Глоссарий

Абсолютный потенциал рынка – соответствует общему объему продаж (в натуральных пли стоимостных показателях), который наблюдался бы, если бы каждый потенциальный пользователь потреблял товар с оптимальной частотой и в максимальном объеме.

Амортизация объектов основных средств – денежная форма выражения износа основных средств. Представляет собой процесс перенесения по частям (по мере износа) стоимости основных средств на создаваемую с их помощью продукцию.

Амортизационные отчисления – представляют собой величину стоимости, включаемую посредством амортизации в себестоимость продукции (услуг).

Анализ безубыточности – метод, позволяющий определить точку безубыточности, в которой общая выручка от продаж будет равна суммарным издержкам на проданную продукцию, т.е. в которой предприятие будет способно покрыть все свои затраты без получения прибыли.

Анализ цепочки ценности (по М. Портеру) – рационализированный и структурированный способ рассмотрения процессов создания стоимости (по основным и вспомогательным видам деятельности) и связанных с ними затрат.

Анализ чувствительности – метод, позволяющий определить степень влияния отдельных варьируемых факторов на финансовые результаты проекта.

Аналитическая информация – информация, необходимая в планировании и получаемая в результате использования методов технико-экономического, финансового и маркетингового анализа.

Аналитическая система для бизнеса – информационная система, поддерживающая решение ключевых задач стратегического управления компанией.

Баланс (Balance Sheet) – финансовый документ, который характеризует финансовое положение предприятия (активы, обязательства и собственный капитал) на определенную дату.

Баланс материальный – система показателей, характеризующая степень соответствия имеющихся в наличии ресурсов (по отдельным видам продукции) и потребностей в них.

Баланс стоимостный – используется при разработке финансовых планов, согласовании доходов с расходами. Реализуется в финансовом планировании при разработке прогнозного баланса предприятия.

Баланс трудовой – система показателей, характеризующих численность и состав трудовых ресурсов, их распределение и использование.

Балансовый метод – метод планирования, суть которого заключается в том, что путем построения балансов достигается сравнение и увязка имеющихся в наличии ресурсов с потребностями в них. Балансы подразделяются на материальные, трудовые и стоимостные.

«Бизнес-ангел» – богатый человек, который обеспечивает венчурный (рисковый) капитал для начинающей (start-up) компании; непрофессиональный вкладчик капитала в рискованные проекты.

Бизнес-идея – концепция бизнеса, которая связана с пониманием ценности, предлагаемой потребителю.

Бизнес-модель – упрощенное, концептуальное представление бизнеса и механизма его функционирования, описывающее логику и способы ведения бизнеса в некоторой форме, отличной от их реального воплощения. Бизнес-модель характеризует то, каким образом компания ведет свой бизнес, действует и конкурирует на рынке, какие ключевые факторы, уникальные возможности и компетенции определяют ее успех.

Бизнес-план – 1) письменный документ, который представляет собой сводный план развития предпринимательской деятельности; он отражает текущее состояние, цели и стратегию их достижения, предполагаемые потребности и ожидаемые результаты развития бизнеса; 2) основной документ инвестиционного проекта, предоставляемый инвестору, в котором в краткой форме и общепринятой последовательности излагаются суть, основные характеристики, финансовые результаты и экономическая эффективность проекта.

Бизнес-планирование – процесс разработки бизнес-плана. Представляет собой упорядоченную организационную процедуру, связанную со сбором и обработкой информации, принятием решений, которые осуществляются с целью получения ощутимого результата в виде целостной системы принятых управленческих решений.

Бухгалтерская норма доходности – показатель, который рассчитывается как отношение среднегодовой прибыли к среднегодовому размеру инвестиций.

Валовая прибыль – показатель, который рассчитывается как разница между чистыми продажами и прямыми (переменными) затратами.

Внешняя информация – информация, характеризующая внешнюю среду бизнеса, а именно: состояние рынка и конкурентов, прогнозы процентных ставок и цен, налоговую политику и политическую ситуацию, инфляционные процессы и курсы валют.

Внутренняя информация – информация, которая возникает в самой системе планирования и управления и отражает в различные периоды времени цели (целевые показатели) и результаты финансово-хозяйственной деятельности фирмы и ее подразделений. Эти данные измеримы, зафиксированы в управленческих документах и содержат точные сведения.

Внутренняя норма доходности – показатель, который рассчитывается путем нахождения ставки дисконтирования, при которой приведенная стоимость будущих поступлений (доходов) равна приведенной стоимости потока выплат (затрат) на проект, т.е. при которой чистая приведенная стоимость равна нулю.

Данные – подробные исходные сведения о конкретных производственных операциях, процессах или сделках.

Денежный поток предприятия – совокупный операционный, инвестиционный и финансовый денежный поток.

Денежный поток проекта (свободный денежный поток) – представляет собой совокупный инвестиционный и операционный денежный поток.

Дефлированные цены – прогнозные цены, приведенные к уровню цен фиксированного момента времени путем деления на общий базисный индекс инфляции.

Дисконтирование – процесс определения приведенной стоимости будущих платежей и поступлений, обратный начислению сложного процента.

Дисконтированный срок окупаемости – период времени, в течение которого первоначально вложенный капитал может быть погашен с заданной (требуемой) нормой доходности.

Доля рынка, контролируемая фирмой, – отношение объема продаж ее товара к общему объему продаж.

Запас прочности – показатель, показывающий, насколько может сократиться объем продаж, прежде чем предприятие начнет нести убытки. Он характеризует уровень риска: чем меньше значение запаса прочности, тем выше риск попадания в область убытков.

Инвестиции – средства (денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку), вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности с целью получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиционный проект (Investment Project) – объект реального инвестирования, содержит обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимую проектно-сметную документацию.

Индекс прибыльности – показатель, который рассчитывается как отношение приведенной стоимости денежных поступлений (доходов) от проекта к приведенной стоимости выплат (расходов) на проект, включая первоначальные инвестиции.

Инфляция – повышение общего (среднего) уровня цен с течением времени. Для характеристики инфляции используют следующие показатели: общий индекс инфляции, уровень инфляции.

Информация – сообщение, содержащее новое, дополнительное знание и уменьшающее неопределенность у получателя в той области, к которой оно относится.

Кадровая политика – система правил и норм работы с персоналом, обеспечивающая процессы воспроизводства, управления и развития персонала в соответствии с выбранной стратегией организации.

Календарный план работ – отражает перечень и последовательность проведения отдельных работ, сроки выполнения мероприятий, связанных с реализацией проекта.

Капитальные вложения – инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Ключевые факторы успеха – те аспекты или особенности деятельности, которые компания обязана иметь или хорошо осуществлять, чтобы добиться успеха в конкретном бизнесе. К ним относятся определенные навыки, опыт, квалификация и свойства, относящиеся к продукту/услуге или технологии, которые могут быть использованы для создания конкурентного преимущества.

Ликвидность – способность предприятия выполнять свои краткосрочные обязательства (текущие пассивы) за счет ликвидной части активов. Краткосрочные обязательства (текущие пассивы) – это те задолженности предприятия, которые нужно погасить в течение одного года (счета, подлежащие оплате).

Маркетинговая программа – детальная проработка плана маркетинга, включающая описание основных этапов работ, необходимых ресурсов (финансовых, материальных, людских), сроков проведения мероприятий, и распределение обязанностей между ответственными исполнителями.

Методика планирования – совокупность методов, связанных общностью решаемой задачи, выполняющая функцию методической инструкции.

Методика ЮНИДО (UNIDO) – методологическая основа для подготовки и проведения технико-экономического обоснования инвестиционного проекта. Выполняет роль единой базы, некоторого своего рода универсального языка, позволяющего общаться между собой специалистам и менеджерам разных организаций (министерств, банков, инвестиционных фондов, консультационных фирм и др.).

Методология планирования – выбор совокупности принципов, подходов, способов организации и методов планирования для эффективного решения проблем и достижения его целей.

Методы в планировании – некоторые способы, приемы, процедуры, имеющие существенное значение для решения той или иной задачи.

Налоговое окружение проекта – информация, отражающая выбранную систему налогообложения предприятия. Включает в себя полный перечень налогов (сборов, акцизов и иных аналогичных платежей), способы их расчета (налоговую ставку и базу для налогообложения), а также периодичность выплат налога (сроки уплаты), льготы по налогу.

Норма – установленная мера, предельное количество чего-либо, допускаемое правилом, планом.

Норматив – расчетная величина, которая определяет установленные требования к чему- либо. Он представляет собой плановый показатель (технический, экономический и др.) норм, в соответствии с которым должна выполняться какая-то программа.

Нормативный метод – метод планирования показателей, суть которого заключается в том, что, опираясь на метод аналогии между объектами или процессами и на основе заранее установленных норм и нормативов, рассчитывается потребность хозяйствующих субъектов в ресурсах и в их источниках.

Общая выручка от продаж – показатель, отражающий стоимость планируемого объема продаж по отпускным ценам за расчетный период (по факту, в кредит, с предоплатой).

Операционные конкурентные преимущества – характеристики операций по основным или вспомогательным видам деятельности, дающие компании устойчивые преимущества над конкурентами, обеспечивая либо экономию на затратах и приводя к меньшим издержкам, либо дополнительную (большую) ценность для потребителя, что связано с повышением качества или улучшением потребительских характеристик товара.

Организационная структура управления – состав звеньев и связи между ними по уровням управления, отражающие распределение видов деятельности и функций, а также прав, обязанностей и ответственности между членами руководящего состава предприятия.

Отличительные компетенции – набор уникальных характеристик или способностей компании, которые создают особую ценность для потребителя. Они отличают компанию в глазах клиентов от ее конкурентов, обеспечивая ей получение значительной прибыли.

Партисипативное планирование – планирование, основанное на принципе участия. Принцип участия предполагает, что важнейшим продуктом планирования является сам процесс, поэтому главные выгоды дает участие в этом процессе. Принцип участия подразумевает, что никто не может эффективно планировать для кого-то другого.

Первичная информация – сведения, специально собираемые для решения конкретной проблемы или вопроса.

Первичный спрос на товар – совокупный объем покупок, совершаемых определенной группой потребителей на определенном географическом пространстве в определенный период времени и в определенной экономической и конкурентной среде.

Первоначальные инвестиционные издержки – инвестиции, состоящие из суммы основного капитала (издержки по инвестициям в основной капитал плюс предпроиз- водственные расходы) и чистого оборотного капитала.

План (система планов) – результат планирования.

План денежных потоков (Cash Flow) – финансовый документ, отражающий потоки денежных средств от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия за период.

План прибылей и убытков (Income Statement) – финансовый документ, который показывает доходы, расходы и финансовые результаты деятельности предприятия за определенный период.

План продаж – плановый документ, в котором отражены принятые решения и намерения руководства оказать влияние на объем продаж через реализацию ряда определенных запланированных действий (например, увеличение численности работников сбыта, усиление рекламы и продвижения товара на рынок и др.). Он показывает и предполагаемые необходимые затраты по сбыту, характеризующие в стоимостном выражении объем и характер маркетинговых усилий.

План производства продукции (производственная программа) – определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж.

Планирование – это вид управленческой деятельности по определению перспектив развития управляемой системы, постановке целей, выбору путей и способов их достижения, разработке на этой основе планов (плановых заданий), распределению необходимых ресурсов. Оно представляет собой ориентированный в будущее, регулярно повторяющийся процесс принятия решений, который осуществляется как на уровне предприятия в целом, так и его отдельных элементов (структурных подразделений, функциональных подсистем, отдельных работников).

Планирование и анализ сценария – структурированный метод разработки альтернативных картин будущего состояния внешней среды.

Плановые показатели – целевые ориентиры, характеристики результатов деятельности предприятия.

Платежеспособность предприятия – наличие у него денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения.

Постоянные (накладные) расходы – расходы, связанные с хозяйственной деятельностью предприятия, которые нельзя непосредственно отнести на стоимость отдельного продукта, заказа, услуги. Обычно их принято подразделять на три категории расходов: управленческие, коммерческие (расходы на маркетинг и сбыт) и прочие расходы.

Потенциал рынка (потенциальная емкость рынка по товару) – принципиально возможный объем продажи товара в зависимости от общей экономической и политической ситуации в данной стране. Демонстрирует верхний предел объема сбыта товаров (в физических единицах или в стоимостном выражении) за определенный период времени.

Предпроизводственные расходы – расходы, связанные с созданием нового предприятия (государственная регистрация, изготовление печати, открытие счета в банке, получение необходимых лицензий и сертификатов), проведением подготовительных исследований (ТЭО, функциональные исследования), а также предпроизводственные маркетинговые издержки, расходы по продвижению, созданию сбытовой сети, расходы на обучение персонала и т.п.

Прибыль от продаж – показатель, который определяет разницу между валовой прибылью и постоянными (накладными) расходами.

Принцип холизма (единства, по Р. Акоффу) – планирование «сразу всеми», согласно которому «чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее планировать одновременно и во взаимозависимости». Состоит из двух частей: принципа координации и принципа интеграции.

Принцип координации – суть его сводится к тому, что деятельность звеньев одного уровня следует планировать одновременно и во взаимозависимости с другими.

Принцип интеграции – суть его состоит в том, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным, как планирование во взаимозависимости на всех уровнях.

Прогноз – это предвидение, предсказание возможного хода событий в будущем, его позитивных и негативных черт.

Прогноз продаж – предполагаемый ежегодный и ежемесячный (для первого года) объем продаж (в натуральном выражении), а также доход от продаж (выручка от реализации продукции) в стоимостном выражении на планируемый период.

Прогнозирование – это процесс разработки прогнозов, предсказание будущего характера процессов на основе информации об их протекании в прошлом и настоящем.

Прогнозные цены – это цены, ожидаемые (с учетом инфляции) в течение будущих шагов расчета в проекте.

Программа – как правило, включает несколько взаимосвязанных проектов, которые представляют собой набор различных планируемых на определенный временной период мероприятий и планов, направленных на достижение определенных целей.

Проект – 1) комплекс документов, содержащих цель предстоящей деятельности и определение комплекса действий, направленных на ее достижение; 2) ограниченный во времени комплекс действий (работ, услуг, управленческих операций и решений), направленных на достижение сформулированной цели, которые могут и не повторяться когда-либо еще в будущем.

Производственная мощность предприятия – максимально возможный выпуск продукции(в определенной номенклатуре и ассортименте) или объем добычи и переработки сырья, которое может быть заготовлено в течение определенного периода времени (обычно за год). Различают следующие виды мощности: достижимая и номинальная.

Производственная программа – намеченный к осуществлению план, включающий в себя ассортимент и необходимые объемы выпуска продукции в определенные периоды времени.

Простой срок окупаемости (период окупаемости) – минимальный временной период (от начала осуществления проекта), в течение которого поступления от операционной (производственной) деятельности предприятия покроют инвестиционные затраты на проект.

Прямые (переменные) производственные затраты – затраты, непосредственно связанные с производством, величина которых изменяется прямо пропорционально изменению объемов производства. Соотносятся с конкретными видами продукции (работ или услуг) и могут быть отнесены на единицу изделия.

Расчетно-аналитический метод – метод планирования, суть которого заключается в том, что на основе анализа достигнутых величин показателей, принимаемых за базу, и индексов их изменения в планируемом периоде рассчитываются плановые величины этих показателей.

Релевантная информация – информация, которая является значимой и существенной для процесса принятия плановых решений, адекватная решаемым задачам.

Рентабельность – комплексный показатель, характеризующий экономическую эффективность деятельности предприятия, степень использования ресурсов (рентабельность активов, капитала, продукции).

Риск – вероятность (угроза) потери предприятием части своих ресурсов, недополу- чения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления проекта. Риск – это «опасность, возможность убытка или ущерба».

Сегментирование – процесс разделения рынка на группы потребителей со схожими запросами и покупательскими характеристиками.

Синектика – комбинация различных методов (количественные, качественные, интуиции, догадки и др.) в целях нахождения рациональных решений в процессе планирования.

Система планирования – совокупность элементов (информация, организация и процедуры планирования, принятие решений, стимулирование и т.д.), интегрированных в упорядоченной структуре.

Стратегические группы – группы фирм отрасли, являющиеся вашими прямыми конкурентами, которые используют аналогичные стратегии поведения на рынке.

Стратегическое планирование, ориентированное на рынок, – это управленческий процесс достижения и поддержания стабильного равновесия целей, возможностей и ресурсов организации и новых рыночных возможностей. Цель стратегического планирования – создание и реформирование бизнеса и продукта компании, направленное на ее успешное развитие и достижение поставленных целей.

Стратегия компании – комбинация методов конкуренции и организации бизнеса, направленная на удовлетворение клиентов и достижение организационных целей. Выделяют три уровня разработки и реализации стратегии: корпоративную стратегию, стратегию бизнес-уровня (бизнес-стратегию) и функциональную стратегию.

Корпоративная стратегия – характеризует общее направление развития организации в целом, дает видение общей картины будущего. Она определяет направления и область деятельности компании в условиях тех отраслей и рынков, в которых она функционирует.

Бизнес-стратегия – относится к каждому направлению бизнеса. Она определяет приемы и методы борьбы за рынок и покупателя, отвечает на вопрос: как мы конкурируем? В сравнении с корпоративной стратегией, бизнес-стратегия в большей мере отражает операционный взгляд на деятельность организации. Она более детализирована и рассчитана на менее длительную перспективу.

Функциональная стратегия – задает определенное направление деятельности отдельного подразделения компании, например службы маркетинга, финансов, кадровой службы, исследований и разработок и т.д. Ориентирована на поддержание бизнес-стратегии.

Сценарий – представляет собой детальное, внутренне последовательное описание того, на что может быть похоже будущее, основанное на ряде предположений, которые особенно важны для развития экономики, отрасли или технологии.

Текущие цены – это цены, предусмотренные в проекте без учета инфляции.

Текущий потенциал рынка – это предел, к которому приближается первичный спрос при совокупном объеме маркетинговых усилий, стремящихся к бесконечности, в данной среде и в данный отрезок времени.

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) (Feasibility Study) – сбор необходимой информации и проведение исследования целесообразности реализации промышленного инвестиционного проекта, оценки эффективности инвестиций. Подготовка ТЭО проводится на определенной (прединвестиционной) стадии разработки проекта с целью подготовки и последующего принятия инвестиционного решения о финансировании проекта.

Точка безубыточности – показатель, который характеризует уровень физического объема продаж (или уровень продаж в стоимостном выражении) на протяжении определенного периода времени (месяца, квартала, года), за счет которого предприятие покрывает свои издержки, т.е. работает безубыточно.

Уникальное торговое предложение (USP) (Unique Selling Proposition) – отчетливое предложение товара потребителю, подчеркивающее отличие продукта (услуги) от аналогичных, предлагаемых конкурентами.

Финансовая модель – это искусственно созданная система математических уравнений, логических утверждений и данных, которые описывают механизм функционирования моделируемого объекта во времени и взаимодействия переменных, характеризующих финансовую, инвестиционную и операционную деятельность объекта (например, предприятия).

Финансовая модель связана с реальным объектом отношением подобия и предназначена для получения новой финансово-экономической информации об этом объекте (например, о денежных потоках проекта, финансовых и экономических показателях деятельности предприятия).

Форма планирования – совокупность различных типов планирования, применяемых одновременно на отдельном предприятии.

Цель – желаемое состояние (или результат), которого система стремится достичь в будущем.

Чистая выручка от продаж – показатель, отражающий общую выручку от продаж за вычетом налогов с оборота (НДС, акцизов, таможенных платежей и др.).

Чистая прибыль – показатель, который определяется путем вычитания из прибыли до налогообложения налога на прибыль, а также других платежей, исчисление которых осуществляется из прибыли предприятия.

Чистая приведенная стоимость – показатель, который определяется как разница между приведенной стоимостью потока будущих поступлений (результатов) от проекта и приведенной стоимостью потока выплат (затрат) в течение всего прогнозируемого периода. Характеризует абсолютный результат проекта.

Экспресс-анализ и экспресс-оценка бизнес-плана – способы оперативной диагностики бизнес-плана, осуществляемые за короткий период времени без детальной проработки. Проводятся с целью определения степени соответствия бизнес-плана требованиям инвестора (кредитора), а также его пригодности для дальнейшего детального рассмотрения и последующего финансирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: