расхождения между ними существенные (например, в первом случае один из основных цветов стоит на первых местах, а во втором – на последних), не вникая в возможные причины такого рода нестыковок, рекомендуется брать за основу второй ряд.

2. Основным показателем наличия внутреннего конфликта является позиция, занимаемая основными и дополнительными цветами. Если основной цвет помещают дальше пятой позиции, значит данная основная потребность не удовлетворена и вполне вероятно, что это может быть источником тревог, страхов и фрустрации.

Основной цвет на шестой позиции помечают знаком (!), на седьмой (!!), на восьмой (!!!).

Если основной цвет занимает одно из последних трех мест, следующие за ним цвета (любые) также вовлечены в тревожные переживания (их помечают знаком «А»). Это помогает ориентироваться в компенсирующих тенденциях. В частности, при наличии «А» цвет под цифрой 1 должен рассматриваться как выразитель компенсирующих чувств (его помечают знаком «С»).

Неудовлетворенные потребности и компенсирующие переживания позволяют определить тип конфликта. Это могут быть: тревожное переживание; отвергаемое качество личности; конфликт между целью и поведением; неустойчивость нервной системы и др. Выделить конфликт из общей картины и есть искусство интерпретации тестовых показателей.

Таким образом, основные цвета символизируют основные потребности. Если они уходят за пятое место, это означает, что базовые потребности остаются неудовлетворенными по причине неблагоприятных обстоятельств. Возникает чувство утраты и тревоги. Предпочтение же ахроматических цветов говорит о негативном отношении к жизни. Если они оказываются впереди – компенсаторное поведение становится утрированным. Для общей ориентации мы приводим схему, составленную по материалам книги М. Люшера «Цвет вашего характера».

Стремление Защита
Синий
Бегство в самоодурманивающее удовлетворение «простых» потребностей и мнимую естественную природную жизнь (детские коммунальные войны женщин, охота у мужчин) Отгородить свою личную жизнь от любого личностно значимого переживания. «Любезное безразличие»
Зеленый
Уверенность, твердость, настойчивость, за которыми сплошь и рядом скрываются духовная тупость и ограниченность. «Зеленый» тип поведения самый упрямый. Его заносчивое «Я» не позволяет ему повернуться к людям Успех видится вдали от долга и ответственности, надежда на везение, «фарт»
Красный
Роль «откармливаемого гуся» воспринимается как недостойная. Страх перед скукой монотонного бытия Угроза перераздражения быстро перестает в гнев или депрессию, что располагает к аддиктивному уходу от действительности. «Раздражительная слабость» выглядит как «неврастения»
Желтый
Настоящее оценивается как монотонная суета, ощущение жизни дает лишь полет фантазии Все надежды на счастье за пределами реальной ситуации признаются иллюзиями. Небо оставлено ангелам и воробьям
Коричневый
Безмятежное состояние за счет физического комфорта Необходимость напряжения лишает чувства безопасности из-за ощущения неспособности к усилию, что развивает ипохондричность
Фиолетовый
Устойчивый интерес к фиолетовому говорит о незрелости и истеричности. Его выбирают подростки и люди с экстравагантными установками, например, гомосексуалисты Явное отрицание цвета говорит о стремлении «отдать личность высшим силам, которые обладают недосягаемыми возможностями»
Черный
Опрометчивое восстание против судьбы Естественное желание избежать необходимости отказываться от чего-либо
Серый
Стремление отгородиться, так как выигрыш не имеет значения Всюду сует свой нос, так как всякая нейтральность кажется скучной

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: