Государственное регулирование цен

Государственное регулирование цен – это система мероприятий, проводимая правительственными органами, направленная на сохранение или изменение существующих уровней цен на отдельные товары и общего уровня цен для устранения экономических и социальных противоречий. Государственное регулирование цен – объективная необходимость в современных условиях, поскольку:

непосредственно связано с проблемой формирования, распределения и перераспределения доходов различных социальных слоев и групп населения, и от его эффективности в значительной степени зависит социальная стабильность в народном хозяйстве,

выполняя стимулирующую функцию, цены влияют на развитие производства,

от динамики цен, их равновесия зависит вопрос, какие товары и услуги производить, как и для кого их производить,

с проблемой цен органически связана проблема инфляции (дефляции), экономического цикла. Механизм государственного регулирования цен состоит из:

определения задач и целей,

изучения спроса на товар,

оценки средних издержек производства,

анализа поведения различных противодействующих сторон,

выбора метода ценообразования,

окончательных выводов относительно государственного вмешательства в ценообразование (в частности, возможное установление окончательной цены). Государственное регулирование цен не исключает свободы выбора потребителей в приобретении необходимых им товаров и услуг. При этом оба элементы механизма ценообразования (рынок и государственное регулирование) ориентируются на достижение таких целей:

обеспечение равновесия между предложением товаров и их потреблением, формирование равновесной цены,

покрытие общественно необходимых затрат производства,

стимулирование научно-технического прогресса и повышение качества продукции, создание условий для внедрения новой техники и технологии, что положительно влияет на рациональное использование ресурсов производства,

обеспечение высокого жизненного уровня населения,

стимулирование интеграционных процессов и взаимовыгодного международного разделения труда, повышение эффективности внешнеэкономических связей.

Рыночный ценовой механизм отключен в случае государственного регулирования цен. Возможны два варианта. 1. Установление ВЕРХНЕЙ границы цен, выше которой продавать продукцию запрещается. При этомустановленный потолок цен, естественно, ниже равновесного уровня. В странах с рыночной экономикой такая мера применяется в периоды острого товарного дефицита (например, во время войны), когда свободные рыночные цены для большинства населения недоступно высоки. Подобное регулирование позволяет потребителям приобретать товары первой необходимости, которые они не смогли бы купить по равновесным ценам. Однако здесь сразу возникает цепочка НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ (рис). Нарушение рыночного саморегулирования вызывает а) устойчивый дефицит товаров, б)необходимость государственного нормирования дефицитной продукции для потребителей (например, через карточную систему), в) растет контролирующий бюрократический аппарат, г) появляются нелегальные черные рынки, фальшивые карточки и т. п. 2. Второй вариант - установление НИЖНЕЙ границы цен. Эта мера обычно применяется, когда государство хочет обеспечить достаточный уровень доходов определенным производителям (чаще всего фермерам). В данном случае установленная правительственная минимальная цена, напротив, выше цены равновесия. Это поддерживает фермеров, но опять-таки порождает негативные последствия. Выключение рыночной саморегулировки ведет к а) образованию устойчивого излишка продукции (завышенная цена стимулирует предложение, одновременно сужая спрос). Государство венуждено б) ограничивать производство (например, диктуя пределы посевных площадей и выплачивая компенсации за незасеянные поля), либо в)закупать излишки продукции (тем самым субсидируя фермеров). При этом возникает проблема хранения, использования или ликвидации закупленной излишней продукции. Таким образом, государственное регулирование цен выключает механизм рыночного саморегулирования. Если свободно устанавливающиеся цены автоматически согласуют спрос с предложением, то регулируемые цены этогоне делают. Образуются дефициты или излишки продукции, и обществу приходится справлятся с порождаемыми ими проблемами.

Билет 1. Структура нац. экон-ки. Сферы, сект., отрасли, комплексы.

Сфера – область или предел распр. чего-либо. Различ. больш. кол-во сфер деят-ти предств. собой деят-ть по удовлетв. потребн. явл-ся основой жизни общ-ва. Может быть представл. совокуп. отраслей, видов деят-ти, кот. характ-ся общими существ. признаками.

Сфера производ-ой деят-ти –произв. товаров; сфера сервиса - произв. услуг.

Особо след. выделить инстуциональн. сферу, представл. совокупн. институциональн. единиц (хоз. субъектов) владеющ. активами и имеющ. право на провед хоз. операции. Могут быть физич. и юридич. лицами и делятся на хозяйствующие и не хозяйствующие, кот. выполн. свою задачу по уставу

Сектора – область хоз. деят. и часть экономики.

По институционал. единицам радел. на госуд-ый, корпоративн., частный, некоммерческий и т.д.

По видам продукции: добывающий, обрабатывающий, услуги и др.

Отрасль – совокупн. предпр. и организ. объед. общностью выпускаемой продукции, технолог. произв-ва и профессион. навыками работников. Различают:

1.Чистую отрасль – совокупн. всех произв-в, выпускающ. один и тот же продукт.

2.Хозяйств. отрасль – такая, кот. учит. по профильному продукту, т.е. >50% должен сост. осн. продукт.

3.Админмистр. отрасль – предпр. кот. наход. в ведении одного министерства.

Отрасли представл. в соотв. с классификацией МСОК.

Билет 3. Классификация предпр.

Предпр. отлич друг от друга по ряду признаков, поэтому они классифиц.:

-по отраслевому принципу;

-по структуре производства;

-по мощн. произв. потенциала.

Классификация по структуре:

1.узкоспециализир. предпр. (произв. небольш. номенклатуру продукции).

2.многопрофессиональные (выпускает широкий ассортимент продукции разл. назначения)

3.комбинированнное (один продукт превращ. в др. по технологич. цепочке в одном производстве).

По размеру предпр. различ.: мелкие, средние, крупные.

Критериями явл.:

1.Численность работающих

2.Производственная мощность

3.Объем продаж

4.Ст-ть основных фондов

К малым предпр. относятся:

-в промышленносте, на траспорте (до 100 чел.)

- в С/Х (60 чел.)

- в опт. торговле (50 чел)

-в научн.-технологич. сфере (60 чел)

-в рознич. Торговле, бытовом обслуж. (30 чел.)

-в ост. Отраслях и видах деят.-ти (50 чел.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: