Примечания

Глава двадцать восьмая ЗЕМНАЯ ВЛАСТЬ И ТАЙНА МЕССИАНСТВА 1. В античную эпоху из-за различия между календарями и ихнесовершенства точная евангельская хронология не была установлена. ДатаРождества-754 г. от основания Рима, предложенная в VI в. монахом ДионисиемМалым, приблизительная, хотя она и принята в европейском летосчислении. Дляуточнения ее опираются на следующие данные: 1) Иисус Христос родился приИроде Великом (Мф 2, 1, Лк 1, 5), Ирод же умер вскоре после лунного затмения12/13 марта 4 г. до н. э. Следовательно, Рождество совершилось не позднееэтой даты. Поскольку Ирод искал Младенца в возрасте около двух лет (Мф2,16), то Рождество можно отнести к 6 или 7 г. до н. э., 2) Лука говорит,что Христос вышел на проповедь "лет тридцати" (3, 23) и произошло это в 15году правления Тиберия. Тиберий стал императором в 14 г. н. э., но наВостоке было принято вести отсчет царствования от первого соправительства, аАвгуст назначил Тиберия соправителем в 11/12 г. По этому счету 15 годТиберия был 26/27 г., что также позволяет отнести дату Рождества нанесколько лет раньше н. э., 3) из Ин следует, что в первый год служенияХриста Храм строился уже 46 лет (2, 20), а, как известно, перестройку егоИрод начал в 20 г. до н. э. Это снова приводит нас к 26 г., 4) по преданию,Иисус был распят на 33-м году земной жизни. Но если Он родился ок. 6 г. дон. э. и вышел на проповедь ок. 26-27 г., то через 3 года служения Он долженбыл достигнуть именно этого возраста. См.: Ф. Фаррар. Жизнь Иисуса Христа.СПб., 1904, с. 317сл.; иером. Лев(Жилле). Иисус Назарянин по данным истории.Париж, 1934, с. 63 сл.; H. U. Instinsky. Das Jahr der Geburt Christi.Munchen, 1957. 2. И. Флавий. Арх. XVI, 11, 2. О людях, которые (искренне илипритворно) называли Ирода Мессией, писал св. Епифаний (Панарий. О иродианах.- Творения, т. 1,с. 91). Основным источником по истории правления Иродаслужат труды Флавия, который пользовался записками самого царя и книгой егопридворного летописца Николая Дамасского. Эти сведения дополняютсяархеологическими раскопками. См.: Ироды, происхождение их династии и ихисторическая судьба. СПб., 1901; M. Stern. The Reign of Herod and HerodianDynasty. - JPFC, р. 216-307, S. Реrownе. The Life and Times of Herod theGreat, 1959; M. Grant. Herod the Great. New York, 1971. 3. И. Флавий. Арх. XV, 8, 1. 4. Масrobius. Saturnaliа, П, 4, 11. Шутка, основанная на сходствегреческих слов "сын" и "поросенок". 5. См.: ТК, I, с. 395-396. 6. Гимны, III, 7-10. 7. Что кумранцы отождествляли себя с "бедняками Господними", явствуетиз ряда текстов. В частности, комментарий на 37-й псалом (II, 10) прямоназывает секту общиной эбионим, т. е. бедняков. См.: И. Амусин. РукописиМертвого моря, с. 179 сл. 8. Толкование на пр. Исайю, 38. 9. Аггей 2, 9. 10. См.: иером. Иосиф (Петровых). История Иудейского народа по"Археологии" Иосифа Флавия. Серг. Пос., 1903, с. 18. 11. Евангелие Луки было написано раньше Деяний, между тем Деянияостанавливаются на 61-62 гг. и, очевидно, были написаны ок. 70 г. Таковошироко распространенное мнение специалистов См.: Х. Leоп-Dufour. LesEvangiles Synoptiques - RFIВ, II, р. 257. О том, что родные Иисуса до 66 г.продолжали жить в Назарете, свидетельствуют два церковных писателя II в.,связанные с евреями-христианами: Егезипп и Юлий Африкан. См.: Евсевий.Церк. Ист., I, 7, III, 20. Вопрос о происхождении евангелий рассмотрен намив книге "Сын Человеческий". 12. Можно предположить, что гимны Захарии и девы Марии не были во всемсвоем объеме импровизацией, а сложились раньше в кругу людей, "ожидавшихЦарства Божия" (См.: J.Galot. Marie dans l'Evangile. 1958, р. 87). В этихгимнах господствуют мотивы, родственные воззрениям "бедняков Господних"(см.: A. Gelin. Les pauvres de Yahve. Paris, 1953, р. 129). 13. Самый ранний рассказ о детстве Пресвятой Девы содержится вЕвангелии Иакова, называемом иногда Протоевангелием. Этот апокриф был, какполагают, написан в Александрии в конце II в. (наиболее древний егоманускрипт относится к 200 г.). Историческая ценность его очень мала, но оноказал большое влияние на христианское искусство и литургику, а также наустановление в V-VI вв. праздников Рождества Богородицы и Введения во Храм.См.: Ю. Николаев. В поисках за Божеством, с. 452-454; С. Жебелев. Евангелияканонические и апокрифические. Пг.,1922,с. 87-90; J. Quasten. Patrology.1966, v. I, р. 118-122, там же приведена библиография предмета. 14. То, что Назарет (точнее Ноцрат) стал местом христианскогопаломничества довольно рано, доказывают остатки церквей, построенных там воII в. См.: P. Bagatti. Excavations in Nazareth. Jerusalem, 1969. 15. На этом основании сторонники мифологической теории отрицали и самосуществование Назарета в древности (см., напр.: И. Крывелев. Что знаетистория об Иисусе Христе? М., 1969, с. 117). Между тем раскопки,произведенные П. Багатти в 1955 г, обнаружили там не только обломки утваривремен Ирода, но и следы более ранних поселенцев. См.: J. Braind. L'EgliseJudeo-Chretienne de Nazareth. Jerasalem, 1975, р. 18. В 1962 г. израильскийархеолог М. Ави-Йона обнаружил в Кесарии список священников, в которомупомянут Назарет. Находка, как полагают, относится ко времени послеразрушения Храма в 70 г. См.: М. Аvi-Jопаh. L'Inscription "Nazareth" aCesaree. -ВТS, 1964, Э 61, р. 2-4. Более полный текст списка нашел в Йемене(1971 г.) советский ученый П. Грязневич. См. текст и перевод памятника вПСб., Э 25 (88), с. 108-110. 16. См.: Егезипп у Евсевия. Церковная История, III, 20. 17. Христос не отклонял титула "Сын Давидов" (Мф 9, 27 сл.), но давалпонять, что происхождение от Давида по плоти само по себе не делает Мессией(Мф 22, 42-45). Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение православной веры, III,XIV), ссылаясь на Числ 36, 6, доказывал, что Иосиф был обязан взять жену изсвоего же рода. Однако, по словам еп. Кассиана, "это представление вЕвангелии подтверждения не находит". "Происхождение Пресвятой Девы,-пишетэтот известный исследователь и переводчик Нового Завета, остается подвопросом. Оно и не имеет исторического значения. Значение имеетпроисхождение Иосифа. Как "сын Иосифа Господь происходил из царского родаДавидова" (еп. Кассиан. Христос и первое Христианское поколение. Париж,1950, с. 7). Но еще до того как были написаны евангелия, ап. Павелутверждал, что Христос "родился от семени Давидова" (Рим I, 3). Поэтомуслова Лк I, 32 легче всего понять в свете происхождения Девы из царскогорода. Об этом говорит и Евангелие Иакова (X, I). Вопрос о двух РодословныхИосифа, приведенных у Мф и Лк, в библеистике пока не решен. Самая ранняяпопытка в этом направлении была сделана Юлием Африканом в конце III в.(Евсевий. Церк. Ист., I, 7). Во всяком случае, генеалогия Мф с еесхематизмом и цифровой символикой выглядит более искусственной, чемродословная Луки, который, изучая документы (Лк I, 3), мог познакомиться сподлинной родословной Иисуса, хранившейся у Его сродников по плоти. Осуществовании подобных генеалогий у иудеев говорит И. Флавий (Автобиография,I, 1-6; Против Апиона, 1, 7). Из его слов вытекает, что мнение, будто Иродуничтожил все генеалогии, преувеличено. Если полагаться на Луку, предкиХриста, как и предки Гиллеля, происходили от боковой ветви рода Давидова. Оеврейских генеалогиях см.: J. Jeremias. Jerusalem in the Time of Jesus, р.284 ff. 18. Когда были написаны евангелия (вторая половина I в.), многиеродственники Иисуса Христа были живы. Сведения о них встречаются еще втекстах II и IV веков. Если бы Иисус имел родных братьев, едва ли была бывозможна вера в девственность Марии, отраженная в Евангелии. Тексты называютчетырех "братьев Господних": Иакова, Иосифа (или Иосию), Симона и Иуду (Мф13, 55; Мк 6, 3). Сестры по имени не названы. Иаков и Иосия были сыновьяминекой Марии (Мф 27, 56). Полагают, что эта Мария была близкой родственницейСв. Девы и поэтому ее дети могли приходиться Иисусу "братьями". Симон же иИуда, по преданию, были сыновьями Иосифа от первого брака. Так, по крайнеймере, представляется дело в Евангелии Иакова, с которым согласно большинствоОтцов Церкви (Ориген. In Math.Migne, PG, t. XIII, с. 876, св. ГригорийНисский. Слово на Воскресение, II; св. Амвросий Медиоланский. О девстве, I)См. А. Лебедев. Братья Господни. СПб., 1905, с. 101 сл. 19. Сближение понятий "праведник" и "бедняк" мы находим уже у пр. Амоса(2, 6), но особенно часто встречается оно у псалмопевцев См.: A. Gelin. Lespauvres de Yahve, р. 34-46. 20. См.: Филон. О жизни созерцательной, 32, 68. Когда в Кумранепоявились женщины, это, по-видимому, были жены членов "яхада". Оветхозаветных взглядах на безбрачие см.: Н.Стеллецкий. К вопросу обезбрачии и девстве в Ветхом Завете-ЧОЛДП, 1893, Э 1, с. 256. 21. Числ 30, 4 сл. См: М. Богословский. Детство Господа нашего ИисусаХриста и Его Предтечи. Казань, 1893, с 196. 22. Это подтверждается тем, что о родителях Марии в евангелиях нигде неупомянуто, но зато говорится о Ее сестре (Ин 19, 25). "Строгость галилейскихнравов,-говорит Грец, не разрешала помолвленным дружеских свиданий" (Г.Грец. История еврейского народа, т. IV, с. 212). 23. Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. Пер. М.Сабашниковой. М., 1912, с.6. 24. Дан 8, 16; 9, 21; Лк 1, 19. Имя ангела Гавриила упомянуто несколькораз и в Книге Еноха (9, 1; 10, 9, 20, 7, 40, 9, 54, 6). 25. Евангелие Иакова, XI, 1. 26. Ср. Лк 2, 33, 50. 27. Св. Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 67. См прот. А. Смирнов.Мессианские ожидания и верования иудеев, с. 339. 28. Против этого возражают, ссылаясь на отсутствие в древней иудейскойписьменности веры в возможность чудесного рождения. Однако рождение Исаака,Самсона и Самуила явственно носит в Библии характер чуда, что было отмеченоФилоном (De Cherubim, 40-47) Еще более определенно этот мотив проступает всказании 2 Кн. Еноха (XXIII). Там говорится, что невестка Ноя долгооставалась бесплодной и лишь в старости, не живя с мужем, родиласына-Мелхиседека, который был взят в Эдем архангелом Михаилом, авпоследствии стал царем Иерусалима. Его-то и встретил Авраам после своегопохода (Быт 14). О мистическом понимании личности Мелхиседека см. выше,глава XX. 29. В данном евангельском контексте слова "Сын Божий" связаны еще нестолько с тринитарным догматом, сколько с особым творческим актом Духа Божия("потому и рождаемое Святое названо будет сыном Божиим". Этот аспект понятиявосходит к ветхозаветному смыслу слова "сын". Оно означает причастностьчему-либо (напр., "сын благословения", "сын гнева", "сын греха", "сынпророческий"). Иначе говоря, строки св. Луки подчеркивают уникальное, высшеепроисхождение Иисуса. О понимании термина "Сын Божий" в дохристианском миресм.: О. Сullmann. Тhе Сhristologу оf thе Nеw Теstаmant, р. 272 ff. 30. См.: 1 Цар I, 2 сл. В некоторых древних рукописях Евангелия "ПесньБогородицы" вложена в уста Елизаветы. В судьбах Анны и Елизаветы,действительно, есть много общего: сначала обе были бесплодными, обепосвятили Богу своих сыновей, которые стали пророками. Но, как было ужесказано, эта песнь, скорее всего, являлась не импровизацией, а одним изпсалмов "чающих искупления". Ее могли знать и Мария и Елизавета. СогласноЛк, Мария жила в доме Захарии вплоть до рождения его сына Иоанна (I, 26,56). 31. Слово "малость" передано в синодальном переводе как "смирение",однако оно означает не смирение в качестве нравственной категории, а"умаленное" положение в мире. См.: М. Богословский. Детство Господа нашегоИисуса Христа. с. 228, J. Gаlot. Маriе dans l'Evangile, р. 89. Глава двадцать девятая ВИФЛЕЕМ 7-4 гг. до н. э. Человеческий разум, обращаясь к Тебе, видит только малое сияние и как бы быстролетную молнию в небе. Св. Григорий Назианзин День, изменивший всю жизнь Мариам,-это рубеж между двумя Заветами.Однако настоящий водораздел между старым и новым проляжет только черезИордан. "До Иоанна - Закон и Пророки", - говорит Христос. И Сам Он хранилмолчание до тех пор, пока не раздался голос Его предтечи. Раввины оказались правы, полагая, что Мессия долго не будет узнан (1).Целых тридцать лет Иисус остается в тени. Впрочем, не все в этомподготовительном периоде одинаково. О мирных назаретских днях Его жизнипамять первых христиан почти ничего не сохранила; рассказ же о рожденииМессии насыщен драматическими событиями. Контраст этот вряд ли случаен. Царство Божие проросло на земле "неприметным образом", но первый моментБогоявления не мог пройти совсем незамеченным. Когда небесный Камень, окотором пророчествовал Даниил, коснулся поверхности истории. Он вызвалразбегающиеся круги. Кто-то должен был откликнуться, ощутить мистическийсмысл события, которое совершалось в предрассветной мгле. Повествование св. Луки о Рождестве открывается эпической фразой: "Вышелуказ от кесаря Августа о переписи всей Вселенной". Ойкуменой, Вселенной,гордо именовали римляне свою державу, покорившую древние страны и молодыепробуждающиеся народы. Три переписи, которые осуществил Октавиан, явилисьсвоего рода подведением итогов его правления более чем за четверть века.Просматривая материалы ценза, он мог одним взглядом окинуть подвластные емуземли и племена. Евангелист, по-видимому, имел в виду ту перепись, которую императорпровел в 8 году до н. э. Правда, она распространялась только на лиц, имевшихримское гражданство; но, по данным Тацита, Август вслед за тем начал учетвсего населения в провинциях и в государствах- сателлитах (2). К последнимпринадлежала и Иудея. Ирод, будучи вассальным монархом, обязан был сампозаботиться о выполнении воли своего патрона. Иосиф Флавий не упоминает о переписи при Ироде, но, сообщая об иудеях,отказавшихся присягнуть Августу, называет цифру в 6000 человек, из чегоможно заключить, что в связи с присягой царь проводил какую-то регистрациюжителей (3). Она была сделана вскоре после всеобщего Августова ценза. "Шли все записываться,-продолжает Лука,-каждый в свой город". Такойспособ переписи должен был тронуть с места немало людей, и на этом основаниикритики поспешили объявить рассказ евангелиста вымыслом. Но, во-первых, ониявно преувеличивают трудность дела. Палестина-страна небольшая, ичисленность ее населения была в те времена весьма скромной, что позволялоевреям ежегодно посещать Иерусалим на Пасху (4). Во-вторых, проводить цензпо римскому образцу Ирод мог не решиться, опасаясь волнений. Подобные мерынарод всегда встречал враждебно, так как они влекли за собой новыеобложения. Царю спокойнее было следовать порядкам, пусть менее удобным, но ккоторым привыкли на Востоке и которые вызывали меньше недовольства. Иногдадля переписи прибегали к подсчету остатков пасхальных жертв (5). Моглипроводить ее и путем сверки родословных книг, для чего вызывали людей вгорода, где они хранились. В одном папирусе мы читаем: "Гай Вибий Максим, правитель Египта,повелевает: поскольку мы намерены провести ценз, необходимо приказать всем,кто по какой-либо причине живет вне дома, вернуться в их собственные округа,чтобы пройти перепись обычным порядком" (6). Видимо, нечто подобное ипроизошло в Иудее между 7 и 6 годами. Остается нерешенным лишь частный вопрос: какое отношение к событиямимел римский сенатор Квириний, упомянутый евангелистом. Св. Лука называетперепись первой, очевидно для того чтобы отличить ее от второй, которуюКвириний начал в Палестине двенадцать лет спустя, когда Ирода уже не было вживых. Флавий сообщает только об этом втором иудейском цензе, а латинскиедокументы вообще игнорируют обе переписи. Какую должность в 7 году занималКвириний-неясно, но он вполне мог нести перед Августом ответственность задела в царстве Ирода (7). В любом случае переписи эти, с точки зренияримлян, были маловажным фактом. В свою очередь, плотник Иосиф, собираясь вВифлеем, вряд ли много думал о великих мира сего, об их планах ипредприятиях. У него были собственные тревоги и заботы. Таким образом, Священная История и политика Рима почти несоприкоснулись. Но нельзя представить себе лучшего фона для Рождества, чемперепись, охватившая мировое государство. И так ли уж важно, что хронологиясобытий остается пока неуточненной? Знаменательна сама связь ипротивостояние двух царств: Кесаря и Мессии. Тот, Кто шел возвеститьбратство людей, родился в эпоху, когда впервые мечта объединить мир казаласьблизкой к осуществлению. У обоих царств общая цель: человечество,рождающееся из отдельных народов. Однако сходство это поверхностное, посуществу же "евангелие" Августа всегда будет антагонистом ЕвангелияХристова... Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариам, обрученной ему, Которая была беременна. Лк 2, 4-5 Подвергнуть женщину перед самыми родами трудностям путешествия значилоидти на риск. К тому же в списки обычно вносили только мужчин, и Мария моглаоставаться в Назарете. Видно, какие-то иные причины побудили Иосифа взять Еес собой. Скорее всего, он поступил так, желая совсем переселиться из Назарета,чтобы оградить жену от нареканий. В маленьком поселке все хорошо знали другдруга; преждевременное рождение ребенка могло вызвать пересуды и насмешкиокружающих. Ведь еще недавно и сам Иосиф готов был тайком расстаться сНареченной. Мариам не осмелилась открыться мужу, и только сон, яркий, каквидение, вернул мир в душу цадика. Быть может, с этого момента он решил, чтонеобыкновенное Дитя должно появиться на свет в городе предков. Так или иначе, Иосиф во время переписи покинул Назарет и пустился вдорогу, "восходя" в Иудею, как было принято выражаться в тех краях (8). ВЕвангелии Иакова говорится, что он забрал с собой и сыновей (9). Это вполнеправдоподобно, если считать, что Иосиф действительно задумал никогда большене возвращаться в Галилею. Марии было нелегко перенести недельный переход. С этогополудобровольного изгнания, в котором Она разделила участь всех отверженных,начались годы Ее испытаний. Но Она была готова к ним, сохраняя верностьСвоему обету: "Се, раба Господня, да будет Мне по слову Твоему...". Путники шли, то спускаясь в долины, то преодолевая крутые подъемы. Импришлось обойти враждебную Самарию, называвшуюся теперь Себастой, миноватьшумный Иерусалим, пока наконец в окружении садов и полей не показалсявпереди Бетлехем, Вифлеем,-отечество царя Давида. Обычно считается, что Иосиф вынужден бил просить ночлега на постояломдворе, однако вероятней всего слово каталюма, употребленное Лукой, означаетпросто горницу, и, следовательно, семья плотника могла остановиться у егоблизких или родных (10). Было же пока они находились там, исполнились дни, когда Она должна была родить, и родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в яслях (11). Ясли-кормушка для скота, устланная сеном... Она находилась в пещере,высеченной прямо в скале, к которой примыкал дом. Обычно в ней держали овеци коз, привязывали вьючных животных (12). Там, в сумраке подземелья, впервые взглянуло на наш мир Дитя, "похожеена всех детей земли". Кто мог ожидать такого? Кто мог думать, что вхождение Сущего в творениесовершится столь неслышно и тихо? С первых мгновений жизни Мессия становитсябратом обездоленных. Никакие рождественские огни не могут заставить насзабыть эту картину: Мать-изгнанница с Ребенком на руках, лишеннаячеловеческого жилья, укрывшаяся в деревенском стойле... Ему не нашлосьместа. "Пришел к своим, и свои Его не приняли". Таков пролог истории СынаЧеловеческого, Его борьбы, страданий и конечной победы. В мир, обуреваемый слепыми страстями, в царство духовного и физическогорабства, обманутых толп, демагогии, распутства и бесчеловечности пришлабожественная Любовь. Звезда Вифлеема зажглась в небе, когда военные маршизаглушали плач матерей, когда мостовые улиц и песок арен заливала кровь,когда одни люди задыхались в каменоломнях и корчились в агонии на крестах, адругие-упивались властью, топтали чужие земли, изыскивали новые способынаслаждений. Цивилизация в который раз пожирала саму себя. И настоящим чудомкажется, что люди не изверились, не утратили способности надеяться. Они спрашивали: когда же? Они ждали карающего меча Бога-Мстителя, авместо этого нашли Младенца в пещере. Он явился без космических потрясений иопаляющего огня. Любовь пришла под покровом вифлеемской ночи, как робкаягостья и бесприютная странница. Ее могущество обернулось беззащитностьюРебенка, ее величие-умалением. В Богоявлении не было ничего от насилий,творимых людьми, оно свидетельствовало о тайне свободы и долготерпенияБожия. Как же встретили люди своего Мессию? Сказания о пастухах и Симеоне,волхвах и Ироде передают целую гамму чувств - от веры до страха и ненависти,но символично, что прежде всего в них говорится о людском равнодушии иэгоизме. Конечно, те, кто в этот поздний час берег свой покой, непредполагали, что участвуют во всемирном событии, что Родившийся в хлевустанет "Светом народов". Однако они знали Божий Закон, повелевающий даватькров странникам, и все же не захотели его исполнить. Но вот в пещеру входят пастухи, пришедшие с соседнего поля. Онивзволнованы и наперебой рассказывают о "великой радости, которую возвестилим Господь" (13). Их появление словно воскресило далекие библейские времена. О людях,живших со стадами Священное Писание не раз говорило как о наиболее близких кБогу. У костров под звездами Авраам, Моисей и Амос внимали велениям Творцаи, отбросив сомнения, шли туда, куда Он их вел. Так же и теперь пастырямпервым суждено было увидеть Мессию. Поскольку Рождество отнесли впоследствии ко дню солнцеворота, к 25декабря, поклонение пастухов связано в нашем представлении с зимнимпейзажем. Действительно, в Палестине снегопады в эту пору иногда бывают,однако, как ни жаль расставаться с укоренившейся традицией, надо признать,что Евангелие ее не подтверждает. Св. Лука говорит, что вифлеемские пастухи"жили под открытым небом и стерегли ночью стадо свое". А в декабре овец ужеотправляли в укрытия. На пастбищах они находились с марта до ноября;следовательно, Иисус родился в этот промежуток времени (14). Разумеется, сам праздник для нас-не просто календарное воспоминание, внем заключен глубокий духовный смысл. Тем, что он справляется в деньсолнцеворота, Церковь свидетельствует о явлении в мир "Света разума" и"Солнца правды". Еще не наступило утро, как многие в доме уже знали о чудесном видении."Услышавшие,-говорит евангелист,-удивлялись сказанному пастухами". В ихглазах пророчества о великом Вожде плохо вязались с этими бедными людьми изГалилеи. В Марии же еще больше укрепилась вера в Ее предназначение, и Онанавсегда сохранила в сердце весть, принесенную с полей в ту священную ночь. Через восемь дней над Младенцем был совершен ветхозаветный обрядобрезания и Ему дали имя Иисус. Многие израильские матери называли так своихсыновей, но только для Марии оно имело особый, неповторимый смысл. Иисус,Иошуа или Иешуа, означает "Спасение Господне". Имя Христа как бы связываловоедино все провидения и чаяния, вбирало в себя все реки ветхозаветногомира. Мы не знаем, намерен ли был Иосиф проститься с Вифлеемом илиокончательно остановил на нем свой выбор. Во всяком случае, спешить он немог. Обычай предписывал матери не покидать дома в течение месяца послерождения ребенка. А затем нужно было еще посетить Иерусалим, чтобы исполнитьтам положенные обряды. Столица же находилась в каких-нибудь двух часахходьбы от Вифлеема. Когда наступил день, указанный Законом, родители Иисуса пришли вИерусалим. Там, у Никаноровых ворот, собирались женщины, ожидавшиеочистительной молитвы. Члены семей, где рождались первенцы, должны былиприносить символическую жертву в знак того, что дитя принадлежит Богу.Священник брал ребенка на руки и произносил над ним слова благословения. В те дни при Доме Божием жил престарелый цадик Симеон- один из "чающихУтешения Израилева". Согласно Евангелию Иакова, Симеон являлся священникомИерусалимского Храма. "Было ему открыто Духом Святым,-говорит евангелистЛука,-что он не увидит смерти, прежде чем увидит Помазанника Господня". Повинуясь внутреннему голосу, Симеон выбрал из всех принесенных детейИисуса, взял Его у Матери и вместо обычного благословения неожиданнопроизнес благодарственную молитву: Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка,по слову Твоему с миром, Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всехлюдей. Свет во откровение язычникам и славу народа Твоего Израиля (15).Казалось, заговорила сама ветхозаветная Церковь. Уходящий благодарил Бога зато, что дожил до прихода Обетованного. Он знал, что перед ним то самое Дитя,о Котором он молился и Которого так долго ждал. Иосиф и Мария были поражены: это уже не видение, не сон, а ясныечеловеческие слова! Откуда старец, встретивший их впервые, мог знать об ихтайне?.. А Симеон, вглядываясь в Младенца, лежавшего у него на руках, заговорилуже не о радости, но о грядущих бурях. "Вот Он лежит на падение и навосстание многих в Израиле... чтобы раскрыты были во многих сердцахпомышления". И, возвратив Марии Сына, Симеон прочел в глазах Матери Еесудьбу. "Тебе же самой сердце пронзит меч",-сказал он, как бы предвидяночное бегство из Вифлеема, дальние дороги, тревоги и страх за Иисуса и,наконец, лобное место. Речь Симеона привлекла внимание. Их окружила толпа, напряженно ловившаякаждое слово старца. Уже давно шепотом из уст в уста передавали весть: "Онродился. Он здесь, время близко". Огонь был поднесен к сухой траве, готовойвспыхнуть. Но нет, о Мессии опасно было говорить слишком громко. Повсюдушныряли царские соглядатаи и прислушивались к разговорам. И люди непостелили под ноги Мариам своих одежд, не стали звать Ее к себе, не сочли зачесть принять Ее. Они столько раз ошибались, и теперь робость сковала их.Только Анна, женщина "весьма преклонного возраста", слывшая пророчицей,безбоязненно рассказывала о таинственном Младенце людям, "ожидавшимискупления в Иерусалиме". По-видимому, вскоре все разошлись, не вызвав подозрений у бдительнойстражи. Но именно это обстоятельство помогло Иосифу и Марии незаметноскрыться. В Вифлеем они вернулись беспрепятственно, размышляя в пути ословах Симеона. Год или полтора миновали без особых перемен. А вслед за тем на сценепоявляется земная власть, которая на свой лад готовит прием Мессии. По словам евангелиста Матфея, Ирод услышал об Иисусе от магов,прибывших с Востока. Рассказ о них основан на очень раннем преданиииерусалимской Церкви, и, по-видимому, здесь мы имеем дело не просто спритчей, а с воспоминанием о подлинных событиях (16). При Ироде Иудея была одним из перевалочных пунктов, связующих Запад сВостоком. Для римлян она служила воротами из Египта в Азию, а междупарфянскими странами и Палестиной контакт установился уже давно. Посланцыдиаспоры, купцы и пилигримы часто путешествовали в Иерусалим и обратно.Чтобы обезопасить их от разбойников и оградить собственные рубежи, Иродпостроил вдоль парфянской дороги систему укреплений. Там охотно несликараульную службу евреи, прибывавшие с берегов Евфрата и Тигра, посколькуцарь освобождал гарнизоны от налогов (17). Именно этим северо-восточным трактом и могли идти в Святую землю магииз Парфии. В апокрифах есть только один,-вероятно, достоверный- штрих,который дополняет Матфеево сказание. Согласно арабскому "Евангелию детства",волхвы, посетившие Иерусалим, были последователями Заратустры и верили, чтов мир родился Саошиант, авестийский Спаситель (См. том 5, гл. XVIII). Самтермин "маги", употребленный евангелистом, подтверждает слова легенды (18). Если это так-перед нами событие огромного символического значения:исповедники религии, которая, как и Ветхий Завет, была ориентирована наГрядущее, стали первыми "язычниками", поклонившимися Христу. "Мы видели восхождение звезды Его",-говорили волхвы, объясняя свойприход (19). Что может стоять за этой фразой? Видение? Данные гороскопов?Появление необычного небесного тела? Вопросы эти все еще не получили ответа,тем более что слово "астир", "￿￿езда", имело в древности довольно широкийсмысл**. ------------------------------------------------------------------------ * Это слово иногда употреблялось для обозначения созвездий Наиболее популярной остается до сих пор гипотеза Иоганна Кеплера.Заинтересовавшись мнением европейских астрологов, согласно которому в годрождения Мессии "царские" планеты Юпитер и Сатурн должны сойтись под знакомРыб, ученый выяснил, что такое соединение трижды повторялось в 7 году до н.э. Этот редкий феномен мог привлечь внимание древних звездочетов, и вчастности магов, которые, по словам Филона, "созерцали деяния природы дляпознания истины" (20). Интересно, что от того же времени дошли тщательныезаписи движений Сатурна и Юпитера, найденные в архивах вавилонских жрецов.Догадка Кеплера согласуется и с хронологическими вычислениями, которыедатируют рождество 7 или 6 годами до н. э. Другие авторы связываютевангельский рассказ о магах со вспышкой "новой" звезды, которая￿￿былаописана китайскими и корейскими летописцами в 5 году до н.э. (21). Было ли случайностью, что "явление звезды" совпало с вифлеемскимсобытием, или же на самом деле между ними существовала неведомая нам связь?Мы еще слишком мало знаем о законах, соединяющих различные уровни Вселенной,чтобы утверждать это или оспаривать. Во всяком случае, астрологи Парфиинашли в каких-то небесных знаках указание на великий Переворот. В ту эпоху каждая религия по-своему переживала чувство приближающегосясвершения. Это отразилось в мифах о Сабазии и Избавителе-Горе, в ожидании"нового Диониса", аватара-Калки и будды-Майтрейи, в книгах Сивиллы и IVэклоге Вергилия. Иудейская эсхатология достигла высшей точки напряжения, вней перекликались пророчества Библии и Авесты... То, что маги избрали своей целью Иерусалим, легко объяснимо. "НаВостоке,-говорит Светоний,-было давнее и твердое убеждение, что Судьбойпредназначено в эту пору выходцам из Иудеи завладеть миром". В сходныхвыражениях мессианские чаяния Азии описывает и Тацит. От иудеев своей страныволхвы могли слышать о Сивиллином пророчестве, возвещавшем приход"бессмертного Царя" после покорения Египта Римом (22). Едва ли маги отправились в Иудею как официальные послы, вроде тех, чтоприбыли в Рим из Парфии при Нероне. Похоже, это был небольшой караван,снаряженный частными лицами, и выглядел он примерно так, как любятизображать его живописцы на рождественских картинах. Неторопливо, позвякивая колокольчиками, шагали верблюды, унося вдальвеличественных азиатов, закутанных в белые одеяния. Подобно всемпутешественникам Востока, они двигались ночью при мерцании звезд, а вполдневные часы отдыхали под защитой крепостей. Прошло несколько месяцев, прежде чем караван поднялся на холмы,окружающие древний город Давидов. В одном из его дворцов, которые виднелисьза стенами, и рассчитывали маги найти царственное Дитя. Очевидно, они плохопредставляли себе, что происходит в Иерусалиме, иначе не рискнули бы открытоспрашивать на улицах: "Где родившийся Царь Иудейский?" Как раз в это время столица Ирода была охвачена очередной смутой, почтимятежом. Ее взбудоражило пророчество, которое с быстротой молнии облетелогород. Какие-то фарисеи (быть может, также на основании небесных примет)предсказали, что у Ирода будет отнята власть, и обещали славное будущеецарскому сановнику Багою, говоря, что он станет "отцом великого Царя", тоесть Мессии. Когда Ироду сообщили об этом, он впал в один из свойственных емупароксизмов ярости. Больной старик, стоявший уже одной ногой в могиле, незадумываясь, велел "предать казни всех тех своих близких, которые поверилипредсказаниям и речам фарисеев" (23). Понятно, что слух об иностранцах, ищущих "Царя Иудейского", Ирод не мограсценить иначе как доказательство новых враждебных происков. Царь непощадил Багоя, предполагаемого "отца Мессии", и теперь, когда, по егомнению, народную веру опять сделали орудием измены, он не намеревалсяотступать. Плохо разбираясь в вопросах религии, Ирод вынужден был обратиться ксвященникам, от которых узнал, что рождение Мессии ожидают в Вифлееме (24).Значит, гнездо заговорщиков совсем близко от Иерусалима! "Ирод,-повествует евангелист,-тайно призвав волхвов, точно выведал отних время, в продолжение которого являлась звезда. И послав их в Вифлеем,сказал: пойдите, и все точно узнайте о Младенце, и, как только найдете Его,возвестите мне, дабы и я пришел и поклонился Ему" (Мф 2, 7-8). На первый взгляд эта уловка вызывает недоумение: почему Ирод не послалв Вифлеем своих шпионов, услугами которых привык пользоваться? Однакоследует учесть болезненную подозрительность царя: довериться наивнымчужеземцам ему было легче. Кроме того, он, видимо, боялся, что замысел егобудет раскрыт преждевременно. От Ирода волхвы отправились в Вифлеем. Евангелист говорит об ихпосещении лаконично. К его рассказу нечего добавить. Хотя в средние веказвездочетов превратили в царей и изображали их прибытие как пышноеторжество, но это уже относится не к истории, а к поэзии. Что же произошлона самом деле? В хижину вошло несколько странно одетых людей; они сложилиперед удивленными родителями Иисуса свои дары и молча удалились... Сделать магов орудиями своего преступления Ироду не удалось.Возвращаясь на родину, они выбрали другую дорогу, и царь вскоре убедился,что он обманут. Это еще больше насторожило его, подтверждая, что делообстоит серьезно. Ирод мог слышать, что однажды в Риме, когда былопредсказано рождение будущего царя, сенат велел умертвить всех новорожденныхмальчиков (25). Но и без этого примера повелитель Иудеи хорошо знал, как надодействовать, чтобы уберечь престол. "Ирод... послал истребить всех младенцев в Вифлееме и во всехокрестностях его от двух лет и ниже, по времени, которое точно выведал отволхвов" (Мф 2, 16). Иосиф Флавий умалчивает об этой акции, но он вовсе не задавался цельюсоставить полный реестр Иродовых злодеяний. Историк и без того многорассказывал о них. Резня в маленьком городке терялась среди расправ иказней, длившихся три десятка лет. Да и вряд ли в Вифлееме произошлооткрытое нападение на жителей. Скорее всего Ирод отправил туда убийц,которые действовали тайно; и трудно даже сказать, в какой мере ониосуществили приказ. Ведь и в Риме аналогичная воля сената не была выполнена. Семья Иосифа, о которой уже многие знали, должна была прежде всегопривлечь внимание людей Ирода, но к тому моменту она находилась внедосягаемости. После ухода волхвов, глубокой ночью плотник поспешно собралблизких и скрылся из Вифлеема. Оставаться по соседству было опасно, убежищеследовало искать там, где кончалась власть Ирода. Поэтому Иосиф отправилсяна юг, в Египет, подчиненный непосредственно Риму. Ирода между тем постиг новый удар. В 4 году скончался при странныхобстоятельствах его брат Ферор. Вдова умершего призналась царю, что ее муждавно был в сговоре с Антипатром, который намеревался отравить отца. Онадаже представила яд в качестве улики. Царь решил немедля опередитьнеблагодарного сына. Он вызвал Антипатра из Рима, куда тот уехал утверждатьзавещание Ирода, и едва он вернулся-предал его суду. При разбирательствевскрылись и другие темные дела Антипатра, и вчерашнему наследнику вынеслисмертный приговор. Его место занял сын Ирода от жены-самарянки - Антипа. Казнь была отложена до получения санкции Августа и выздоровления Ирода.Но с каждым днем царю становилось все хуже. По городу прошла молва, будтодеспот уже находится при последнем издыхании. Раввины призывали своихучеников сбросить золотого орла, которого Ирод укрепил над воротами Храма взнак союза с Римом. Несколько смелых юношей поднялись на крышу и вприсутствии народа изрубили ненавистный символ язычества и тирании. Тотчасже явилась стража; всего вместе с книжниками было схвачено сорок человек. Когда на следствии молодых людей спросили, кто внушил им мысльоскорбить царскую эмблему, они ответили: "Завет отцов!" Невзирая находатайства и просьбы, все были казнены, главных зачинщиков и раввиновсожгли на костре. Выступление на суде было последним публичным появлением Ирода. Страшнаяводянка и мучительные язвы приковали его к постели. Весной царя отвезли вИерихонский дворец, ближе к целебным водам. Там его застало письмо Августа,разрешавшего привести приговор в исполнение, но при этом цезарь добавлял,что можно было бы ограничиться ссылкой. Душевные и телесные страдания довели Ирода до попытки самоубийства;племянник едва успел удержать его руку. Во дворце стоял плач и слышалисьпричитания женщин. Закованный в цепи Антипатр решил, что отец скончался, ипросил стражника отпустить его. Но тот доложил об этом Ироду. Дикий гнев впоследний раз охватил угасавшего монарха. "Почти со сверхъестественной в егоположении силой голоса, - пишет Флавий, - он отдал приказ своимтелохранителям немедленно убить Антипатра" (26). Через пять дней Ирода не стало. Он умер на семьдесят первом году жизни.Зная, что народ не будет оплакивать его, он перед смертью велел перебитьмножество заложников, чтобы любой ценой одеть Иудею в траур. Свое завещание Ирод менял не раз. Согласно новому документу,подписанному накануне смерти, страна разделялась на области. Во главе еедолжен был стать царь Иудеи и Самарии Архелай; Галилея и Заиорданье отходилиИроду Антипе, а Филиппу-северные области. Окончательное решение Иродпредоставил Августу. Для этого наследникам надо было отправиться в Рим. Перед поездкой Архелай созвал в Иерусалиме народное собрание и пыталсяуспокоить людей лицемерными посулами. Но от него потребовали немедленногосуда над участниками беззаконий отца. Архелай не пошел на это, и собраниеокончилось мятежом. В князя швыряли камнями, кричали, что он обязан покаратьцаредворцев, виновных в гибели тех, кто "пал за веру отцов и святыню", чтонужно сместить первосвященника, поставленного Иродом. Стража очистилаплощадь, пустив в ход оружие. Глашатаи объявили, что во избежание смутпразднование Пасхи на этот год в Иерусалиме отменяется. Это было плохимначалом для нового правителя. Когда члены Иродовой семьи отбыли в Рим, вся Палестина кипела. Дляохраны спокойствия был вызван римский легион под командованием прокуратораСабина. Но вместо того чтобы поддерживать порядок, он вел себя в Иерусалименадменно и вызывающе, как в покоренном городе. Этим он спровоцировалвосстание. Сражаясь с толпой, отряд Сабина ворвался в Храм и завладел егоказной. Тогда на сторону народа перешли еврейские солдаты, и Сабин оказалсяосажденным в Иродовом дворце. Одновременно поднялась Перса, область, где провозгласил себя царемнекий Симон. Недалеко от Иерусалима собрал банды вооруженных людей пастухАтронг. В Галилее выступил Иуда Гавлонит, сын казненного Иродом партизана.Его бойцы захватили арсенал города Сепфориса и объявили округ независимым. На помощь Сабину выступил сирийский легат Квинтилий Вар, тот самый,которого несколько лет спустя разбили германцы в Тевтобургском лесу. В Иудееему повезло больше. После кровопролитного сражения Сепфорис был взят, иГавлониту пришлось бежать. Рассеяв других повстанцев, Вар решил действоватьустрашением. Он приказал распять на крестах две тысячи пленников.Сопротивление было подавлено. Пока в Израиле шли бои, во дворце Августа пререкались между собой детиИрода и иерусалимские старейшины: одни держали сторону Архелая,другие-Антипы, третьи настаивали, чтобы династия вообще была низложена ивласть отдана римской администрации. Но Август, хотя и был заинтересован вразделе Палестины, как всегда, не хотел торопиться. Он оставил Архелая воглаве Израиля в звании "этнарха"*, а остальные области в соответствии сволей Ирода передал Антипе и Филиппу. Цезарь обещал, что в будущем, еслиАрхелай заслужит доверие Рима, он получит такую же власть, как отец.Большинство иудеев встретило такое решение без энтузиазма. Все знали, чтоАрхелай унаследовал крутой нрав Ирода, хотя и был лишен его способностей. ----------------------------------------------------------------- * Правителя народа Евреи, жившие в Египте, были хорошо осведомлены о событиях на родине.Знал о них и Иосиф, который после смерти Ирода хотел было вернуться вВифлеем. Однако слухи об Архелае заставили его изменить намерение. Теперьболее надежным местом ему представлялась Галилея, где власть отошла кАнтипе. О тетрархе говорили, что он человек более мягкий, нежели брат.Поэтому Иосиф решил снова перебраться в Назарет. Он прибыл туда, вероятно, вконце 4 года до н. э.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: