Тема 15. Рисуночные методики

1. Общая характеристика рисуночных методик.

2. Методика «Рисунок человека» и его разновидности.

3. Тест «Дерево» и его разновидности.

4. Методика «Дом – Дерево – Человек» (ДДЧ).

5. Методика «Картина мира».

6. Методика «Автопортрет».

7. Методика «Рисование пальцами».

Рисуночные методики используются и как терапевтические, и как диагностические процедуры. Считается, что благодаря предоставляемым ими возможностям выразить себя, человек не только обнаруживает свои эмоциональные затруднения, но и облегчает свои страдания. Чаще всего здесь используют рисунки человеческой фигуры.

Одна из первых методик этого типа – тест «Нарисуй человека» К.Маховер. Испытуемый получает карандаш и бумагу с заданием «нарисовать человека». После завершения первого рисунка, его просят нарисовать человека противоположного пола (противоположного нарисованному). Пока испытуемый рисует, экспериментатор отмечает его реплики, последовательность, в которой рисуются части фигуры, процесс рисования. После рисования испытуемому задают вопросы о предполагаемой биографии нарисованного персонажа.

Интерпретация является качественной и очень обобщенной. Ссылок на статистику у Маховер не было, только на якобы имевшие место «тысячи клинических случаев». Последующие работы по валидизации этого теста, проведенные другими авторами, не подтвердили диагностические интерпретации, предложенные Маховер.

Следом возник тест «Рисунок человеческой фигуры» для детей от 5 до 12 лет, который разработала Коппиц. Она использовала его в качестве теста умственной зрелости. Не валидизирован, но его аналог применяется до сих пор при приеме детей в школу.

Другая интерпретация теста Маховер – проективный тест межличностных аттитюдов и отношений. Состоит из 30 «эмоциональных индикаторов», позволяющих отличить рисунки детей с эмоциональными проблемами от рисунков детей, не имеющих подобных проблем.

В конце концов, сама Коппиц признала, что её методики могут дать лишь самое общее представление об уровне эмоциональной адаптации детей, и их следует использовать только для формулирования гипотез.

В то же время количество заданий на рисование увеличивается. Одна из наиболее широко используемых методик – «Дом – Дерево – Человек». Она сопровождается обширным послетестовым опросом и является источником гипотез о главных областях конфликта и озабоченности. Для детей наиболее распространены «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи». Также используются тесты «Дерево», «Автопортрет», «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур», «Психогеометрия», «Несуществующее животное». В них можно менять инструкции в зависимости от целей исследования, но как любые проективные техники, их интерпретация во многом зависит от опыта и теоретических взглядов исследователя.

Рассмотрим эти методики подробнее.

«Рисунок человека».

Все признают, что тест проективный, но по поводу того, что человек проецирует, мнения разделились: Я-концепция, отношение к кому-либо, идеальное Я, внешние обстоятельства, привычные паттерны, эмоциональный настрой, отношение к жизни или ситуации обследования. В любом случае подчеркивается, что шаблонно подходить к интерпретации рисунка нельзя.

Оборудование. Карандаш средней мягкости, стандартный лист чистой бумаги размером 21х30 см, удобное помещение, стол большой, удобный стул. Бумаги стопка, испытуемый может выбрать любой лист.

Инструкция. «Нарисуйте, пожалуйста, человека». Возникают вопросы о том, какого человека, как и т.д. Обычно отвечают, что любого и как человек хочет, художественные способности не важны. Если человек отказывается, надо постараться его убедить. Если испытуемый рисует неполную фигуру, его просят взять другой лист и нарисовать человека целиком. Целой считается фигура, в которой присутствуют четыре главные области тела – голова, туловище, руки, ноги. Если любая из этих частей полностью отсутствует, рисунок считается неполным. Человеку это объясняют и просят нарисовать другой рисунок. Каждый рисунок нумеруется. С.Леви считает, что стереотипные, палочные и карикатурные рисунки принимать нельзя. Их нужно нумеровать и просить человека нарисовать другую фигуру. А потом просят нарисовать фигуру противоположного пола.

В процессе рисования экспериментатор наблюдает за поведением испытуемого.

Анализ рисунков осуществляется по-разному. Но обычно выделяют три части: формальную, графологическую, психоаналитическую. Формальная: описание рисунка, последовательность фигур, размер, сравнение, расположение, описание четырех основных частей. Графологическая: нажим, штрихи, прорисовки, зачеркивания, зарисовывания. Психоаналитическая: интерпретация, выявление бессознательного.

Существует множество модификаций основного теста.

1. Техника Розенберга «Рисунок человека». Здесь испытуемому дают полную свободу менять свой законченный рисунок. Работа состоит из двух частей: первая часть – обычная, но человек рисует на двух скрепленных вместе и проложенных копиркой листах. Когда рисунок закончен, и послетестовый опрос проведен, верхний лист, на котором человек рисовал, убирают, а на нижнем ему предлагают внести изменения, какие он захочет. Затем с ним проводится беседа, задаются вопросы относительно внесенных изменений. Это вторая часть. Считается, что здесь ярче выявляется бессознательное, подавление, вытеснение.

2. Техника Леви «Нарисуй и расскажи историю». Если испытуемый мужчина, его просят нарисовать двух мужчин и одну женщину на одном листе бумаги. Если женщина – двух женщин и одного мужчину. Затем испытуемого просят дать имя каждой фигуре и придумать историю, в которой участвовали бы все три фигуры. При этом время на рассказ ограничивается тремя минутами, чтобы ярче выявлялось бессознательное. Эта техника образует ситуацию треугольника, и рассказываемая история часто высвечивает межличностные отношения испытуемого, причем, не обязательно классический треугольник, а отношения соперничества на работе, отношения с сиблингами, родственниками и т.д.

3. «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур А.В.Либина. За основы взяты фигуры из психогеометрии: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ломаная. Исследования якобы доказывают связь предпочитаемой фигуры с рядом личностных особенностей. Для методики отобраны треугольник, круг и квадрат.

Инструкция. «Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги и квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы используете большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние; если вами использовано меньше 10 фигур, необходимо дорисовать недостающие. Выполните рисунок по данной инструкции».

Материал: три листа бумаги 10х10, каждый лист нумеруется и подписывается. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нарушении инструкции материал не обрабатывается.

Обработка данных: Подсчитывается количество задействованных в изображении человечка треугольников, кругов, квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни обозначают количество треугольников, десятки – количество кругов, единицы – количество квадратов, например, 811 – 8 треугольников, один круг, один квадрат и т.д. Эти трехзначные цифры составляют «формулу рисунка», по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам. Типы – это наиболее различающиеся между собой характеристики индивидуальности; подтипы, входящие в тот или иной тип, в общих чертах соотносятся с характеристиками типа, но имеют и свои специфические особенности. Характеристики типов нуждаются в постоянном уточнении. Они основаны на частоте встречаемости определенного типа среди представителей той или иной профессии, а также на экспертной оценке. Методика валидизирована с тестом Люшера, опросниками Айзенка, Русалова, тестом «Дерево».

Графический тест «Дерево».

Впервые появился в 19 в, когда его применил швейцарский профконсультант Э.Жюккерт. В 1934г Шлибе провел исследование 478 испытуемых от 4 до 18 лет. Они поочередно рисовали «просто дерево», «замерзшее», «мертвое», «счастливое», «испуганное», «грустное» и «умирающее» деревья. В рисунках выделялись общие элементы. Шлибе сделал вывод, что наиболее ярко индивидуальные особенности проявляются в рисунке «просто дерево», хотя есть они и во всех других.

Инструкция и порядок применения этого теста могут меняться. Например, П.Бур применял иные инструкции. Предлагалось четыре задания.

1. Нарисовать дерево.

2. Повторить первое задание.

3. Нарисовать лес.

4. Идентифицировать себя с каким-нибудь деревом и нарисовать, как оно при этом выглядит.

По мнению Бура, первый рисунок – позиция испытуемого по отношению к экспериментатору, второй – по отношению к себе, третий – отношения с другими людьми, четвертый – личностная идентификация.

В 1948г Бук разработал «Д-Д-Ч», где «Дерево» является субтестом. Инструкция испытуемому: «Возьмите карандаш и сделайте рисунок дерева, как сможете. Можно нарисовать какое угодно дерево». Затем проходил послетестовый опрос.

- Что это за вид дерева?

- Сколько ему лет?

- Как вам кажется, дерево выше, ниже вас или на вашем уровне?

- На кого похоже дерево? На мужчину или женщину?

- Что в вашем рисунке заставляет думать так?

- Это дерево живое?

- Есть ли у дерева мертвая часть? Почему?

Затем еще предлагалось нарисовать дерево, используя 8 цветных карандашей, а далее опять ответить на вопросы.

В 1949г Кох провел тщательный психологический анализ теста, но он основывался на психоанализе.

Французский ученый Стор рассматривал этот тест с позиций когнитивной психологии, а дерево – как схему. Он выделил разные типы схем, которые используют люди – моторные, эстетические, интеллектуальные, имажинарные.

Также в тесте отражаются национальные традиции.

У нас этот тест адаптировали Е.С.Романова и О.Ф.Потемкина.

Цель: выявление индивидуально-типологических особенностей человека.

Материал: лист бумаги 15х10 см, ручка или карандаш.

Обследование индивидуальное или групповое.

Инструкция: «Вам предлагается на листе бумаги выполнить рисунок дерева. Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтете нужным. Рисунок выполняется ручкой или карандашом».

Интерпретация.

1. Определяется тип рисунка в соответствии с разработанной типологией.

2. Интерпретируются детали.

3. Размер изображения.

В целом, существуют разные варианты интерпретации теста, и для исследователя остается некая свобода выбора – что именно использовать в своей работе. Но каждый раз надо проверять надежность и валидность результатов.

Тест «Дом – Дерево – Человек» (ДДЧ).

Направлен на сбор информации о личности клиента, его уровне развития, сензитивности, гибкости, работоспособности и интеграции, взаимоотношениях с окружающей средой и конкретными людьми.

Методика состоит из двух фаз: само рисование и вербальная, где испытуемый описывает, характеризует и интерпретирует нарисованные объекты, то, что их окружает, высказывает вызванные рисунком ассоциации.

Впервые этот тест применили в 1938г, поскольку было обнаружено, что замкнутые пациенты становятся более раскрепощенными в тот момент, когда они увлечены рисованием. Данные объекты были выбраны потому, что, во-первых, они хорошо знакомы даже маленьким детям; во-вторых, их испытуемые соглашаются рисовать более охотно; в-третьих, они позволяют разграничить интеллектуальные и неинтеллектуальные свойства личности.

Поскольку испытуемому предлагают стимульный материал, который ему хорошо знаком, но в то же время не конкретизирован, методика относится к проективным. Считается, что каждый объект, нарисованный отдельно или в композиции, необходимо рассматривать как автопортрет, поскольку каждый испытуемый изображает его с некими особенностями, имеющими для него значение.

Автор рисунка может по-разному выразить или подчеркнуть, что какая-то деталь имеет для него значение:

а) открыто проявить свои эмоции;

б) необычной последовательностью изображения деталей;

в) чрезмерным стиранием, возвратом к нарисованному; уделяя много времени какой-то детали;

г) необычной манерой изображения детали;

д) откровенными комментариями;

е) не завершением детали;

ж) пропуском обязательной детали;

з) отказом от комментария.

Как многие проективные методики, ДДЧ претендует на оценку интеллекта.

Работа над методиков началась в 1945 г в клинике при университете штата Вирджиния, а затем продолжалась в других американских клиниках. Испытуемые отбирались на основании общей клинической картины каждого. Все рисунки были получены методом индивидуального тестирования. Испытуемые демонстрировали значительное нарушение приспособляемости. Состав испытуемых был неравномерным, однако он позволил доаольно точно определить, что рисунки испытуемых с нарушениями личности во многом отличаются от рисунков, выполненных людьми с нормальной адаптацией.

Диагностические признаки разделили на группы:

- детали;

- пропорции;

- перспектива;

- время;

- комментарии;

- ассоциации;

- качество линий;

- самокритичность;

- отношение;

- распределение энергии;

- концепция.

Каждая из них в свою очередь была разбита на несколько пунктов, предусматривающих более подробный и конкретный анализ.

Для проведения исследования требуется белый лист, сложенный пополам, чтобы образовалось четыре страницы размером 15х21 см. На первой странице записываются дата, информация об испытуемом. На остальных страницах рисуются дом, дерево, человек. Также используется бланк послетестового опроса.

Бернс при использовании этого теста просит изобразить все на одном листе. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору, из которой можно выяснить, что происходит в жизни человека. Иногда смотрят, что человек рисует первым, что для него важнее: жизненная энергия (дерево) или успех (дом). Также рисуют и у нас.

В любом случае, пока человек работает, записывают порядок того, что он рисует, а иногда и комментарии его по ходу. Например, Дом.

- крыша;

- окно со стеклами на крыше;

- основная стена;

- крыша над крыльцом («Я могу взять инструменты и сделать это лучше» - напряженный смех);

- столбики крыльца;

- дверь. И т.д.

Пострисуночный опрос (ПРО) проводится для того, чтобы человек мог охарактеризовать, описать и интерпретировать нарисованные объекты и то, что их окружает, а также высказать связанные с ними ассоциации. ПРО проводится по определенной системе, вопросы расположены по задуманному порядку, причем, после ответа на конкретные вопросы надо переходить к следующему рисунку, потом возвращаться к предыдущему. Например, идет опрос по рисунку человека. Задают 8 вопросов. Последний: «Что он чувствует?». Затем переходят к рисунку дерева. Вопрос «Что это за дерево?» и т.д. Задают 16 вопросов. Последние касаются расположения возможного солнца. Переходят к дому. Задают 14 вопросов по дому, опять переходят к дереву. И так несколько раз.

Романова и Потемкина предлагают более конкретную интерпретацию этого теста, где каждый компонент связан со смысловым обозначением. Кроме того, они выявили связи признаков теста со свойствами личности. В качестве объективных характеристик были использованы результаты опроса по Кэттелу и опросник акцентуаций характера. Проводился контроль значимости различий выборок как по возрасту, так и по полу. Были выделены признаки, которые значимо связаны с личностными характеристиками испытуемых. Все признаки были разделены на необходимые и достаточные. Наличие достаточного признака позволяет с высокой вероятностью ожидать у испытуемого соответствующую черту. Необходимые признаки позволяют уточнить прогноз о качествах личности.

Был разработан групповой и цветовой варианты ДДЧ. В цветовом варианте используют цветные мелки, которыми рисует испытуемый. Групповой вариант менее эффективен. Он в основном используется как отборочный тест для выявления внутри группы испытуемых, отклоняющихся от среднего уровня личностного развития и приспособляемости.

Поскольку в основе любого метода лежит теория личности, то за основу при разработке методики можно брать любую теорию. Английский искусствовед, теоретик эстетического воспитания Рид, проанализировав тысячи детских рисунков, пришел к выводу, что их можно свести к 8 группам, которые соотвествуют Юнговским типам личности. У него получилась следующая классификация.

1. Эмфатический рисунок (импрессионистский, экспрессивный) характеризует стремление передать атмосферу непосредственного выражения ощущений, впечатлений. Соответствует экстравертированному ощущающему типу.

2. Гаптический рисунок характеризует изображение каких-либо внутренних ощущений, часто болезненных, например, болит ухо, голова и т.д. – интровертированный ощущающий тип.

3. Ритмический рисунок – изображение движений предметов, людей - экстравертированный интуитивный тип.

4. Структурный рисунок – главное внимание направлено на передачу структуры целого. Это может быть и абстрактная фигура, и сложное целое – интровертированный интуитивный тип.

5. Органический рисунок – предпочтение отдается естественным формам, деревьям, людям, животным – интровертированный мыслительный тип.

6. Перечисляющий рисунок – изображаются различные объекты, которые трудно объединить какой-либо связью, это отдельные детали или предметы – экстравертированный мыслительный тип.

7. Декоративный рисунок – узоры, орнаменты, украшения – эксравертированный чувствующий тип.

8. Имажинарный рисунок – сюжет или персонаж из книг, реже – из своих фантазий – интровертированный чувствующий.

На этой классификации построена техника «Свободный рисунок». Её предпосылкой явились методики «непроизвольного рисунка», когда изучалось, что «малюет» человек на совещании, в беседе с кем-либо и т.д. Графологи пришли к выводу, что такие рисунки очень информативны, и недаром после заседаний в ООН уничтожают все бумаги. К тому же считается, что такие рисунки имеют психотерапевтический эффект, снимая нервное напряжение.

Другой аналогичный тест – «Картина мира». Человека просят нарисовать картину мира, т.е. как он себе представляет окружающий мир. Данный тест базируется на деятельностной теории А.Н.Леонтьева, который подчеркивал важность изучения того, как в сознании индивида выстраивается многомерная картина (образ) окружающего мира, и как в связи с этим действует человек.

Образ мира строится многоуровнево: сначала на чувственном уровне, потом на мыслительном, а затем интегрируется в компонент сознания, становясь ядерным образованием личности.

Материал: лист 25х15 см, карандаши, ручки.

Выделили пять видов рисунков.

1) Планетарная картина мира – мир как часть космоса, солнечной системы. Формируется как результат знаний.

2) Пейзажная – город, село с присутствием людей, животных, природы – желаемая картина своего окружения.

3) Непосредственное окружение – обстановка вокруг себя, своего дома, в данный момент.

4) Опосредованная или метафорическая картина мира – сложный образ, имеющий глубокое смысловое содержание.

5) Абстрактная, схематическая – лаконичная, выражающаяся знаком, символом.

Тест «Автопортрет». Здесь человека прямо просят нарисовать автопортрет. Направлен на изучение самосознания, самоотношения, самооценки личности.

Интерес к автопортрету существует давно, но в основном в искусствоведении. В психологии еще недостаточно внимания уделяется изучению его возможностей.

Выделяют несколько видов автопортрета:

- изображение лица как центрального; чаще графическое;

- изображение портрета в интерьере, который его дополняет и оттеняет;

- изображение нескольких автопортретов, характеризующих различные возрастные этапы жизненного пути;

- автопортрет – метафора;

- сюжетный автопортрет в реальной ситуации;

- исключительная, но вполне реальная ситуация, когда изображается участие в важном событии, происходившем в действительности;

- вымышленная, фантастическая ситуация.

Интерпретации автопортрета, как и любого теста, разные. Р.Бернс выделяет следующие элементы: голова, глаза, уши и нос, рот, руки, ноги – и дает им смысловую интерпретацию.

Романова и Потемкина выделяют, прежде всего, виды рисунков:

а) эстетический;

б) схематический;

в) реалистический;

г) метафорический;

д) «автопортрет в интерьере»;

е) эмоциональный;

ж) изображение позы или движения;

з) изображение со спины.

Затем признаки изображения отмечаются в специальной таблице и дается их интерпретация. Другой вариант обработки – соотнесение рисунка со схемой Рида и далее – с типами, по Юнгу. Но надо отметить, что все эти тесты требуют дальнейшей доработки.

В последнее время на Западе появилась новая оригинальная техника «Рисование пальцами». Рисование ладонями и пальцами художники использовали давно, но психодиагностическим и психотерапевтическим инструментом оно стало только в последние 20 лет. Считается, что рисование пальцами – форма экспрессивного поведения, анализируя которое можно раскрыть значимые характеристики личности.

Методика родилась в Риме для преодоления специфических проблем, возникавших в школе, где учились дети разных национальностей. Иногда они даже не знали языков друг друга, а эта методика языка не требует и всем понятна. Её создательницей является Рут Ф. Шоу. Она считала, наблюдая за детьми, что её методика помогает детям избавиться от подавленности, преодолеть страхи и укрепляет уверенность в себе. При разработке она основывалась на желании детей возиться в грязи, лепя «пирожки», готовя что-то и т.д.

В последние 10 лет многие клиницисты признали обширные возможности этого метода. Шоу и Лайн отмечают, что он позволяет добиваться проявления фантазий у детей. Мосс использует его для стимулирования свободных ассоциаций, Розенцвейг и Дарбин работали с психотиками, Флеминг – с невротиками. Оба пытались соотнести рисунки с личностными особенностями. Из всех проективных методик она, наверное, «самая проективная», поскольку ничем не сдерживает проявление эмоций, влечений, импульсов. Основным препятствием могут стать социальные нормы, культурные паттерны.

Её преимущества:

1) не требуется развитие мелкой моторики, как при работе с карандашом;

2) неязыковая, поэтому привлекает минимум культурных или усвоенных ценностей;

3) навевает воспоминания детства об игре с грязью и снимает социальное давление; носит форму игры;

4) можно наблюдать весь процесс создания продукта;

5) каждый раз процедура рисования предстает как увлекательное приключение.

Процедура. Большой лист бумаги 55х40 см; краски шести цветов: синий, черный, красный, коричневый, зеленый и желтый; находятся в баночках, но не готовы для рисования. Их надо развести водой и довести до рабочего состояния, т.е. сделать однородной глинообразной массой. Большой стол, вокруг которого можно ходить. Бумага с одной стороны глянцевая (на которой рисуют), с другой – матовая. Краски безвредные и легко смывающиеся.

Существуют различные мнения о том, что нужно говорить человеку, как. Кэйдис предлагает следующую инструкцию: «Здесь имеется 6 основных цветов, которые можно использовать в любых сочетаниях для получения любого эффекта. Мы не используем кисти, потому что у нас есть 10 пальцев. Пять на одной руке и пять на другой. Это гораздо больше, чем одна кисть. Делайте все, что вы хотите сделать и скажите мне, когда закончите».

При этом все должно быть в комнате уже готово. На все вопросы, как всегда, отвечают уклончиво. Работа занимает 15-20 минут, реже – до часа. Иногда человека просят сделать несколько рисунков, чтобы посмотреть динамику цвета, сюжета. После окончания рисунка его просят придумать название и задают вопрос, может ли субъект как-либо соотнести свой рисунок с собственной жизнью.

Факторы психодиагностической информации.

1. Наблюдение общего поведения: поза, скорость движений субъекта, частота дыхания, спонтанные высказывания, реакция на влажность и тактильные ощущения испачканности.

2. Дистанция:

а) пространственно-физическая – положение по отношению к столу и краскам; погружение всех пальцев или только одного;

б) вербальная – вопросы, позволяющие не включаться в ситуацию: «Зачем? Что рисовать? Что я буду тут делать? Как рисовать?»;

в) невербальная – беспорядочные движения, переключение внимания, неловкость.

3. Вовлеченность – когда человек проявляет заинтересованность процессом и сразу включается в работу. Противоположна дистанции.

4. Распределение времени:

- продолжительность реакции до начала рисования;

- паузы во время рисунка и их комментарии;

- общее время.

5. Использование пространства и местоположение. Здесь может быть два варианта: 1) экспансия, когда бумаги не хватает и начинают рисовать на столе (эмоциональные неконтролируемые реакции); 2) ограничение – использование небольшой части листа (сдержанность, замкнутость, тревожность). Наблюдают и за тем, откуда начинают рисовать: с краев – логики, от центра, центральной фигуры – интуитивисты.

6. Цвет. Это прямое выражение наших аффектов и эмоций.

7. Светотени. Диагностическое значение не ясно.

8. Мазки. Интерпретация та же, что при рисовании карандашами.

9. Содержание, т.е. что нарисовал и как назвал, комментарии по ходу. Чаще всего рисуют пейзажи. Почти никогда – людей. Комментарии могут натолкнуть на скрытые конфликты.

10. Движения и жесты, т.е. какими жестами рисует: резкими, плавными, хлопками, шлепками, размазыванием. Движения в одном направлении все время или в разных.

11. Ритм – повторение паттернов (цвета, мазков, движений) или тем.

В процессе терапии эта ситуация предоставляет индивиду средство коммуникации со своим внутренним «Я», которое субъект не может выразить вербально. Чем более глубоко прочувствован личный опыт, тем более близкая коммуникация достигнута. Рисование приближает человека к осознанию своих проблем, к их вербализации.

Итак, основные преимущества этой методики видят в том, что:

А. Рисование пальцами предоставляет наиболее полную проекцию личности, т.к. это веселое занятие, и оно способствует установлению контакта.

Б. Рисование пальцами – очень гибкая диагностическая процедура.

В. Она чувствительна к показателям эмоционального роста, поэтому повторное её использование в течение длительных периодов времени особенно полезно.

Г. Она является эффективным инструментом как часть терапевтической ситуации. Она позволяет быстро перемещаться от терапии к диагностике и наоборот.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: