Тема 16. Экспрессивные и манипулятивные техники

1. Техники с использованием игрушек.

2. Техники с использованием мозаики.

Это техники самовыражения. Они считаются наиболее аморфными по содержанию и служат средством и диагностики, и психотерапии. В них обязательно содержатся игровые элементы.

Один из первых тестов «Составь картину – историю» (Make – A – Picture – Story – MAPS) был разработан в 40-х гг Шнейдманом. Материал представляет собой своего рода театр – 67 различных фигур – мужчины, женщины, дети, вымышленные герои (персонажи мультфильмов), животные, 22 фона, подставки. Фоны реалистичны. Сначала испытуемому дают фон гостиной и просят расположить фигуры(у) так, чтобы было как в реальной жизни. А потом просят придумать историю, как в ТАТ. Далее испытуемый сам выбирает фоны, расставляет фигурки, сочиняет истории. Интерпретация осуществляется как в ТАТ, поэтому некоторые исследователи считают этот тест плохой копией ТАТ. Как всегда коэффициенты надежности и валидности низкие либо отсутствуют

Использование игрушек в качестве терапии и диагностики. Сюда относятся несколько тестов, сходных по структуре и проведению. В основном они разработаны для детей.

1. Тест мира Ловенфельд. Материалом является ящик с песком (желательно двух цветов), вода, много предметов: миниатюрные игрушки людей и предметов окружающего мира, животных, растений, а также пластилин, палки, камни, сломанные предметы.

2. Игровой тест мира Бюлер. Здесь используется стандартный набор игрушек, хотя их тоже много: 160 для диагностики, 300 - для терапии. Песка и воды нет. Стандартный набор позволяет увидеть повторы и стандартизировать тест.

3. Тест «Деревня». Создан перед Второй мировой войной одновременно, но независимо друг от друга разными авторами (Артуром, Мэбили, Мукиелли). За основу был взят набор легких деревянных игрушек, которые собирались и разбирались (типа конструктора). Инструкции могут быть разные: от четкого указания, что надо построить, собрать до полного отсутствия инструкции, когда ребенку просто дают ящик и предлагают поиграть. Во всех случаях наилучшим способом регистрации данных является съемка и запись последовательности использования игрушек, если они мелкие и не смогут быть хорошо запечатлены на пленке.

«Миры», которые строят люди, классифицируются разными авторами по-разному. Например, Бюлер выделяет агрессивные, закрытые (каждый элемент отделен от других), дезорганизованные (хаотичные), жесткие (упорядоченные), пустые (с пропуском основных элементов), безлюдные миры.

Есть более сложные интерпретации, близкие к Роршаху, для которых пытаются разработать нормативные шкалы, выявить патологии.

Обработка теста «Деревня» более разработана, но она различна у разных авторов. Сходятся они только в том, что этот тест больше подходит для диагностики, чем для терапии. Одни авторы пытаются на его основе выявить личностные особенности (экстраверсию, неуверенность в себе, конформизм, доминантность), другие – клинические симптомы.

Картиночный тест мира Бюлер – взрослый вариант игрового теста мира. Включает 12 сцен или картинок с изображением фермы, города – университета, завода, трущобы, джунглей – острова, пляжа и т.д. Картинки понятные, очень структурированные. Испытуемые должны выбрать любые, приклеить их на лист бумаги, если хочет что-то дорисовать. После этого испытуемого просят дать получившемуся миру название и написать о нем историю.

Бюлер считала этот тест дополнением к Роршаху и ТАТ, т.к. тест Роршаха показывает существующую личностную динамику, ТАТ раскрывает индивидуальное прошлое, а данный тест отражает индивидуальный взгляд на будущее. Различают следующие типы «миров»: центрированные на удовольствии, на идеале и на завершении. Если есть все три типа в конструкции, - мир целостный, человек адаптированный. Но что к чему относится, - в основном, на совести экспериментатора.

Наиболее же популярный и разработанный в этой серии Тест мозаики Ловенфельд. Стимульным материалом является разноцветная мозаика. Стандартный набор состоит из 456 элементов. Основных форм пять: квадрат, ромб, полуквадрат, равносторонний треугольник, прямоугольный треугольник. Цветов шесть: красный, зеленый, синий, желтый, белый, черный. Фигурки сделаны из бука. Сейчас их заменили на пластиковые. В комплект входит подставка размером 31,5х26 см.

Сначала испытуемого знакомят с фигурками, а затем предлагают «сделать что-нибудь с этими элементами на этой подставке». Время не ограничено. Делать можно, что угодно. Способ регистрации очень тщательный, с учетом всех цветов и фигурок.

Ловенфельд выделяет три типа получаемых моделей: 1) репрезентативные – реальные, на что-то похожие, дифференцируются от незрелости личности до одаренности; 2) концептуальные – символические, которые что-либо означают для человека, но не изображают этого; 3) абстрактные – они чаще всего состоят из одинаковых элементов: только квадратов, ромбов и т.д.

Далее смотрят, как испытуемый располагает конструкцию: вдоль края, внутри рамки, от центра к краям (расширяющаяся), симметрично.

Кроме того, Ловенфельд обнаружила разницу в типах моделей американцев и европейцев. Для американцев характерны абстрактные образцы без повторяющихся форм, а для европейцев – с повторяющейся формой. Она считала, что эти различия обусловлены различиями в системах воспитания.

Анализируются также форма и цвет материала, как у Роршаха. Были попытки установить закономерности и создать нормативы, но они касались детей и ограничивались возрастом 12 лет. Оказалось, что различия невелики. И девочки, и мальчики используют равносторонний голубой треугольник как отправной пункт их работы, но мальчики также чаще девочек используют квадраты. Наименее популярен желтый цвет.

Ловенфельд выступала против традиционной интерпретации цветов и призывала изучать цветовые связи, преобладающие среди населения, с которыми работает исследователь. Она указывала, что значение может иметь даже цвета местного футбольного клуба.

Другой момент – количество цветов, присутствующих в одной модели. Ловенфельд утверждает, что хорошо воспитанные и образованные люди при создании абстрактных моделей склонны использовать 2-3 цвета, т.к. симметричная абстрактная модель, содержащая все 6 цветов, выглядит слишком пестро.

У этого теста есть свои разновидности.

1) Вариант Вертхама: он добавил продолговатую фигуру и считал, что его вариант позволяет выявить шизофрению. Но эта фигура плохо сочетается с остальными.

2) Вариант Даймонда и Шмале – они изменили размеры фигур и интерпретировали тест с точки зрения гештальтпсихологии.

3) Вариант Боуэн: она добавила еще четыре цвета и четыре формы, усложнила процедуру: делается несколько моделей – без подготовки, по шаблону, свободная модель. Однако все это усложняет интерпретацию, делает её путанной.

4) Вариант Четтерьи: также ввела шестую форму – звезду, заменила белый цвет на фиолетовый. Тест применяла для выявления культурных различий, например, между индусами и мусульманами.

Между этими тестами больше сходств, чем различий. Вносимые изменения многие авторы не могут даже вразумительно объяснить. Данные же по валидности теста, как всегда, противоречивы.

Варианты теста используют в обучении, для развития восприятия и творческого мышления. Работа с ними чем-то напоминает работу с кубиком Рубика и аналогичными предметами. Надо найти закономерности в расположении фигур, цветов, что-то построить. Возможно, они полезны для развития пространственного мышления, математических способностей. В целом, анализируя проективные методы, закрадывается мысль, что использовать можно все, что угодно, любые предметы, всё «вытягивает» бессознательное, но интерпретация везде достаточно произвольна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: