Введение

"Когда пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего..." Перед каждым, кто задумывается над этими словами, неизбежно встают двавопроса: почему подготовка к явлению Христа потребовала стольких веков и чтоимел в виду апостол Павел, говоря о "полноте времени"? Прежде, когда история человечества казалась сравнительно недолгой,первый вопрос редко затрагивал читателей Библии. Но с тех пор, как былоустановлено, что люди возникли на земле около пятидесяти тысяч лет назад,"промедление" Избавителя представляется поистине загадочным. Пусть нам не дано до конца проникнуть в тайны божественных замыслов, нонельзя ли найти в самой истории духа объяснение тому факту, чтохронологическая дистанция, отделявшая первых людей от Богочеловека, быластоль огромной? Мир услышал Благую Весть в "последние дни", то есть наисходе этого необозримого периода; а это значит, что на всем его протяжениирод человеческий еще не был готов встретить Воплощенного лицом к лицу. Мы уже не раз обращались к этой проблеме (1). Остается лишь вкратцеподытожить сказанное ранее. Обитатель пещер палеолита или земледелец, живший на заре цивилизации,по своей природе мало чем отличались от современников новозаветных событий;но следует помнить, что характер доисторической и раннеисторической культурвсецело определялся мировоззрением магизма. Это мировоззрение можно считать прямым следствием той болезни духа,которую принято называть первородным грехом человечества Обладая свободой, неся на себе печать Творца, человек - образ Его иподобие - призван был возрастать, поднимаясь ко все более полному единению сСущим. Однако уже с первых шагов своего существования он предпочелориентироваться на силы, разлитые в природе, которые он ощущал каксверхъестественные. Мало того, люди захотели подчинить себе эти силы, "быть,как боги", независимо от Творца достигнуть внешнего господства надокружающим миром. Грехопадение, отдалив человека от Бога, привело к утратеили к ослаблению многих заложенных в нем возможностей Сама природа обреладля него двоящийся лик грозной Кормилицы-Врага, за которым скрывались сонмынечеловеческих существ. Первобытные люди искали у них помощи в охоте,сражениях, земледелии В результате возникла магия с ее неисчислимымиобрядами, табу и церемониями, целью которых было повлиять на духов и демоновили обуздать их враждебность. Страх перед неведомыми силами парализоваллюдей, но в то же время они рассчитывали отстоять себя, прибегая к ритуалам.Так, в ложном самоутверждении, в желании "стать, как Бог", человек обреллишь оковы. Постепенно сложился взгляд на священнодействия как неотъемлемую частьприродного целого, необходимую и людям и богам. Вселенную стали восприниматькак единственный из возможных миров, лишенный перспективы коренногопереустройства. Ритуализм питался навязчивыми неврозами психики и в свою очередьпорождал новые, на сотни веков заворожив сознание людей. Он создавалстойкие, освященные культом иерархические общества, подчиненные жесткимканонам. Он сказался не только на социальном порядке и религии, но и наискусстве и промыслах, где одни и те же приемы и традиции упорноподдерживались многими поколениями. Чтобы убедиться в этом, достаточнопроследить историю древней керамики и орудий. Магизм почти не оставлял места творческому порыву личности. Оспариватьколлективные представления значило ставить под угрозу незыблемый стройобщества и природы. Разумеется, даже в этих условиях отдельные гении поройпробивались сквозь темную пелену табу и мифов, но в целом духовный ростчеловечества оказался надолго заторможенным. Люди сами избрали для себятемницу. И все же магизм не смог сломить человека, который изначала призван бытьвенцом творения. Застывшая лава начала плавиться. Вулкан пробудился. Первыесимптомы этого стали заметны около 2000 года до н.э. в развитых городскихцивилизациях Ближнего и Дальнего Востока; но настоящее восстание противрабства природе и традиции, против институтов и верований, построенных намагической основе, произошло лишь в I тысячелетии до н. э. Мы имеем в видупроповедь великих Учителей человечества (2). На фоне старых ритуальных культур переворот этот представляетсякаким-то чудом, таинственным посещением из иного мира. Пошатнув тысячелетниеустои, пророки, философы и основатели религий дали народам мощный импульс,который, подобно расходящимся по воде кругам, захватил почти всецивилизованные страны. Это и было событие, подготовившее "полноту времени", когда сознаниелюдей созрело для принятия Евангелия. Были созданы прототипы всех мировоззрений, существующих вплоть до нашихдней; в рамках человеческих возможностей были даны основные ответы наважнейшие вопросы жизни и мысли. Совершился поворот от политеизма к единомуБогу, хотя понятие о Нем в разных учениях было неодинаково. Новый характер приобрела и сама религиозность. Вместо своекорыстноймагии явилось мистическое созерцание и доверие к благости Божества. Индия иГреция искали путей к Нему через экстаз, умозрение и отрешенность, Иран иИзраиль - через волевую и сердечную преданность Творцу. Абсолютная ценность земных благ была поставлена под сомнение илиполностью отвергнута. Порой (как, например, в Индии) это проявлялось вяростной борьбе против всего плотского и чувственного. Превыше всегоставились духовное просветление и мир, даруемые единением с Высшим. Большинство Учителей пересмотрело веру в космическую роль обрядов исделало основой религиозного служения сферу нравственности. Тем не менее магизм полностью преодолен не был (жив он и поныне). Вчастности, уцелела идея о круговом движении Вселенной и истории. Толькоизраильтяне и персы впервые увидели в истории путь вперед и ввысь кбожественной Цели. Выходу новых учений за пределы породивших их стран помогловозникновение больших держав-Македонской, Маурийской, Римской. Они облегчиликультурный обмен нациям, дотоле жившим изолированно. Не случайно идея"человечества" утвердилась именно в эту эпоху, эпоху эллинизма, о которой ипойдет речь в настоящей книге. Когда армия Александра прокладывала в Азии дороги, связавшие Европу сдальними землями, эра Учителей осталась позади. Отныне Индия не увидит ужечеловека, равного Будде, не родится второй Заратустра или Сократ. Завершилсяпуть классической метафизики греков и израильского профетизма.Эллинистический мир становится той средой, где наследие реформатороввступает в стадию распространения. Это пора эпигонов, популяризаторов,миссионеров. Но именно в процессе усвоения мировых религий и философскихдоктрин обнаруживаются их слабости, что приводит к разочарованию и реакции. Эллинизм в значительной мере есть эпоха кризиса, отмеченная пессимизмоми скепсисом. Неудовлетворенные люди все чаще находят прибежище в старине.Оживают архаические культы и суеверия. С особой остротой переживаетсябеспощадная власть Судьбы. Но это вовсе не означало, что мир снова вернулся к магизму. Великаяодиссея духа продолжалась. Новая волна религиозных исканий свидетельствует,что в человеке не угасла жажда истины, свободы и спасения. Принесет же их миру Тот, Кто сказал: "Я - Путь, Истина и Жизнь".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: