Характеристики холостого хода представляют собой зависимости тока, мощностей активной и реактивной, частоты вращения вала и коэффициента мощности от подводимого напряжения в режиме холостого хода:
I0; P0; Q0; n0; cosφ0 = f (U0).
Порядок проведения опыта холостого хода изложен в п. 1.5 данных методических указаний. Измерительные приборы, замеряющие ток и мощность, выбираются по величине тока холостого хода. У асинхронных двигателей он составляет 25 – 50 % от номинального тока, а для двигателей малой мощности до 80 %. Подводимое к двигателю напряжение U0 изменяется от повышенного на 10 – 20 % относительно его номинального значения U0 = 1,2 UН до величины U0 = 0,4 UН, при котором еще возможна устойчивая работа двигателя.
Изменение напряжения на двигателе производится переключением отпаек обмоток трехфазных трансформаторных групп на первичной и вторичной сторонах. Следует иметь в виду, что переключение напряжения на первичной стороне в сторону больших напряжений ведет к уменьшению напряжения на вторичной стороне. На вторичной стороне трансформатора для уменьшения напряжения на двигателе следует переключатель устанавливать на меньшие значения. Во всем диапазоне измерений делают 6 – 7 замеров. При этом надо снять точку при напряжении несколько ниже половины его номинального значения. Данные измерений занести в табл. 5.1.
В таблице приняты обозначения: U0Л – линейное напряжение сети, В; I0Л – линейный ток сети, А; PW0 – активная мощность одной фазы, Вт; QW0 – реактивная мощность одной фазы, вар; n0 – частота вращения вала, об/мин. Остальные величины пояснены в ходе расчета.
Таблица 5.1. Характеристики холостого хода
Из опыта | Из расчета | |||||||||
U0Л, B | I0Л, A | PW0, Вт | QW0, вар | n0, об/мин | U0Ф, B | Q0, вар | Р0, Вт | рэл1, Вт | рмх+рст+рд, Вт | cosφ0 |
Обработка результатов испытаний. В зависимости от схемы соединения обмоток статора асинхронного двигателя необходимо определить величины фазных напряжения и тока. Все формулы в дальнейших расчетах даны для фазных величин
Мощность, потребляемая двигателем из сети, равна утроенному показанию однофазного ваттметра, Р0 = 3РW0. Аналогично находится и потребляемая реактивная мощность, Q0 = 3QW0.
После определения базовых величин режима холостого хода рассчитывается коэффициент мощности:
.
Электрические потери в обмотке статора двигателя, сумма потерь механических, в стали и добавочных потерь машины определятся как
рэл1 = 3(I0Ф)2 r1 75; рΣ = рмх + рст + рд = Р0 – рэл1.
Приняты следующие обозначения величин: рэл1 – электрические потери в обмотке статора, Вт; I0Ф – фазный ток, равный измеренному амперметром линейному току (I0Ф = I0Л, схема обмоток «звезда» Y), А; r1 75 – активное сопротивление фазы обмотки, приведенное к рабочей температуре 75оС (см. п. 1.4), Ом; рΣ – сумма потерь двигателя механических, в стали сердечника и добавочных, Вт; рмх – потери механические, Вт; рст – потери в стали сердечника статора, Вт; рд – добавочные потери, рд = 0,005 РН, Вт; P0 – полная активная мощность холостого хода, Вт.
Потерями в обмотке ротора при холостом ходе обычно пренебрегают, так как ток холостого хода ротора мал, а потери в стали сердечника ротора пренебрежимо малы до скольжения s = 0,2, при котором частота перемагничивания не превышает 10 Гц. По полученным результатам опыта строят на шкальной диаграмме зависимости I0; P0; Q0; n0; cosφ0 = f (U0) согласно требованиям к техническому отчету [2, 3] (рис. А.2). Вид получаемых зависимостей показан на рис. 1.1.
Затем для разделения потерь в стали и механических строят зависимость рS = рст + рмх + рд = f (U02). Она представляет собой почти прямую линию (рис. Б.1). Точка пересечения продолжения этой прямой с осью ординат определяет механические потери двигателя и в соответствующей номинальному напряжению точке – потери в стали.