Ценой называется количество денег, за которые продается и покупается экономическое благо

Также, цена – это денежное выражение стоимости товара.

Ценообразование это установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости отисходной стоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов. Цель ценообразования. Обеспечить мотивированную, своевременную и достаточную ценовую реакцию,таким образом, чтобы получить максимальный объем продаж с минимальной потерей маржинальности.

Рассмотрим сущность основных видов цен.

По степени и способу участия государства в регулировании цен они подразделяются на жестко фиксированные (изменяе­мые или договорные); регулируемые (изменяемые); договорные (контрактные); свободные (рыночные).

Фиксированные (изменяемые или договорные) цены уста­навливаются субъектом ценообразования в твердо выражен­ной денежной величине.

Регулируемые (изменяемые) цены определяются соответ­ствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или субъектом ценообразо­вания (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена может иметь фиксированную или предельную величину.

Договорные ( контрактные) цены устанавливаются предва­рительным согласованием между продавцом и покупателем.

Свободные (рыночные) цены освобождены от непосред­ственного вмешательства государственных органов, так как формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.В зависимости от обслуживаемого оборота различают от­пускную цену предприятия, оптовую и розничную. Отпускная цена предприятия устанавливается на произве­денный товар. Это цена, по которой предприятие-изготовитель отпускает свою продукцию оптовым организациям. Отпускные цены на товары и тарифы на услуги (работы) формируются с учетом конъюнкту­ры рынка на основе плановой себестоимости, налогов и нена­логовых платежей, прибыли.

Отпускная цена – включает себестоимость изготовления и реализации продукции, итоги и отчисления, прибыль предприятия. К налогам увеличивающим цену относят: НДС, акцизы на подакцизный товар. Акцизный налог установлен только на определённый круг товаров: алкоголь, табачные изделия, изделия из меха, драгоценных металлов

Оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым промышленная продукция реализуется всем категориям потребителей (розничным организациям и иным потребителям, кроме населения) независимо от формы собственности предприятия. Продукция продается и покупается оптовыми партиями. Она состоит из отпускной цены предприятия и сбытовых наценок (надбавок), используемых оптовыми организациями на покрытие собственных издержек и образование прибыли.

Розничная цена - цена, устанавливаемая на товары, пред­назначенные для продажи в розничной торговле физическим лицам. Рознич­ные цены на товары, реализуемые субъектами предпринима­тельской деятельности, осуществляющими розничную тор­говлю, определяются путем суммирования: - отпускных (закупочных) цен; - торговой надбавки, взимаемой к отпускной (закупочной) цене, в размере, определяемом с учетом конъектуры рынка, в соответствии с законодательством. При приобретении товаров на территории Республики Беларусь у торговой организации, осуществляющей оптовую торговлю, торговая надбавка взима­ется с учетом оптовой надбавки.

Розничная цена – включает оптовую цену и торговую наценку, которая используется торговыми организациями на открытие собственных издержек и образование прибыли.

В рыночной экономике процесс формирования цены включает ряд этапов (рис. 1).


Рис. 1. Формирование цены

Этап 1. Постановка задачи ценообразования. Экономист предприятия должен ответить на вопрос: чего желательно добиться с помощью политики цен на товары (работы, услуги)? Например, предприятие хотело бы с помощью цены: увеличить объемы продаж; захватить рынок; достичь стабильности ассортимента выпускаемой продукции; снизить издержки производства; повысить качество продукции; получить максимум прибыли, а это характерно для престижных товаров, и т. п. Этап 2. Определение спроса на продукцию (товары, работы, услуги). Определяется не емкость рынка, а объемы продажи товаров при различных уровнях цен. Эластичность по цене показывает, насколько сокращается объем проданных товаров при росте цен на них, насколько он может возрасти при их снижении. Отсюда следует: не всегда хорош максимальный объем продаж при минимальной цене, как и максимальная цена при минимальном объеме продаж. Эластичность спроса и предложения (или эластичность по цене) — это количественное изменение спроса и предложения в ответ на изменение цены. Определяется с помощью коэффициента эластичности:Возможны классические варианты развития эластичности спроса: эластичный спрос — увеличение спроса при снижении цен ведет к общему увеличению дохода производителя; единичный эластичный спрос — снижение цен ведет к росту спроса и выпуска при сохранении дохода; неэластичный спрос — темп роста выпуска и дохода меньше темпа снижения цен. Эластичность спроса определяется по отдельным товарам, которые делятся на товары с неэластичным и эластичным спросом. Для товаров первой группы объемы продаж почти не меняются при росте цен. К этой группе относятся: товары первой необходимости (хлеб, соль и т. п.); товары, которым нет замены или которые производит монополист (автомобили.); товары, к которым потребители привыкли, и им трудно менять свои привычки; товары, повышение цен на которые оправдано ростом качества или инфляцией. Товары эластичного спроса отличаются сильной зависимостью объема продаж от уровня цен: при росте цен объем продаж резко снижается (в качестве примера можно привести предметы роскоши, драгоценности и т. п.). Этап 3. Оценка издержек, которая включает поиск путей снижения себестоимости продукции (работ, услуг) за счет различных организационно-технических и экономических мероприятий. Следует иметь в виду, что от уровня себестоимости зависит вид кривой эластичности предложений. Чем выше цена товара, тем в больших объемах производитель выпускает этот товар. Вместе с тем увеличение объема требует дополнительных вложений средств, а их источником на предприятии может быть только прибыль самого предприятия. Иными словами, чем ниже себестоимость производимой продукции, тем больше прибыль, тем больше возможностей по увеличению объема производства.

31.

В условиях рыночной экономики целью любой коммерческой организации является получение прибыли. Значительное влияние на этот показатель оказывает ценовой фактор, поэтому предприятиях уделяют большое внимание разработке ценовой политики, которая позволяет повысить конкурентоспособность продукции и эффективно реализовать товар на рынке.. Выделяют четыре этапа рынка, принципиально отличающихся друг от друга в сфере ценообразования - это рынок совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии.

Рынок совершенной конкуренции характеризуется наличием большого количества продавцов. При этом доля каждого в общем объеме реализуемой продукции настолько мала, что решение любого продавца об изменении цены никак |не отражается на цене рыночного равновесия, Цена на товар зависит только от совокупного спроса и предложения. Продукция, продаваемая на рынке, стандартизирована (однородна) и может быть взаимозаменяемой у разных продавцов, неценовая конкуренция отсутствует, маркетинговые стратегии практически не применяются: роль рекламы и форм стимулирования сбыта минимальна. Условия выхода на рынок очень легкие. Типичным представителем рынка является сельскохозяйственный сектор экономики. Учитывая ценообразование на рынке совершенной конкуренции, производитель-продавец стремится минимизировать издержки (в том числе на рекламу) и эффективнее использовать собственные ресурсы: землю, труд, капитал. Как и на рынке совершенной конкуренции, на рынке монополистической конкуренции присутствует много производителей-продавцов и покупателей, однако в отличие от предыдущего рынка цены на продукцию изменяются в широких пределах. Это объясняется тем, что продавцы могут предложить покупателям болmiой выбор товаров, отличающихся внешним оформлением, качеством и т.п. (но иногда отличия носят мнимый характер), и покупатели согласны платить разные цены. Примером такого рынка могут быть рынки предметов широкого потребления: обуви, одежды, бытовой техники, где покупатель может отказаться от покупки по высокой цене у одного продавца и купить аналогичный товар у конкурента по более низкой цене или купить менее качественный, а значит, более дешевый товар. Таким образом, платежеспособный спрос на рынке монополистической конкуренции более эластичен, чем на рынке совершенной конкуренции. Отличительные особенности рынка монополистической конкуренции: - продукция характеризуется большим ассортиментом; - цены контролируются, но слабо; - выйти на рынок со своим товаром сравнительно легко; - неценовая конкуренция присутствует только в виде рекламы, личной продажи, использования торговых марок и знаков, так как из-за большого количества продавцов другие методы не влияют значительно на объемы продаж отдельных предприятий. В условиях монополистической конкуренции цена на продукцию у производителей зависит от собственных издержек, от цен конкурентов, а также от потребительского спроса.

Рынок олигополиихарактеризуется небольшим числом производителей-продавцов, следящих за ценовой политикой конкурентов. Они не могут с уверенностью предсказать реакцию конкурентов на изменение цены или объема производства. Обычно на рынке представлены от двух до десяти крупных производителей, которые контролируют около половины общих продаж. К таким рынкам можно отнести производство стали, автомобилей, сельскохозяйственной техники и т.п. Отличительные черты этого рынка: - выход на рынок новых производителей затруднен из-за сопротивления мощных конкурентов-олигархов; - продукция может быть однородной (сталь) или дифференцированной (автомобили, сельхозтехника); - в случае изменения цен одним производителем возможно изменение и другими, цены отличаются «жесткостью», изменяются реже, чем на рынках совершенной конкуренции и монополистической; - широко применяются методы неценовой конкуренции, особенно при выпуске качественной продукции, и маркетинговые стратегии (при дифференцированном продукте).

На рынке чистой монополиифункционирует один продавец: это может быть государственная организация, частная регулируемая или нерегулируемая монополия. В каждом случае политика цен преследует разные цели. Установление цены ниже себестоимости возможно у государственной монополии, если продукция является социально значимой, а потребители не могут приобрести ее за полную стоимость. В других ситуациях цена определяется с учетом покрытия издержек или получения средней прибыли. В отдельных случаях устанавливается очень высокая цена, когда хотят сократить потребление какого-то товара (например, алкогольные или табачные изделия). Для регулируемой монополии государство может разрешить получение «нормальной» нормы прибыли, чтобы не только поддерживать производство, но и вести расширенное воспроизводство. Нерегулируемая монополияможет диктовать рынку свою цену, но обычно не назначает максимальный ее уровень, во-первых, чтобы не привлекать конкурентов, во-вторых, чтобы увеличить сбыт за счет более низких цен, в-третьих, из-за опасения введения государственного регулирования. Особенности рынка чистой монополии: - выход на рынок других предприятий, производящих аналогичную продукцию, невозможен; - обычно продукция монополиста имеет уникальный характер; - антимонопольное законодательство ограничивает полный контроль над ценой; - рекламная деятельность в основном направлена на поддержку связи с общественностью; - маркетинговые исследования ограничены анализом эластичности спроса на производимую продукцию. В реальных условиях функционирования предприятий трудно выделить в чистом виде любой из перечисленных типов рынка: предприятие с каким-то товаром может выступить на рынке совершенной конкуренции, а с другим - на рынке чистой монополии. Внутри олигополии возможно
появление и монополии, и свободной конкуренции. |
За время существования в условиях рыночной экономики предприятия могут начать функционировать на рынке совершенной конкуренции, а потом перейти на любой другой рынок. Поэтому им необходимо знать ценообразование
на различных типах рынков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: