Тема 2. Основные понятия психодиагностики

1. Характеристика психодиагностических ситуаций, процедур, нормы и психологической оценки.

2. Требования к пользователям психодиагностических методик.

3. Виды психодиагностической литературы.

4. Процедура тестирования и её организационные моменты.

В психодиагностике используется ряд базовых понятий. Первое понятие – психодиагностическая ситуация – это ситуация, в которой осуществляется совместная деятельность психолога и обследуемого, целью которой является получение каких-либо данных о личности с помощью психологических тестов.

Психодиагностические ситуации по-разному классифицируются. Наиболее общая:

- ситуация клиента (человек сам приходит за помощью);

- ситуация экспертизы (человека изучают, а он старается «выдержать экзамен»).

Классификация, предложенная А.Г.Шмелевым. В основе лежит критерий использования психодиагностической информации.

1) диагностические данные используются специалистом – смежником для постановки психологического диагноза или формулировки административного решения. Психолог – диагност не несет ответственности за диагноз (в медицине, в суде);

2) диагностические данные используются для постановки психологического диагноза, но вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом другого профиля (например, диагностика причин неуспеваемости);

3) диагностические данные используются психодиагностом для постановки психологического диагноза в условиях психологической консультации;

4) диагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития и самокоррекции.

Классификация, базирующаяся на условиях, в которой проводилась разработка теста, и добровольности участия.

1. Добровольное участие обследуемых, бескорыстное сотрудничество.

2. Участие оплачиваемых обследуемых.

3. Использование теста в условиях запроса обследуемого о помощи.

4. Принудительное административное обследование.

Классификация В.Н.Дружинина, основанная на учете ситуаций, в которых осуществляется обследование. Он выделил четыре варианта психодиагностических ситуаций.

А) Добровольное участие в обследовании, самостоятельный выбор дальнейшего поведения (например, добровольная психологическая консультация, например, по проблемам семьи и брака, профессиональная консультация школьников, консультирование руководителей по проблемам стиля руководства).

Б) Принудительное участие в обследовании, самостоятельный выбор дальнейшего поведения (массовые обследования, от участия в которых нельзя уклониться, например, перепись).

В) Принудительное участие в обследовании, выбор дальнейшего поведения навязан (принуждение к участию в обследовании с целью социального контроля за поведением испытуемого, например, в медицинских целях).

Г) Добровольное участие в обследовании, выбор дальнейшего поведения навязан (профотбор).

Следующее понятие – психологическая оценка – результат обследований, целью которых является раскрытие индивидуально-психологических особенностей личности, необходимых для понимания различных форм её жизнедеятельности.

В последнее время это понятие заменяет психологическое тестирование. Оно более широкое, т.к. оценка включает в себя не только тесты, но и другие психологические методы (беседу, наблюдение, биографические данные). Вместе они дают описание личности и позволяют принять решение по какому-нибудь вопросу.

Далее понятие нормы – среднестатистического значения показателя. Получая результаты и оценивая их, мы соотносим их с какими-то показателями. Получают их путем измерения показателя у большого количества людей и статистически обрабатывая результаты. Нормы бывают среднестатистические, возрастные, групповые. Показатели отдельно взятого человека не всегда вписываются в эти нормы.

Нормы относительны, поэтому, оценивая результаты, необходимо сразу оговорить, относительно чего мы их оцениваем.

С понятием нормы часто связывают понятие патологии, однако патология – это крайнее выражение нормы, поэтому она также относительна.

Основой психодиагностики является теория личности. Знания о закономерностях развития и структуре личности служат отправным пунктом при конструировании и применении психодиагностических методов и интерпретации психодиагностической информации. Диагнозы и прогнозы относительно индивидуальных свойств личности обладают более высокой степенью достоверности, если они строятся на основе надежной теории личности. Таким образом, разрабатывая методы, мы должны знать, что хотим изучить, каковы закономерности этого явления, его взаимодействие с другими явлениями. Но на сегодняшний день нет ни одной всесторонней теории личности. Каждая теория верна в сфере своего применения.

Следующее понятие – психодиагностические процедуры, т.е. диагностические методы. Их также можно классифицировать по различным основаниям.

I. Диагностические методы, основанные на заданиях, предполагающих правильный ответ, и на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует, есть лишь частота или направленность того или иного ответа.

II. Вербальные и невербальные методики.

III. Диагностические методы, выделяемые на основании некоторого методического принципа, который положен в их основу:

а) объективные тесты с правильными ответами;

б) стандартизированные самоотчеты: тесты-опросники, открытые опросники, шкальные техники;

в) проективные методы;

г) диалогические методы (беседы, интервью).

IV. На основании меры вовлеченности в процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результаты тестирования. Тогда все методы можно расположить на оси от наименьшего к наибольшему влиянию. Наименьшее влияние психодиагноста будет в аппаратурных методиках, наибольшее – в диалогических и проективных.

В настоящее время психодиагностические методики печатаются во многих книгах, при этом не всегда понимают, что может использовать только специалист, а что – любой человек. Необходимо различать специалиста и пользователя. Специалист обладает психологическими знаниями, подготовкой, может оценить тест, индивидуальные особенности тестируемого, его состояние, опирается в своей работе на теорию личности. Пользователь тестов – любой человек, который использует тестовые показатели как главный источник информации при принятии практических решений. Пользователь тестов может быть, а может и не быть специалистом, например, пользователями являются учителя, чиновники, кадровики. Именно они допускают ошибки при применении тестов и, особенно, при интерпретации результатов. В их руках тесты становятся средством запугивания и шантажа. В то же время скрыть информацию о тестах невозможно, и они привлекают пользователей своей скоростью применения и, как им кажется, однозначностью результатов. Выходом является привлечение на работу специалистов либо повышение квалификации пользователей. В США пошли по такому пути, что включают в описание теста требования к пользователю, детальное описание процедуры проведения тестирования, а также описание распространенных случаев неправильного использования тестов.

Кроме того, В Америке вводят процедуры лицензирования и аттестации. Это разные понятия. Аттестацию проходят психологи, подтверждая свою квалификацию. Лицензию получают пользователи на применение определенного класса тестов. Но в любом случае они должны пройти подготовку по психологии, поработать под руководством наставника и сдать квалификационный экзамен.

Требования к пользователям:

а) должен знать основы психодиагностики, чтобы правильно построить обследование;

б) отвечает за решения, принимаемые на основе психодиагностики;

в) в подборе методик руководствуется принципом – максимум надежности при минимуме затрат;

г) анализирует данные по эффективности применения той или иной методики;

д) обеспечивает тщательное соблюдение всех требований, обозначенных в методике;

е) хранит профессиональную тайну.

Очень важный момент в психодиагностике – интерпретация тестовых показателей. Тесты предназначены показывать, что способен делать конкретный человек в данный момент времени. Они не могут сообщить нам, почему он выполняет тест именно так. Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо исследовать условия его развития, мотивацию, состояние в данный момент и т.д. Тесты не могут давать прогноз о том, что было бы или будет, если человек попадет (попал) в какую-то ситуации. Они только измеряют, а не предполагают. Однако тенденция к распределению по категориям и навешиванию ярлыков в качестве упрощенной замены понимания все еще довольно распространена. Чтобы повысить объективность интерпретации, надо проводить работу с пользователями и осуществлять их обследование на подверженность установкам, стереотипам, защитным механизмам и т.д.

Информация о тестах бывает открытой и закрытой. Закрытой должна быть информация о содержании тестов, т.к. она влечет за собой искажение результатов. Человек может потренироваться, выучить правильны ответы. В то же время информация о самих тестах, процедуре тестирования должна быть открытой, т.к.

- она рассеивает мифы и заблуждения относительно тестирования;

- часть информации имеет отношение к специальным процедурам конструирования и оценивания тестов, что важно специалистам;

- знакомит тех, кому предстоит тестирование, с типичной обстановкой, процедурой тестирования, снимая тревогу и напряжение;

- обеспечивает обратную связь прошедшим тестирование лицам, сообщая им результаты тестирования.

Разные методики должны публиковаться в разной литературе. Разработчик и пользователь методик взаимодействуют между собой посредством методической литературы. Она бывает разного уровня и, следовательно, требования к ней разные.

1. Научные сообщения. Должны освещать теоретические основания методики, способы разработки и эмпирического обоснования, исследовательские данные о репрезентативности, надежности методики. Для читателей могут приводиться образцы заданий. Однако, поскольку методики делятся на две группы по степени профессионализации («п-методики» для профессионалов и «о-методики» (открытые) для непрофессионалов), то и тесты, а особенно ключи, в первом случае не должны публиковаться. Методики второй группы ущерба нанести не могут, поэтому могут публиковаться.

2. Справочно-методические издания. Здесь могут быть приведены инструктивные материалы, включая текст заданий, ключи, нормы, но при условии, что изданию придается статус издания для специалистов, обеспечивающий ему распространение среди читателей, имеющих необходимую психологическую подготовку. Авторский коллектив такого издания несет персональную ответственность за распространение тиража.

3. Инструктивные документы. Содержат описание методики, обеспечивающее её адекватное использование в точном соответствии со стандартами. Описание должно снабжаться подробными сведениями о процедуре разработки методики, выборке, о характере психодиагностической ситуации. Справочно-методические и инструктивные документы должны периодически пересматриваться, т.к. условия применения методик со временем меняются, а также должны быть однозначно сформулированы требования к профессиональному статусу пользователя методики.

4. Популярные издания. Публикуясь в них, авторы – психологи не имеют права разглашать профессиональную тайну, описывать смысл диагностических приемов, что может снизить валидность методики.

В психологии существуют специальные требования к проведению тестирования. Наиболее важным условием правильного проведения тестирования является предварительная подготовка. При тестировании не должны возникать непредвиденные обстоятельства, поэтому надо принять меры по предупреждению случайностей.

Формы подготовки к тестированию:

1) при проведении индивидуальных тестов важно знать наизусть словесную инструкцию, при групповом тестировании инструкцию можно зачитывать, но разобраться в ней предварительно надо;

2) подготовка тестовых материалов, чтобы они были «под рукой», доступны проводящему исследование, но не отвлекали обследуемого; при групповом тестировании тестовых материалов должно хватать на всех и быть даже с избытком;

3) подробное знакомство с процедурой проведения конкретного теста.

Условия тестирования должны быть следующие:

- выбор помещения, чтобы было комфортно, ничего не отвлекало и никто не мешал;

- выбор мебели одного размера;

- учет возраста тестируемых;

- поведение обследуемого должно быть нейтральным.

Таким образом, а) необходимо придерживаться стандартизированных процедур даже в мелочах; б) следует регистрировать любые нестандартные условия тестирования, какими бы второстепенными они ни были; в) при интерпретации результатов теста важно учитывать условия тестирования.

На начальном этапе тестирования обследующий должен вызвать интерес у обследуемого к процедуре диагностики, добиться желания сотрудничать. Такая настройка называется «раппорт».

На процесс тестирования могут влиять и личностные особенности диагноста: возраст, пол, раса, статус, опыт работы, внешний вид, отношения с тестируемым, манера поведения. Влияет и понимание целей тестирования обследуемым и то, что он делал перед этим.

Всем обследуемым в той или иной мере свойственна тестовая тревожность, с которой они справляются по-разному, но она может существенно повлиять на результаты. Влияет и своеобразная тренировка, т.е. опыт учебного тестирования и, особенно, тестовая искушенность, т.е. практика выполнения специальных психологических тестов.

Все это создает неравноправие для участников тестирования, поэтому в Америке даже выпускают брошюры для тех, кому предстоит тестирование для поступления в вуз, приема на работу, проводят пробные тестирования, чтобы люди освоились.

И, наконец, как в любом направлении практической психологической работы, в психодиагностике есть свои этические принципы.

1. «Не навреди». Ни одно обследование не должно причинить вред психическому или физическому здоровью.

2. Добровольность.

3. Конфиденциальность.

4. Осведомленность о результатах.

5. Результаты не могут предоставлены кому-либо без согласия обследуемого.

6. При обследовании личности детей необходимо их согласие и согласие родителей. Исключение – учебное тестирование.

7. Ограниченный доступ к психодиагностическому материалу неспециалистов.

8. При сообщении результатов необходимо учитывать индивидуальные особенности обследуемого.

9. Результаты должны сообщать специалисты с их комментариями и возможностью их последующего обсуждения, провести же методику по алгоритму может и не специалист.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: