Тема 14. Тематический Апперцепционный Тест (ТАТ)

1. Общая характеристика ТАТ.

2. Проведение и обработка ТАТ.

3. Модификации ТАТ.

ТАТ был создан Г.Мюрреем в 30-х гг ХХ в, хотя идея была не нова. И до него исследователи применяли картинки для установления раппорта в клинической беседе и диагностике отдельных сторон личности. Мюррей был биохимиком, потом прошел курс психоанализа, преподавал клиническую психологию. Его теоретические взгляды находились на стыке теорий З.Фрейда, К.Левина и У.Мак-Дауголла, у которых он заимствовал идею о наличии базовых влечений у человека, которые лежат в основе всех человеческих проявлений. Но большинство идей все-таки из психоанализа, поэтому и интерпретации ТАТ тяготеют к бессознательному и типичным психоаналитическим проблемам: детство, отношения с родителями, братьями - сестрами, перенос.

В основе историй лежат следующие положения Мюррея.

1. Через характеристику главного героя истории и описание его действий и реакций рассказчик обычно использует (сознательно или нет) некоторые фрагменты собственного прошлого или представляет свою личность, например, предположение, идею, чувство, оценку, потребность, план или фантазию, которые он пережил или которые его занимали.

2. В характеристику других действующих лиц вкладываются личностные характеристики знакомых, с кем у него были или есть тесные отношения. Иногда это персонажи, выдуманные им еще в детстве.

3. Когда рассказчик выстраивает отдельные эпизоды, описывая усилия героя, его отношения с другими персонажами, исход ситуации, он обычно использует, сознательно или нет, события, оказавшие влияние на его становление.

После появления ТАТ его модифицировали многие ученые, причем, как сами картинки, так и интерпретации, и даже теоретические обоснования. Наиболее удачной считается модификация Беллака. Он считал, что в основу ТАТ положены следующие базовые положения.

А) Проекция – наиболее сильное искажение действительности. Это бессознательный процесс, который в большинстве случаев не может осознаться.

Б) Апперцептивные процессы, которые действуют на подсознательном уровне и легко могут быть выведены на сознательный уровень, обозначаются термином «экстернализация».

В) Экстернализация – это явление, характеризующее основные тенденции реакции на ТАТ. В процессе тестирования испытуемый догадывается, хотя бы частично, о том, что он в рассказываемых историях говорил о себе.

Г) Психологический детерминизм, т.е. все написанное и рассказанное имеет динамическую причину и смысл. Каждая порция проецируемого материала может иметь не один, а несколько значений, относящихся к разным уровням личностной организации.

С разных теоретических позиций объясняется и то, что диагностирует ТАТ. С точки зрения Хекхаузена, ТАТ выявляет устойчивые личностные свойства. Мак-Клеланд считает, что ТАТ измеряет мотивы, а вслед за ним Аткинсон, что не просто мотивы, а их силу. Согласно деятельностно-смысловому подходу Леонтьева, в рассказах ТАТ отражается индивидуальный образ мира обследуемого. Сам же Мюррей считал, что с помощью ТАТ можно идентифицировать подавленные и подавляемые склонности и конфликты, а также характер сопротивления этим склонностям.

В настоящий момент считается, что ТАТ диагностирует:

- ведущие мотивы, отношения, ценности;

- аффективные конфликты, их сферы;

- способы разрешения конфликтов: позицию в конфликтной ситуации, использование специфических механизмов защиты;

- индивидуальные особенности аффективной жизни личности: импульсивность – подконтрольность, эмоциональную устойчивость – лабильность, эмоциональную зрелость – инфантильность;

- самооценку, соотношение представлений о Я-реальном и Я-идеальном, степень принятия себя.

Данные о надежности и валидности ТАТ противоречивы. Мюррей считал, что все зависит от компетентности исследователя. С 1940 г стали проводить изучение надежности. Однако, корреляции между суждениями разных экспертов варьировали от 0,3 до 0,96. Разброс этих значений объясняется различиями групп обследуемых, схем обработки и степени квалификации экспертов.

Что касается ретестовой надежности, то Мюррей считал, что от ТАТ не следует ожидать высокой надежности, а большинство исследователей полагают, что устойчивость результатов во времени во многом зависит от особенности личности испытуемого. Тем не менее в исследованиях коэффициент надежности оказался достаточно высоким: 0,8 через два месяца, 0,5 – через десять месяцев. В то же время коэффициент надежности существенно различается для разных картин ТАТ.

Ретестовая надежность ТАТ зависит и от изменений в психологической ситуации у обследуемых. Так, сильная критика рассказов обследуемых приводит к значительному увеличению признаков агрессии, а также числа описаний эмоциональных состояний. На результатах сказывается и порядок предъявления таблиц.

Нормативных данных по рассказам ТАТ практически нет. Часто люди не видят в картинках те или иные детали, которые создатели считают важными. Поэтому нормы нужны, но пока неизвестно, как их разрабатывать.

Что касается валидности, то сложность заключается в выделении критерия. До сих пор неясно, что ТАТ должен измерять, поэтому чаще говорят о валидности отдельных показателей, а не методики в целом. Обнаружено, что около 30% рассказов содержат в себе элементы биографии или жизненного опыта обследуемых. Рассказы ТАТ согласуются с данными анализа сновидений и с результатами теста Роршаха. По данным ТАТ удается восстановить черты характера личности, элементы биографии, уровень интеллекта, установки и личностные конфликты. В то же время валидность зависит от теории, на основе которой интерпретируются результаты (теоретическая валидность).

В последнее время появились данные, свидетельствующие о прогностической валидности. На основе ТАТ удалось спрогнозировать успехи в профессиональной деятельности, учебе, преодолении жизненных проблем. Но до сих пор ТАТ не стандартизирован должным образом, и многие считают, что этого никогда и не произойдет. Поэтому иногда говорят, что ТАТ не является тестом в строгом смысле слова.

Процедура проведения.

Мюррей выделял две части в проведении ТАТа: «разминку» и основную часть.

«Разминка» - первая картинка. Прослушав инструкцию, испытуемый примерно 20 сек может рассмотреть картинку, а потом откладывает её в сторону. Затем его просят выбрать подходящее имя для главного героя, а потом рассказать о нем. Иногда после завершения первой истории бывает необходимо повторить некоторые моменты инструкции, чтобы добиться окончания истории.

Всю основную часть экспериментатор молчит либо разумно хвалит, пока не будут рассказаны все 10 историй и не пройдет час. Обычно истории занимает 5 минут и включает около 200 слов. Обязательно установить раппорт.

Беллак считал, что лучше сидеть так, чтобы испытуемый не видел исследователя, а тот мог бы наблюдать за ним и его мимикой. Однако это положение не подходит для работы с подозрительными или тревожными испытуемыми.

Испытуемым дают следующую инструкцию: «Я буду показывать вам картинки, и я бы хотел(а), чтобы вы рассказали мне, что происходит на каждой из них, что было до этого и чем все это закончится. Я хочу, чтобы ваши истории были интересными, яркими, чтобы вы импровизировали». Таким образом, у испытуемых должно создаться впечатление, что изучают их воображение, фантазию.

Если испытуемый выполняет методику самостоятельно, необходимо объяснить, чтобы он брал по одной картинке в той последовательности, в которой они лежат, а не рассматривал все картинки, а потом выбирал.

Обычно предъявляют сначала первые 10 картинок, а на другой день – остальные. Но если у исследователя есть определенная цель, он может подобрать свой набор картинок. В любом случае важна последовательность предъявления. Первые картинки отражают более универсальные, привычные, обыденные сферы: последние – более специфические, индивидуально значимые сферы. Далее, картины различаются по эмоциональному тону и по степени реалистичности. Мюррей считал, что поскольку первые 10 картин затрагивают более обыденные темы, а вторые – более фантастические, рассказы по первым должны отражать потребности, реализуемые в повседневном поведении, а по вторым – вытесненные или сублимированные желания, но экспериментального подтверждения этому получено не было.

Необходимый набор таблиц для обследования мужчин: 1, 2, 3BM, 4, 6BM, 7BM, 11, 12M, 13MF; женщин – 1, 2, 3BM, 4, 6GF, 7GF, 9GF, 11, 13MF.

Важна и ситуация обследования: поведение экспериментатора, предъявление инструкции; влияние самой ситуации обследования, которую человек может воспринять как ситуацию экспертизы, что приведет к улучшению или ухудшению деятельности (в зависимости от личных качеств).

Нельзя сообщать обследуемому истинное назначение методики, поэтому надо придумать правдоподобную «легенду». Она зависит от состояния и интеллектуального уровня испытуемого. Если ТАТ применяется в клинике, надо учитывать симптоматику. Если не в клинике, - на воображение, утомляемость, работоспособность, умения. Не стоит упоминать, что методика американская. Если человек интересуется, потом можно ответить на его вопросы, раскрыть суть методики. Но этот процесс должен протекать по законам психодиагностики, т.е. как, какую информацию сообщать, чтобы не навредить человеку.

При выполнении методики надо следить, чтобы человек не устал, хотя его сразу надо предупредить, что работа продлится 1 – 1,5 ч. Нельзя прерывать обследование перед таблицами 13, 15, 16 и нельзя начинать с них сеанс. Перед началом работы можно провести короткую и занимательную методику, чтобы человек втянулся в работу, например, «Несуществующее животное».

В целом, общая ситуация, в которой проводится обследование, должна отвечать трем требованиям:

1) должны быть исключены помехи;

2) обследуемый должен чувствовать себя комфортно;

3) ситуация и поведение психолога не должны вызывать у обследуемого каких-либо мотивов и установок.

При предъявлении инструкции нашим испытуемым необходимо подчеркнуть, что рассказ надо составить, отталкиваясь от картинки, а не по картинке, как привыкли в школе. Разница заключается в том, что при составлении рассказа по картинке акцент делается на настоящем, а в ТАТ просят обследуемых представить, что было в прошлом, что будет дальше, и описать чувства и мысли персонажей.

Вторая часть инструкции состоит из следующих сообщений:

- правильных или неправильных вариантов не бывает, любой рассказ, соответствующий инструкции, хорош;

- рассказывать можно в любом порядке. Лучше не продумывать заранее весь рассказ, а начинать сразу говорить первое, что придет в голову, а изменения или поправки можно внести потом;

- литературная обработка не требуется, литературные достоинства оцениваться не будут. Главное, чтобы было понятно, о чем идет речь.

Если основные пункты (настоящее, прошлое, будущее, чувства, мысли) в рассказе отсутствуют, инструкцию надо повторить. Но делать это можно два раза. Если и после третьей картинки этого нет, значит, это диагностический признак, и инструкцию больше не повторяют. На все вопросы испытуемого отвечают уклончиво: «Если вы так считаете, значит, так и есть» и т.п.

Вначале второго сеанса у испытуемого спрашивают, помнит ли он, что надо делать, и просят повторить инструкцию. Если он что-то пропустил, надо напомнить.

Специальные инструкции требуются при работе с табл. 16 (чистое белое поле). Если она не смущает обследуемого, он без дополнительных инструкций дает рассказ. Тогда его просят сочинить еще один рассказ, а потом еще. Считается, что таблица 16 выявляет актуально значимые проблемы. Если они вытесняются, то наиболее ярко проявляются к третьему рассказу. Если нет – видны будут уже в первом, тогда последующие не обрабатываются.

Следует пресекать попытки представить на белом фоне известную картину – И.Е.Репина, Рафаэля и т.д. Если человек удивляется и возмущается белым фоном, ему следует дать инструкцию представить себе на этом листе любую картину и описать её, а затем составить по ней рассказ. И так три раза.

Мюррей предлагал после окончания обследования пройтись по всем картинкам и спросить об источниках сюжетов – из личного опыта, книг, фильмов, рассказов знакомых, просто фантазии.

Иногда испытуемый отказывается работать или уходит от соблюдения инструкции. В случае отказа нужно постараться расположить к себе обследуемого, успокоить. Если у человека проблемы с выражением мыслей, можно задать конкретные вопросы.

Уходов выделяют четыре типа:

- описательный – идет описание того, что изображено, но нет истории. Здесь надо еще раз разъяснить, что необходимо сочинить рассказ;

- формальный – обследуемый четко следует инструкции, задает вопрос и отвечает на него, но рассказ не получается. Если это связано с ригидностью воображения, человека можно расшевелить. Если это сознательное поведение, которое повторяется несколько раз, обследование бесполезно;

- подменяющий – здесь не сочиняется рассказ, а воспроизводится похожее содержание книги или фильма. Если книга или фильм называются, надо указать, что они придуманы кем-то, а надо что-то своё. Если психолог узнал сюжет, реакция должна быть такой же. Но если подмена не узнана, ничего не сделаешь, будут недостоверны результаты;

- разветвленный – обследуемый сочиняет рассказ, но в деталях непоследователен. Например, то мальчику 12 лет, то больше, то меньше; то скрипка его, то нет и т.д. (табл. 1). В этом случае следует попросить обследуемого выбрать один вариант и сосредоточиться на нем.

Обычно от психолога при работе человека с ТАТ требуется минимальная активность. Но бывают ситуации, когда психологу надо проявить активность.

1. Вопросы обследуемого, ответы на которые нельзя отложить «на потом». При ответах надо придерживаться неопределенности. Например:

Вопрос: - Что здесь изображено?

Ответ: - Что вам надо для рассказа, то и используйте.

- Это мужчина или женщина?

- Как хотите. Если вам кажется, что это мужчина, пусть будет мужчина. Если кажется, что женщина, пусть будет женщина.

- Интересный рассказ?

- Нормальный.

- А такой рассказ уже кто-нибудь рассказывал?

- Не помню.

2. Необходимость повлиять на темп рассказа. Возникает, если психолог не успевает записывать рассказ за говорящим. Тогда можно медленно повторить последнее предложение, прервав говорящего. Начать с сообщающего слова: итак, вы сказали… Значит…. Другой вариант, когда обследуемый надолго задумывается, и его надо разговорить наводящими вопросами: «О чем вы думаете?» и т.д.

3. Необходимость эмоционально подкрепить, приободрить обследуемого. Желательно учитывать индивидуальные особенности – замкнутость, нерешительность, робость, тревожность.

4. Необходимость уточнить детали рассказа. Возникает в трех случаях:

а) когда у психолога возникают сомнения в том, что именно обследуемый видит на картинке, т.е. испытуемый говорит о человеке на картинке в среднем роде или не упоминает какие-то детали. Надо выяснить, он их не видит, не распознает или специально опускает;

б) оговорки. Если психолог их заметил, он просит повторить фразу, говоря, что не расслышал. Если человек исправляется, - оговорка, если повторяется – симптом нарушения восприятия или утраты смысла понятия;

в) утрата логической последовательности сюжета, введение дополнительных персонажей, которых нет на картинке. Нарушение логики, последовательности, разорванность рассказа свидетельствуют о патологии: психозе или разорванности мышления. Но только в том случае, если человек не может ответить на уточняющие вопросы: «Вы сказали, он кого-то ждет, а кого?». Либо попросить что-то пояснить. Если же человек с этим справляется, то это его индивидуальные особенности, прежде всего, мыслительные.

Составление протокола.

В него вносится:

1) полный текст всего, что говорит обследуемый, в той форме, в какой он это говорит, со всеми вставками, отвлечениями, повторениями и т.д. Если он хочет что-то исправить, исправления тоже записываются, но основная запись не меняется.

2) все, что говорит психолог, обмен репликами, все взаимные вопросы и ответы;

3) длинные паузы в рассказе;

4) латентное время – от предъявления картинки до начала рассказа, и общее время рассказа – от первого до последнего слова;

5) положение картины. Испытуемый может вертеть картинку, определяя, где верх, где низ. Правильное положение картинки обозначается значком ↓, вверх ногами - ↑, боковые положения - → и ←. Если испытуемый спрашивает, как правильно, отвечают: Как вам удобно, так и держите.

6) эмоциональный настрой обследуемого, динамика его настроения и эмоциональных реакций по ходу обследования и в процессе рассказывания;

7) невербальные реакции и проявления обследуемого вплоть до того, когда улыбнулся, нахмурился, сменил позу.

Кроме того, начинать надо с записи данных об обследуемом (пол, возраст, образование, профессия, семейное положение, члены семьи, состояние здоровья, успехи в профессиональной карьере; основные вехи биографии); ФИО психолога, дата обследования, ситуация обследования (место, время, способ фиксации результатов, другие особенности ситуации, отношения обследуемого к ситуации обследования и к психологу).

Обработка рассказов ТАТ на Западе проще, чем у нас. В основном они пользуются ТАТ – брошюрой Беллака, куда заносят данные из рассказов, а потом интерпретируют, исходя из своих теоретических взглядов (в основном, психоаналитических).

В отечественной обработке заполняется несколько таблиц. Первая – обязательные структурные показатели, вторая – факультативные структурные показатели, третья – обязательные содержательные показатели, четвертая – факультативные содержательные показатели. Затем эти таблицы анализируются, выделяются основные синдромы и строится:

- парадигматическая структура, представляющая собой систему смысловых пучков, лежащих в основе содержания;

- оппозиционная структура, т.е. смысловые противопоставления (например, что есть и чего хочет, каков один персонаж, и каков второй и др.);

- синтагматическая структура – последовательность развития сюжета в рассказе, событий;

- пространственная структура – расположение персонажей в мире;

- актантная структура – взаимоотношения персонажей рассказов.

Возможно, такой анализ более глубокий и более наглядный, лучше позволяет выявить закономерности представлений, взглядов и внутреннего мира человека, но он достаточно громоздкий.

Беллак считал, что ТАТ можно использовать в качестве общего базиса для краткосрочной психотерапии. Также психоаналитики применяют ТАТ, когда у пациентов проблемы со свободными ассоциациями или когда ассоциаций недостаточно. Можно применять ТАТ, когда у пациента депрессия, он молчит, а ТАТ помогает наладить контакт. При этом в консультировании и психотерапии подробный анализ рассказов часто не делают, а лишь читают рассказы и составляют общее впечатление.

Модификации ТАТ

1. САТ (Детский Апперцептивный Тест). Картинки предназначены для детей, но, в основном, на них изображены животные, выполняющие человеческие функции. Считается, что его легче проводить в виде игры. Предназначен для детей от 3 до 10 лет. Дети работают с 10 картинками, хотя первоначально их было 18. Беллак считал, что в картинках отражаются типичные темы теории Фрейда о детской сексуальности. В 60-е годы Мерштейн разработал новый вариант САТ-Н, где представлены люди, а не животные. Но большинство практических психологов считают, что САТ не информативен, т.к. требует от детей делать то, что они не умеют в 3-7 лет – составлять развернутый рассказ с учетом прошлого, будущего, а составлять рассказ с учетом мыслей и чувств они не умеют и в 10 лет. Поэтому диагностическая ценность его сомнительна.

Были попытки создать модификацию для подростков – Тест картинок и рассказов Саймонда – SPST, Мичиганский картиночный тест – МРТ. Но работ с их использованием мало, и никто не смог доказать, работают ли они и что выявляют.

2. Модификации ТАТ, предназначенные для работы с людьми с физическими недостатками и с людьми разных профессий. Но в основном это закрытая информация. Есть «Тест групповой проекции Генри и Гуетцкого, который направлен на изучение динамик малых групп. Он проводится в группе, и рассказ сочиняется всей группой.

3. Тест Х.Хекхаузена на изучение мотивации достижения успеха или избегания неудачи.

4. Техника Объектных Отношений (ORT) – Object Relation Technique – Филлипсона. Создана в 1955г. Очень похожа на ТАТ, но стиль и содержание отдельных картинок характерны для всего спектра серии. Применялась им в качестве дополнения к терапии. Рассказывая историю, человек раскрывает свой способ восприятия мира. Он, в свою очередь, сложился из бессознательного выстраивания отношений в раннем детстве для удовлетворения своих потребностей и из сознательного выстраивания в более поздние годы. Филлипсон считал, что с помощью его техники можно выявить перевес бессознательного или сознательного выстраивания. Стимульный материал включает 13 карточек, в том числе одну белую, предъявляемый в четыре серии. В каждой серии на карточках один стиль изображения. Анализ осуществляется по четырем категориям: перцепция (что видит на картинке); апперцепция (смысл воспринимаемого); содержание объектный отношений (люди, упомянутые в рассказе, и типы взаимодействия, в которые они вовлечены); структура рассказа. В структуре рассказа важен конфликт и его разрешение. Но данных по применению ORT вне психотерапии либо нет, либо они ненадежны. Детский вариант (CORT) разрабатывается Уилкинсоном, он несколько смягчен и более объективирован, но до конца не доделан.

5. Проективные картинки Пикфорда (РРР) – разработаны для работы с детьми. Стимульный материал состоит из 120 контурных рисунков размером с почтовую открытку. Рисунки примитивные. Направлены на выявление взаимоотношений ребенка с родителями, братьями \ сестрами, сверстниками, неожиданными ситуациями, любопытством в вопросах пола, продолжения рода. Рассчитана на 20 сеансов. Применяется преимущественно в психотерапии, школьными психологами. Выявляет мечты, сны, фантазии, проблемы в школе и дома. Существует список распространенных толкований картинок, а также таблица нормативных показателей для мальчиков и для девочек.

6. Картинки про Блэки. Разработаны Дж.Блюмом. Предназначались для изучения психосексуального развития. Сначала считались для взрослых, потом адаптировали их для детей. Стимульный материал изображает жизненные коллизии семьи собак. Всего картинок 12. На рассказ отводится около двух минут. В каждой картинке представлены этапы психосексуального развития, по Фрейду: оральная, анальная, Эдипова комплекса, страх кастрации, идентификация и т.д. После рассказа ребенку задают еще 6 вопросов, в каждом из которых есть варианты ответов. Ребенок должен выбрать один ответ. В заключение картинки надо еще рассортировать на понравившиеся и непонравившиеся. Тест широко применяется, но он может использоваться только в рамках психоаналитической теории.

7. Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга (P-F). Один из старейших и наиболее популярный. Вписывать надо первый пришедший на ум ответ, поэтому много времени не занимает. Хорошо объективирован, есть нормы. Но определяет не тип личности, а тип реакции. Розенцвейг связывал его с эмоциями и защитными механизмами. Валидности и надежности нет, т.к. Розенцвейг полагал, что к проективным методикам они не применимы.

Модификации ТАТ продолжают развиваться. Существуют попытки сделать их для людей разных профессий, уровня образования, культур, например, есть вариант для негров. Но для нас они не годятся, даже если бы и появились, т.к. культура и менталитет другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: