Тема 3. Типы диагностических методик

1. Характеристика формализованных методик.

2. Характеристика малоформализованных методик.

Все психодиагностические методики делятся на две большие группы: методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные.

Формализованные – тесты, опросники, проективные техники и психофизиологические методики. Для них характерна жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого), стандартизация, надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в короткие сроки и количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.

Малоформализованные – наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности. Эти способы дают ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые плохо поддаются объективации (переживания, личностные смыслы и т.п.) или являются изменчивыми (цели, состояния, эмоции). Эти методики трудоемки и в большей степени основаны на профессиональном опыте самого психодиагноста.

В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание обоих групп.

Рассмотрим подробно каждую группу. Формализованные методики.

1. Тесты. Они делятся по трем основаниям: по форме, по содержанию и по целям психологического тестирования.

По форме бывают:

- индивидуальные и групповые;

- устные и письменные;

- бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные;

- вербальные и невербальные.

По содержанию:

- тесты интеллекта;

- тесты способностей;

- тесты достижений;

- тесты личности.

По цели:

- для выявления умственной отсталости;

- для профотбора;

- в системе образования;

- для судебно-медицинской экспертизы;

- для диагностики возрастных изменений;

- для профпригодности.

2. Опросники. Всегда направлены на диагностику личностных особенностей. Они бывают индивидуальные и групповые, закрытые и открытые, бланковые.

В процессе заполнения опросников у испытуемого возникают разные гипотезы о целях тестирования, и если ситуация диктует испытуемому необходимость фальсифицировать ответы, он редко отказывается от этой возможности. Существует ряд психологических факторов, от которых зависит достоверность данных самоотчета.

1. Фактор знания. У испытуемого может быть более или менее четкое представление о том, насколько ему свойственно данное поведение, что за психологическое свойство за ним стоит, насколько оно согласуется с принятыми моральными нормами. Так он и будет отвечать.

2. Фактор «социальной желательности» - тенденция давать о себе социально одобряемую информацию.

3. Фактор индивидуальной тактики – предпочтение положительных или отрицательных ответов, ответов «для себя» или «для других».

Для того чтобы этих факторов избежать, используют:

1) шкалы лжи, где должно быть не больше 50% совпадений с «лживыми» ответами по ключу;

2) прямые и обратные вопросы. Если они не противоречивы, ответы принимаются;

3) сбалансирование «социальной желательности» - испытуемого просят ответить на те же вопросы от лица человека, желающего произвести как можно лучшее впечатление. Различия также должны быть больше 50%.

3. Проективные техники – всегда личностные, индивидуальные. Делятся на:

- методики структурирования – формирование стимулов, предание им смысла;

- методики конструирования – создание из оформленных деталей осмысленного целого;

- методики интерпретации – истолкование какого-либо события, ситуации;

- методики дополнения – завершение предложения, рассказа, истории;

- методики катарсиса – осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях;

- методики изучения экспрессии – рисование на свободную или заданную тему;

- методики изучения импрессии – предпочтение одних стимулов другим.

4. Психофизиологические методики – для выявления свойств нервной системы. Как правило, они аппаратурные, но появляются и бланковые.

II. Малоформализованные методики.

1. Наблюдение. Бывает сплошное, выборочное, включенное, самонаблюдение.

Сплошное наблюдение заключается в том, что наблюдатель записывает все действия, слова того, за кем он наблюдает, а потом, в зависимости от целей наблюдения, выделяет те моменты, которые его интересуют. Достоинством этого метода является то, что ничего не ускользает от внимания наблюдателя, а недостаток – громоздкость и сложность обработки.

Выборочное наблюдение – это наблюдение по определенному плану на основании заранее поставленной цели. Здесь самое сложное – составление протокола наблюдения. Прежде чем составить протокол, необходимо тщательно изучить теоретические вопросы изучаемого явления и выявить поведенческие параметры, по которым можно судить, что данное явление имеет место. Затем выбирается способ регистрации показателей. Он может осуществляться как констатация наличия или отсутствия параметра либо как его конкретное проявление, фиксируемое в словесной форме. После этого составляется протокол, который состоит из трех частей: наблюдаемые параметры, их наличие, отсутствие или проявление, примечания. В примечания наблюдатель вписывает свои мысли и мнения по поводу наблюдаемого.

Включенное наблюдение – это когда наблюдатель становится членом группы и ведет наблюдение за тем, что ему нужно, как бы изнутри. При этом остальные члены группы не знают, что за ними ведется наблюдение, и считают наблюдателя просто новичком. Сложность заключается в том, что вести записи по ходу наблюдения нельзя, а потом можно утратить часть какой-нибудь важной информации.

И, наконец, самонаблюдение, т.е. наблюдение за самим собой. Его можно вести по плану, на вопросы которого необходимо ежедневно отвечать, а может быть это и дневниковый метод, т.е. свободная запись мыслей, переживаний, чувств и т.д.

2. Анкеты.

Относятся к опросному методу, бывают: устные и письменные, индивидуальные и групповые. Их цель – выявление интересов, предпочтений, мнений, взглядов, вкусов.

Выделяют несколько видов анкет:

- открытая – свободные ответы на вопросы типа: «Почему?», «Какова ваша точка зрения?», «Что вы думаете…?» и т.д.

- закрытая, требующая ответа «да», «нет», либо выбор ответа из предлагаемых вариантов.

- ранжированная, когда предлагаемые варианты ответов необходимо проранжировать по степени предпочтения.

- шкальная – присваивание баллов за ответы.

Выделяют ряд требований к построению анкет.

1) Под одним номером не должно быть двух вопросов, т.е. нельзя задавать вопрос и тут же спрашивать, почему.

2) Вопросы должны логически вытекать один из другого, чередоваться открытый и закрытый, например, «Любите ли вы современную музыку?», затем, «Если да, то почему?», а потом «Если нет, то почему?».

3) Вопросы можно располагать циклически, т.е. спрашивать через некоторое время о том же, но на более глубоком уровне, либо перефразируя предыдущий вопрос, чтобы устранить непонимание или приукрашивание.

4) Если дается выбор вариантов ответов, то он должен быть как можно больше. Если мы предлагаем на выбор всего несколько вариантов, мы узнаем только тенденцию.

5) В случае использования шкальной анкеты, лучше предлагать 5-балльную систему для оценки, т.к. эта система привычна нам со школьных лет. Остальные системы вызывают затруднение.

Обработка анкет чаще качественная (за исключением шкальных). Из количественных параметров применяют проценты.

3. Интервью и беседы.

Интервью от беседы отличается процедурой проведения. Интервью более жесткое и структурированное. Человек знает, что у него берут интервью, имеет возможность заранее подготовиться. Вопросы интервью могут быть на разные темы и не связаны друг с другом. Главное, чтобы интервью отвечало возрасту опрашиваемого и ситуации.

В отличие от интервью беседа должна создавать иллюзию непосредственности и спонтанности, её цели часто скрываются от опрашиваемого. У опрашивающего есть общий план беседы, перечень вопросов, которые он хочет прояснить, но её результат во многом будет зависеть от его умения наладить контакт, расположить собеседника к себе, поддержать разговор и направить его в нужное русло.

Требования к проведению беседы.

1. По возможности человек не должен знать, что с ним проводится целевая беседа.

2. При подготовке к беседе кроме целевых вопросов необходимо продумать вопросы, поддерживающие беседу.

3. Вопросы должны быть краткими и понятными, создавать атмосферу доверия.

4. Следует отдавать предпочтение косвенным вопросам перед прямыми.

5. Беседу лучше проводить наедине, ответы запоминать, а не записывать.

6. Если вопрос не понятен, его следует перефразировать.

7. Позиция спрашивающего должна быть закрытая или полуоткрытая.

8. С опрашиваемым нельзя спорить.

9. Выражение лица должно быть доброжелательным. Смотреть желательно в лицо, периодически отводя взгляд на несколько секунд.

Кроме того, существуют приемы поддержания беседы, которые можно использовать.

А. «Эхо» – техника – повторение последнего предложения говорящего, подталкивающее его к продолжению разговора.

Б. Перефраз – повторение смысла произнесенного.

В. Поддержка – кивание, фразы типа «да – да», «Я вас понимаю…», «Вы совершенно правы».

Г. Разыгрывание легкого непонимания.

Д. Заинтересованность в мнении, точке зрения собеседника.

Е. Восхищение - «Вы очень интересно (оригинально) мыслите. А каковы ваши взгляды на …».

Ж. Оперирование к ситуации - «Как вы считаете, от чего зависит поведение человека в такой-то ситуации?», «Как такой человек поступит в данной ситуации?», «А как бы вы поступили на его месте?».

В целом, в хорошей психодиагностике применяются обе группы методов, дополняя друг друга и давая более точную оценку личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: