Работник обязан:
1. Соблюдать требования ОТ, установленные законами и другими нормативно-правовыми актами по ОТ, правилами и инструкциями по ОТ;
2. Правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
3. Проходить обучение по безопасным методам и приемам работ по ОТ, оказании помощи при несчастных случаях, стажировку на рабочем месте и проверку знаний по ОТ;
4. Немедленно сообщать руководителю о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального отравления;
5. Проходить предварительный, при поступлении на работу, и периодически, в течение трудовой деятельности, медицинские осмотры.
ВЫВОДЫ:
В нашей стране разработан и введен в действие с 1 января 2003 года государственный стандарт ГОСТ Р12.0.006-2002 ССБТ – Общие требования по управлению ОТ в организации. Этот гост устанавливает общие требования по управлению ОТ, приемлемые к организациям всех типов и размеров, независимо от отросли и промышленности.
|
|
Психологические основы безопасности труда. Профориентация и профотбор операторов технической связи
Мировой отечественный опыт показывает, что от 60% до 80% травм на производстве происходит по вине самих пострадавших. Это связано с низким уровнем профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточным воспитанием, слабой установкой специалиста на соблюдение безопасности, допуском к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизма, пребыванием людей в состоянии, снижающем безопасность деятельности специалиста.
Было установлено, что большая частота несчастных случаев при прочих равных условиях наблюдается у тех рабочих, которые ранее травмировались. Поэтому был сделан вывод о наличии у рабочих предрасположенности и подверженности несчастным случаям. Это обусловлено наличием определенных индивидуальных свойств: скорость реакции, концентрация внимания легкомыслие, беззаботность и т.д..
Предрасположенность – врожденное устойчивое качество человека. Термин же «подверженность» обобщает все факторы, определяющие причинность травмы. Подверженность включает и предрасположенность, но подверженность можно уменьшить: воспитанием, обучением, использованием технических средств безопасности, но предрасположенность при этом не меняется.
Среди психологических факторов, усиливающих подверженность человека к нечастным случаям выделим более важные:
- несоответствие человека избранной профессии (профессионально-психологическая непригодность);
|
|
- низкий уровень квалификации;
- неблагоприятное психо-физиологическое состояние человека (утомление, эмоциональная напряжённость);
- низкая стрессо-устойчивость;
- личностные особенности (легкомыслие).
Проблему травматизма на современном производстве невозможно решать только инженерными методами. Пригодность человека к той или иной деятельности определяется методами профориентации и профотбора.
Профориентация – система мероприятий, направленных на выявление личных особенностей, интересов и способностей у каждого человека, для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям.
Профотбор – система мероприятий, позволяющая выявить людей по индивидуальным личностным качествам, наиболее пригодных к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по определенной специальности. Задача профотбора – определение пригодности человека к работе в конкретной системе «человек - машина».
Система «человек - машина» - объект, включающий в себя техническое оборудование и одного или нескольких операторов, которые в процессе взаимодействия с оборудованием или между собой решают определенную задачу, обычно связанную с потребностями общества.
При этом следует различать готовность и пригодность к работе по той или иной профессии. Профессиональная готовность определяется исходя из уровня образования, опыта и подготовки исполнителя. Профессиональная пригодность устанавливается с учетом степени соответствия индивидуальных психологических качеств данного человека конкретному виду деятельности.
Профотбор представляет собой специально организуемое исследование, основанное на четких качественных и количественных оценках, с помощью шкал, позволяющих не только выявить, но и измерить присущие человеку свойства с тем, чтобы сопоставить их с нормативами, определяющими пригодность к данной профессии. Для изучения профессиональных качеств человека используют анкетный, аппаратурный и тестовые методы.
Анкетный метод заключается в том, что с помощью определенным образом сформулированных и сгруппированных вопросов получают информацию о профессиональных интересах и некоторых свойствах человека. Анкеты могут быть самооценочными и внешнеоценочными, когда оценку дает эксперт на основе обобщения данных, получаемых от лиц, длительное время наблюдавших за испытуемым.
Аппаратурный метод состоит в выявлении и оценке с помощью специально сконструированных приборов в аппаратуры отдельные психо-физиологические факторы (сила рук, выносливость, острота зрения, слух, скорость реакции, координация движения).
Тестовый метод располагает наборами тестов, предлагаемых испытуемому, в процессе решения которого выявляются те или иные психо-физиологические свойства. Тесты подразделяются на 4 группы:
1. Тесты определения способностей, которые служат для установления общего уровня интеллекта, пространственного воображения, точности восприятия;
2. Тесты проверки знаний и слуха;
3. Личностные тесты, ставящие цель оценивать такие качетсва как импульсивность, активность,чувство ответственности, уравновешенность, общительность, осторожность, уверенность в себе, оригинальность мышления;
4. Тесты определения уровня квалификации, применяемые для проверки профессиональных навыков;
Исходным материалом для проведения профессионального отбора являются профессиограммы, которые составляются на основе всестороннего изучения трудового процесса, проведения необходимых исследований, опроса самих работников и использования литературных источников. Профессиограмма представляет собой описание профессионально важных свойств и качеств и в них объективные особенности трудового процесса (технические, технологические, организационные) находят выражение в физиологических, психических и социально-психологических показателях.
|
|
Просфессиональные показатели важных свойств и качеств личности
№ | Группы показателей | Виды показателей |
физические | Затраты мышечной энергии, сила рук, статическая и динамическая нагрузка | |
психомоторные | Темп движения, координация движений, устойчивость движения, точность движений | |
Интеллектуальная сфера | Особенность внимания, наблюдательность, зрительная и слуховая память, понимание технических устройств и существа техпроцесса | |
Социально- психологические | Способность к сотрудничеству, чувство товарища и коллективизма, отношение к труду |
По своим психофизиологическим качествам люди различаются, эти различия необходимо учитывать, причем большинство свойств в силу масштабности человеческого организма развивается и изменяется в процессе индивидуальной жизни. Воспитание и обучение дает положительный эффект, однако степень его может быть неодинаковой, так как имеются относительные ограничения изменчивости и психофизиологические свойства человека, такие как пороги ощущений и объем оперативной памяти. Поэтому профессиональный отбор операторов ставит задачу выявить людей, у которых процесс обучения дает максимальный эффект при минимальном времени обучения. Итогом профотбора является получение выводов о профессиональной пригодности или непригодности человека к труду в конкретной системе «человек-машина».
Профессиональная пригодность — это положительная мотивация к данной специальности, порог ощущения опасности, концентрация распределения внимания, нормальное состояние двигательного аппарата, высокая пропускная способность анализаторов.
Профессиональная непригодность — это наличие хронических заболеваний и травм, низкий порог ощущения опасности, плохое зрение, невнимательность, рассеянность, отсутствие положительной мотивации к данной работе.