Этих понятий минимум восемь. Часть из них не является чисто педагогическими. Например, "производительные силы", работник", "профессия" — из области экономики и организации производства, "личностный потенциал" — из области социологии. Все восемь понятий практически пограничные, т. е. родились на стыке наук и используются в нескольких науках сразу.
Производительные силы есть составная часть общественного способа производства, в которую входят субъекты труда (люди) и объекты труда (средства и предметы труда).
Из этого определения вытекает, что в училищах, колледжах, техникумах, УПК и в некоторых школах учащиеся готовятся, условно говоря, стать производительной силой. Чтобы выполнить эту общественную функцию, неизбежную для каждого человека, они должны быть достаточно развиты и профессионально подготовлены. Человек является главным элементом производительных сил. Он совершает производительный труд по созданию материальных благ или продуктов интеллектуальной деятельности.
Работник — это человек, нанявшийся на производство (государственное или частное), осуществляющий производительный труд и живущий да счет оплаты своего труда.