Тема 17. Методики выявления семейных установок

Эти методики, в основном, разработаны для детей. Самый популярный из них «Рисунок семьи», хотя его данные весьма ограничены, поскольку детское восприятие специфично, а интерпретация дана взрослыми с их позиций. Более информативен «Кинетический рисунок семьи» Бернса и Кауфмана, где все члены семьи изображены за каким-то занятием. Эта методика позволяет определить распределение функций в семье, взаимоотношения между членами семьи, однако интерпретация, даваемая авторами методики, акцентирует внимание на негативных моментах, выявляет патологии, тревожность. Хотя методика интересна сама по себе, и без углубленного анализа может дать кое-какую информацию.

Но на Западе существует немало и других аналогичных методик.

1. Тест семейных установок Л.Джексон. Близок к ТАТ. Стимульный материал – 7 картинок со сценами из семейной жизни, выявляющие отношение детей к сиблингам, ссорам между родителями, защитой и наказанием со стороны родителей. Тест предназначен для детей 6-12 лет. Процедура проведения близка ТАТ, но инструкция сформулирована понятно для детей. Сравнивались результаты выполнения теста нормальными, невротичными детьми и детьми – правонарушителями. Были подучены значимые различия по ряду картинок между этими группами.

2. Индикатор семейный отношений Хоуэллса и Ликориша. Применима и для детей, и для родителей. В ней 40 картинок: на 16 – герой мальчик, для семей с сыном, на 16 – девочка, 8 – для всех. Если в семье дети обоих полов, предъявляются все 40 картинок Картинки мультипликационные: глаза – точки, рты – линией. Большое внимание уделяется установлению раппотра, т.к. считается, что если человек находится в безопасной, дружественной и располагающей обстановке, он, как правило, приписывает картинкам тот вид действий, отношений, высказываний и переживаний, который обнаруживает в своем непосредственном окружении. Людей просят рассказать, что делают или говорят люди на картинке. Обработка результатов оформляется в виде решетки взаимоотношений. Методика выявляет совпадение или расхождение мнений членов семьи о взаимоотношениях в их семье. Но в любом случае это их субъективные мнения и являются ли таковыми их взаимоотношения на самом деле, неизвестно.

3. Тест семейных отношений Бене – Энтони. Это скорее, анкета. У неё два варианта – для взрослых и для детей. Стимульный материал состоит из 21 картонной фигуры, представляющих людей всех возрастов, форм и размеров. Нужно отобрать себя, своих домочадцев. Затем даются карточки с высказываниями, которые нужно положить тому или иному персонажу. Если утверждение никому не подходит, оно кладется персонажу «Никто». Утверждения типа: «С этим членом семьи было лучше всего играть», «мне хотелось, чтобы этот человек был всегда с нами», «этот член семьи слишком нервный» и т.д. Подсчитывается количество утверждений, отданных каждому персонажу, и соотношение положительных и отрицательных утверждений. Однако качественная интерпретация затруднена. К тому же, при работе со взрослыми, им предлагают последовательно выбрать персонажей для разных периодов детства, что делает процедуру громоздкой, если состав семьи за это время менялся. Также, если родители разводились, ребенку надо учитывать новых пап, бабушек и т.п. Но эти требования предъявляются на основе психоанализа. Если же мы хотим собрать информацию о настоящих взаимоотношениях и взаимных мнениях членов семьи, тест оказывается достаточно информативным.

4. Методика «Два дома» В.Жирински. Требуется лист бумаги и карандаш. Состоит из нескольких этапов. На первом этапе ребенок перечисляет членов семьи, а экспериментатор их палочно рисует вверху листа и подписывает. На втором этапе исследователь рисует два дома и спрашивает, кто из членов семьи в каком доме живет. Ребенок отвечает, взрослый их также рисует и подписывает. На третьем этапе ребенок называет, кого бы он пригласил из другого дома жить в свой. На четвертом этапе ребенок называет, кого бы он переселил из своего дома в другой. Исследователь все отмечает стрелочками. Затем проводят еще два этапа: послетестовый опрос и определение границ чувствительности, как у Роршаха. Дальше результаты анализируются. Но если семья маленькая, тест малоинформативен, т.к. мало возможностей для манипулирования персонажами.

5. Метод межличностного восприятия Лейнга, Филлипсона и Ли. Направлен на изучение диадических взаимодействий. Методика предназначена для семейных пар. Состоит из 60 пунктов, в каждом 4 вопроса. На каждый ряд вопросов надо отвечать по триаде. Например, пункт для мужа: 1. Она понимает меня. 2. Я понимаю её. 3. Она понимает себя. 4. Я понимаю себя. Триада: А. Как вы думаете, насколько это правда? В. Как бы она ответила на это? С. Как бы она подумала, что вы ответили на это? Категории делят на позитивные и негативные. Затем результаты определенным образом структурируются и выясняется взаимодействие, типичное для этой диады. Данная стенография достаточна сложна. Для методики получены значимые коэффициенты надежности, но у нас её публикаций нет.

6. «Структурированная игра с куклой» Линн. Предназначена для маленьких детей 2-6 лет. В методике набор плоских кукол и предметов мебели. Ребенок выбирает Я – игрушку, а дальше ему задается ситуация и говорят «Покажи и расскажи мне…». Например, есть две кровати: детская и взрослая. Ребенка просят уложить Я – куклу на кровать, а потом просят рассказать, кто из родителей войдет в комнату. Методика выявляет, кого из родителей ребенок считает хорошим, кого – плохим, как относится к сиблингам, кто олицетворяет защиту, кто – наказание и т.д.

7. Лондонская методика кукольной игры Мура. Материал для неё можно изготовить самостоятельно из проволоки, взять кукольную мебель, посудку. А дальше задаются 7 ситуаций и по ходу из разыгрывания добавляются элементы. Например, ситуация 2 – обеденное время. Первая проблема: на пять человек четыре стула; кто первым найдет выход из ситуации; одна из чашек падает на пол, кто как реагирует. Все сцены проигрываются. Психолог помогает ребенку, но отклонение от сценария мягко пресекает. Цель – выявление отношения ребенка к различным членам семьи.

У нас наиболее распространены методика диагностики межличностных отношений Т.Лири, методика PARI, методика «Родительское сочинение» Варги, методика Р.Жиля. Все вместе они выявляют семейные дисгармонии, причины и источники детского неблагополучия.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. *Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. Спб, 2001.

2. *Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб, 2002.

3. *Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалёва, В.В.Столина. СПб., 2000.

4. *Психологическая диагностика / Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. – М., 2000.

5. *Проективная психология. Хрестоматия. М., 2000.

Дополнительная литература

6. Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. Л., 1991.

7. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. – М., 2001.

8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике Спб, 2000.

9. Витцлак Г. Психодиагностика: теория и практика. – М., 1986.

10. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л., 1984.

11. Методы психологической диагностики / Под ред. А.Н.Воронина. – М., 1994.

12. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г.Шмелёва. – Ростов-на-Дону, 1996.

13. Психодиагностика личности / Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. М., 2000.

14. Психодиагностика личности / Под ред. Н.И.Непомнящей. – М., 2001.

15. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности в педагогической практике. – Ростов-на-Дону, 2001.

Методическая литература

16. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. М.: Смысл, 2000.

17. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. М., 2003.

18. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб,: Речь, 2006.

19. Маховер К. Проективный рисунок человека. М.: Смысл, 2000.

20. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: