Включение в цепь ротора регулировочных реостатов. Этот способ регулирования частоты вращения применим только для двигателей с фазным ротором. Регулировочные реостаты включают последовательно с фазными обмотками ротора, т. е. аналогично пусковым реостатам.
В отличие от пусковых регулировочные реостаты рассчитаны на длительное протекание тока. При постоянном тормозном моменте на валу двигателя, а следовательно, и при постоянном вращающем моменте изменение сопротивления регулировочного реостата приводит к изменению частоты вращения двигателя.
Регулирование частоты вращения возможно только в сторону ее уменьшения по отношению к синхронной частоте. Обычно изменение сопротивления регулировочного реостата осуществляют ступенями и поэтому частота вращения также изменяется ступенями. К. п. д. двигателя уменьшается, так как в регулировочных реостатах значительная часть электрической энергии преобразуется в тепловую. Следовательно, этот способ регулирования частоты вращения двигателя не является экономичным.
|
|
Изменение напряжения U1. Как видно из формулы, вращающий момент асинхронного двигателя пропорционален квадрату напряжения сети.
Следовательно, при изменении напряжения U1двигатель имеет семейство механических характеристикс разными значениями максимального момента Mmax при одном и том же значении скольжения Sкр Меняя напряжение от U1 до U3можно изменить частоту вращения двигателя на n2. Однако диапазон регулирования частоты вращения у двигателей нормального исполнения очень мал.
Увеличить диапазон регулирования частоты вращения можно, если увеличивать активное сопротивление ротора. Это приводит к увеличению наклона рабочего участка механической характеристикии,следовательно, к увеличению n2. Но вместе с этим растут потери мощности в обмотке ротора и к. п. д. двигателя снижается. Поэтому этот способ применяют для микродвигателей, для которых значение к. п. д. несущественно
Для изменения напряжения на обмотке статора двигателя можно также использовать автотрансформаторы с плавным регулированием напряжения, магнитные усилители, тиристорные регуляторы напряжения и др.
Изменение числа пар полюсов. Изменить число пар полюсов можно только для обмотки статора, поэтому этот способ применяют для двигателей с короткозамкнутым ротором. Число пар полюсов можно изменить либо располагая на статоре несколько (обычно две) обмоток, каждая из которых имеет разное число пар полюсов и которые включают неодновременно, либо переключением секций каждой фазной обмотки (соединение их параллельно, последовательно, согласно или встречно).
|
|
Такой двигатель может иметь частоты вращения n1 == 3000, 1500, 1000, 500 об/мин. (n1= 60f / P). Примерно такое же соотношение получается для частот вращения ротора п 2 Многоскоростные двигатели имеют большие массы и габариты, чем двигатели нормального исполнения.
Изменение частоты напряжения сети. Так как синхронная частота вращения n1 пропорциональна частоте f напряжения питающей сети, то частоту вращения ротора можно регулировать изменением частоты напряжения сети. Для этого асинхронный двигатель или несколько двигателей должны иметь автономный источник питания, так как каждое предприятие получает электроэнергию от энергосистемы при частоте переменного напряжения f = 50 Гц. При многократном преобразовании электроэнергии появляется возможность плавного регулирования частоты напряжения синхронного генератора. Однако такая система получается громоздкой, имеет низкий к. п. д. и поэтому применяется редко. В последнее время все более широкое применение находят полупроводниковые преобразователи частоты.
Частотное регулирование обычно совмещают с регулированием путем изменения напряжения. Если напряжение сети U1 постоянно, то при изменении частоты напряжения согласно выражению U1 = E1 = cefФmизменяется магнитный поток. При увеличении потока магнитная система работает в режиме магнитного насыщения, что приводит к увеличению тока холостого хода и потерь в стали магнитопровода. При уменьшении потока возрастает ток ротора, что приводит к повышенному его нагреву и увеличению потерь мощности.
Реверсирование асинхронных двигателей. Ротор асинхронного двигателя вращается в ту же сторону, что и магнитный поток статора.
Из этого следует, что для изменения направления вращения ротора необходимо изменить направление вращения магнитного потока статора. Для этого достаточно изменить чередование фаз напряжения питающей сети, поменяв местами любые два линейных провода на щитке двигателя или источника питания.