Проблемы теории правового регулирования

Проблема теории правового регулирования в связи с правомерным поведением весьма актуальна в современной юридической науке. Особенности правового регулирования в современном цивилитарном государстве и обществе как категории состоят в том, что она в единстве охватывает самые существенные элементы «правовой материи» — нормы права, действие права в демократическом обществе, сам процесс правового регулирования поведения людей, его механизм, правомерное поведение как цель государства и результат правового регулирования.

Исходным элементом в этой теории является действие права в обществе, причем действие в широком смысле этого слова. Под ним следует понимать социальное действие права, его норм как регуляторов общественных отношений с целью достижения желаемых задач демократического общества и правомерного поведения каждого гражданина, человека.

Право и его нормы рассматриваются не в статике, а в динамике, т.е. в действии, в ходе их функционирования. В процессе этого действия право и его нормы переходят из одного социального состояния в другое (разрешают дела, споры и т.д.), и переводят содержащуюся в себе волю людей, их информационный «заряд» в практическую плоскость. Действие права делает реальными присущие ему законность, справедливость, ценности граждан, их образ жизни. Право обретает как бы две стороны: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя касается восприятия норм права, его смысла, содержания разными субъектами, а внешняя — форм и средств их проявления, а также видов поведения (правомерное, неправомерное) участников правоотношений.

И в этом смысле, как показала Р.В. Шагиева, действие права непосредственно связано с правовой деятельностью в современном обществе. Действие права, исходя из общей концепции деятельности в сфере права, может рассматриваться в этом смысле как разнопорядковое регулирующее воздействие на общественные отношения в пределах территории государства, определенного времени и круга субъектов. Тогда его задачей будет официальное подтверждение границ правового в общественной жизни и придание им юридической значимости. Такое действие права можно будет представить политико-правовым, потому что его результатом тогда станут социальные блага (законы, судебные решения и т.д.), имеющие политико-правовой характер, т.е. по содержанию оно будет направлено на организацию правовой деятельности, а по форме носить политический характер.

Действие права не может в современном обществе исследоваться без юридической деятельности, обеспечивающей ему (действию права) необходимую степень «признания». Именно в ходе юридической деятельности создаются правовые тексты, в которых возводятся в обязательный ранг официальные эталоны действия права. Таким образом, действие права в определенной степени может рассматриваться как относительно самостоятельный вид социальной действительности, точнее, как один из подвидов деятельности политической, осуществляемой различными субъектами общественных отношений, обладающими государственно-властными полномочиями.

Правовая деятельность может быть определена как такая социально значимая активность (свобода выбора и свобода самовыражения), которая осознанно и целенаправленно предпринимается субъектами — носителями субъективных прав и юридических обязанностей в различных сферах общественной жизни в целях удовлетворения их разнообразных потребностей специфическим духовно-практическим способом (в рамках правоотношений) и которая поэтому признается обществом и государством правильной, справедливой, а в случае необходимости — дающей возможность вынести решение и вызвать юридически значимые последствия.

Действие права осуществляется в обществе не произвольно. Оно основано на законодательстве, на четких нормах права, морали. И его «запускает» в жизнь и сопровождает потом специальный «инструмент». Таким «инструментом» в ходе действия права выступает правовое регулирование. Следовательно, правовое регулирование — это часть действия права, которая характеризует специфическое нормативно-организационное воздействие на поведение и деятельность отдельных субъектов для достижения фактических целей права.

Необходимым свойством правового регулирования является способность регламентировать отношение на основе норм права. Правовое регулирование, указывая субъектам права (а не вообще любым субъектам) вид и меру действия, предусматривает правовые последствия (положительные и отрицательные), оно властно обеспечено государственной силой принуждения. Для правового воздействия эти четкость, определенность не характерны. Норма оказывает воздействие на поведение людей определением правоспособности граждан и организаций, юридическим фактором и правоотношением. При определении правоспособности нормы права еще не регулируют поведение людей, а лишь воздействуют на их волю и сознание.

Следовательно, для правового регулирования по сравнению с воздействием характерна большая конкретность в определении юридически возможного и должного поведения субъектов общественных отношений. Норма права начинает регулировать поведение людей лишь на стадии юридического факта (при совершении ими правомерных действий) и заканчивает его в момент прекращения действия правоотношения, когда будет достигнут определенный правовой эффект.

Спорно утверждение А.С. Пиголкина о том, что понимание правового регулирования охватывает собой все формы воздействия права на общественную жизнь: правотворчество, общевоспитательную роль права, осуществление правовых предписаний в конкретных действиях субъектов права, обеспечение исполнения этих предписаний, законность, правопорядок, правовую культуру и т.д., само правомерное поведение, а также все то, что создает основу и предпосылку для такого поведения, обеспечивает его. Скорее всего все это относится к правовому воздействию. И в этом контексте последнее — результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения), иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса).

Разграничение регулирования и воздействия позволяет выяснить место и роль каждого элемента правового регулирования в системе правового воздействия, установить связи и взаимодействия среди этих элементов. Термин «правовое регулирование» относится к праву как системе норм и специфическим правовым средствам (правоотношениям, актам реализации норм права), термин «воздействие» — ко всем вышеназванным, а также ко всем прочим правовым явлениям и категориям.

Следовательно, правовое регулирование вбирает в себя специфическую деятельность государства, связанную с подготовкой и выработкой правовых установлений и определением средств обеспечения их реализации. Содержанием правового регулирования будут многоаспектная деятельность правотворческих государственных органов, связанная с выбором типа, методов, способов правовой регламентации, определением соотношения нормативных и индивидуальных средств правового регулирования, формированием юридического обеспечения и т.д.; непосредственная деятельность субъектов общественных отношений, которая связана с поиском и использованием необходимых правовых норм, средств правового влияния, методов и др., в целях согласования своего поведения с требованиями правовых предписаний.

Наряду с регулированием, реализуемым непосредственно субъектами общественных отношений, т.е. наряду с саморегуляцией субъектов, допускается государственное регулирование или, как показал В.В. Лазарев, государственно-правовое регулирование в виде специально организованного механизма. Правовое регулирование общественных отношений рассматривается в этом случае как социальная функция государства. Отсюда следует значение, которое приобретает тот механизм, с помощью которого достигаются цели права и государства, т.е. механизм государственно-правового регулирования.


Механизм государственно-правового регулирования позволяет:

• собрать вместе все части юридической системы и факторы, на нее влияющие;

• расставить их по своим местам;

• увидеть те основные функции, которые выполняют юридические, социальные и другие факторы в процессе правового регулирования;

· понять процесс трансформации правовых принципов и норм в поведение (правомерное и противоправное), возникновение законности и правопорядка или правового нигилизма;

• обосновать необходимость совершенствования правового регулирования в обществе, уровня юридической культуры всего населения и профессиональной культуры всех должностных лиц, прежде всего работников правоохранительных органов.

Такой расширительный подход к осмыслению правового регулирования общественных отношений полезен и актуален для современного общества, но слабо исследован и еще ждет своей разработки. С учетом этого подхода мы будем говорить о широкой трактовке самого понятия правового регулирования, т.е. о больших пределах действия его механизма. Однако эта широта должна иметь и свои разумные пределы. В этом отношении пределы правового регулирования должны представляться как некая разумная граница, отделяющая область правового от неправового и очерчивающая рамки применения норм права, предельность его воздействия на сознание и поведение человека.

Конечно, пределы правового регулирования обусловлены неюридическими факторами: они вытекают из природы человека и общества, предопределены общей культурой и цивилизованностью людей. В тесной связи с пониманием этих пределов находится понятие предмета правового регулирования. Предмет правового регулирования должен определять, что регулируется правом. К нему относятся те виды общественных отношений, действий людей, организаций и др., которые объективно могут быть урегулированы правом и которые требуют правового воздействия. Значит, не все действия, отношения в обществе могут быть объектами правового воздействия, а лишь определенная их часть, та, которая имеет нормативный характер, повторяема, отличается массовым проявлением, поддается правовому контролю и др.

Выделение тех сфер общественной деятельности, которые требуют правового упорядочения, — сложная научная, практическая проблема. От правильного ее решения зависит эффективность действия всего права. Возможности права таковы, что оно действует в разных областях жизни человека, хотя его результативность применительно к этим областям общественной жизни далеко неодинакова. Очевидно, можно утверждать об объективной подверженности правовому регулированию отношений, складывающихся в сферах производства, распределения и потребления материальных благ, в сфере отправления государственной власти, управления, в области взаимоотношений личности и государства и т.д.

Непосредственным предметом правового регулирования выступают многообразные действия, деятельность субъектов общественных отношений. Содержание правового регулирования зависит от положения взаимодействующих в отношении сторон и объектов, по поводу которых возникает это взаимодействие. Следовательно, метод — это совокупность приемов и способов правового регулирования. Принято различать следующие основные приемы, способы правового регулирования:

• позитивное обязывание — возложение на лиц (субъектов) обязанности к активному поведению;

• дозволение — предоставление лицам права на свои собственные активные действия;

• запрещение — возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий, запрещенных законом;

• в качестве дополнительных способов называют поощрение и рекомендации — своеобразные стимулы к правовому поведению.

Сочетание основных способов образует специфические методы правового регулирования — директивный (императивный) или автономный (диспозитивный). Императивный метод — строго обязательный, не допускающий отступлений от требований нормы права. Он чаще всего присущ административному и уголовному праву, хотя используется и конституционным правом, встречается в иных отраслях права.

Диспозитивный метод основан на учете инициативы, самостоятельности в выборе того или иного поведения субъектов общественных отношений. Он допускает возможность сторонам урегулировать собственные действия по своему усмотрению. Законом лишь определяются пределы такого усмотрения либо устанавливаются определенные процедуры. Этот метод специфичен для гражданского, семейного права. В его основе лежат свободное (неподчиненное) положение субъектов правоотношений и договоров как источник возникновения.

В зависимости от сочетаний запретов и дозволений различают два основных типа регулирования: 1) общедозволенное, в основе которого находится общее дозволение и которое строится по принципу «дозволено все, кроме того, что прямо запрещено нормами права»; 2) запретительное, в основе которого лежит общий запрет и которое строится по принципу «запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом». На преобладание общедозволенного или запретительного регулирования влияют разнообразные факторы — исторические традиции, уровень культуры, характер правовой системы, особенности регулирования отношений и др.

Правовое регулирование — длящийся во времени и в пространстве процесс. Он имеет следующие стадии:

• начальную (организационную), в которую входят определение право- и дееспособности граждан, установление правового статуса граждан, определение компетенции органов власти, установление правового положения различных юридических лиц (хозяйственных, общественных и т.п. организаций);

• переходную, преобразующую, которая наступает после совершения субъектами права юридически значимых действий (бездействия), влекущих определенные юридические последствия. Предполагает установление юридического факта, после которого вырисовывается конкретная правовая связь между субъектами права через их субъективные права и юридические обязанности (конкретное правоотношение). Юридический факт (событие или действие, бездействие) и конкретное правоотношение — две взаимосвязанные, но самостоятельные части этой стадии;

• заключительную, или результат правового регулирования, — последствия, достигнутые в процессе регулирования. Она, как правило, закрепляется в актах реализации и проявляется как реализованные гражданами субъективные права и обязанности, выполненные органами государства задачи, реализованная юридическая ответственность и т.д.

Результат является конечным моментом в правовом регулировании, но это не прекращает регулирование вообще. Оно продолжает осуществляться во времени и в пространстве в отношении субъектов, которые непрерывно включаются в сферу регулирования. Правовое регулирование общественных отношений и процесс его реализации — весьма сложное и многоаспектное явление. Это и специфический, организованный механизм, с позиций структуры и действия, функционирования, причем механизм, в отношении которого среди ученых-юристов до сих пор идут споры. Так, первым заговорил о механизме правового регулирования С.С. Алексеев. Он предложил понимать под ним «взятую в единстве всю совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения». Это определение, включая в себя «всю совокупность юридических средств», несомненно, давало слишком широкое понимание механизма правового регулирования.

В другой своей работе ученый определяет механизм правового регулирования как взятую в единстве систему правовых средств (юридических норм, правоотношений, актов и др.), при помощи которых осуществляется правовое воздействие на общественные отношения. В этом определении «вся совокупность» заменена «системой». Однако оба определения имеют общий недостаток — правовое регулирование определяется через правовое воздействие. В таком подходе изначально содержится неточность. Тем не менее, определение механизма правового регулирования получило наибольшее признание в юридической литературе.

Имелись и другие подходы к проблеме механизма правового регулирования. Так, В.М. Горшенев рассматривает механизм правового регулирования с позиции правовых форм деятельности органов государства и общественных организаций, т.е. через правотворческую и правоприменительную деятельность соответствующих субъектов. В.Н. Хропанюк определяет механизм правового регулирования как систему правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений.

А.В. Малько считает, что механизм правового регулирования — «это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права»3. Все отмечают такой важный признак механизма правового регулирования, как «система правовых средств», но в остальном единства во взглядах не наблюдается.

Все это свидетельствует об уязвимости широкого определения механизма правового регулирования как воздействия права на общественные отношения. Сегодня, очевидно, нужно дать более узкое определение: механизм правового регулирования — это система правовых средств (элементов), с помощью которых осуществляется взаимосвязанное регулирование общественных отношений определенного качества.

Регулирование общественных отношений — это действие права, но не всей его системы и не в любых формах и направлениях, а регламентация правовыми средствами определенного качества общественных отношений, осуществляемая в конкретной обстановке. Это расстановка участников регулируемых отношений по их юридическим местам с помощью соответствующих правовых средств (правовых актов, правомочий, юридических фактов, обязанностей). Действие прав в обществе в широком смысле (социальный механизм действия права) — это правовая ориентация, правовые установки, социальная среда, правовая информация, социальные последствия действия права и т.п.

Среди теоретиков права нет единого взгляда на внутреннюю структуру механизма правового регулирования, т.е. на систему правовых средств. Так, С.С. Алексеев считает, что механизм правового регулирования состоит из трех основных элементов, или частей: юридических норм, правовых отношений и актов реализации субъективных юридических прав и обязанностей. А.В. Малько вполне обоснованно добавляет к ним юридический факт и охранительный правоприменительный акт. В.А. Шабалин называет в качестве самостоятельного элемента механизма правового регулирования законность и правосознание.

Стадии и элементы механизма правового регулирования ученые совмещают с самим процессом правового регулирования в обществе. Все это требует активизации научных исследований проблем механизма правового регулирования на современном этапе и более тесной их увязки с исследованиями и разработками проблем механизма государственно-правового регулирования и механизма действия права в целом.

Может быть, следовало бы согласиться с В.В. Лазаревым, который, не вдаваясь в пространные дискуссии о том, что понимать под механизмом правового регулирования, его структурой, этапами и др., довольно успешно проанализировал некоторые аспекты содержания механизма государственно-правового регулирования, в частности, его понятие, элементы, общие функции, методы функционирования.

Приобретают актуальность и слабо разработанная в теории права проблема правомерного поведения как цели государства и результата действия права и проблема поведения личности в юридической науке. Эти исследования ведутся теоретиками права в несколько суженном виде.

Необходимо вести речь о воздействии права вообще на личность (в ходе действия права, правового регулирования и т.д.). Причем с точки зрения правовой регуляции возникают три проблемы: 1) регулятивное значение права в целом и структурных элементов нормы в частности на поведение человека; 2) нормы права в механизме мотивации поведения субъектов правового регулирования; 3) «отработка» эффективных нормативно-правовых установок как особого фактора правомерного поведения.

Известно, что право содержит модели желаемого, возможного и должного поведения субъектов, однако вопросы, связанные с тем, как отражаются в нормах права сами моделируемые явления, изучены теорией права еще недостаточно. Особый интерес представляет позиция В.Н. Кудрявцева, который показал особенности регулятивного воздействия права на различные уровни поведения (телодвижение, действие, операции, деятельность).

Анализ регулятивных возможностей той же нормы права может быть произведен с иных позиций, в частности, путем сравнения соотношения компонентов нормы права со структурными элементами поведения личности. Такой подход обоснован, если иметь в виду, что целесообразное правовое регулирование волевого поведения невозможно, если содержание правовых норм (субъективные права, юридические обязанности), ядро правовых норм (предписание) не учитывают составные части сознательного, волевого поступка человека.

Допустим, что норма права состоит из трех структурных элементов — гипотезы, диспозиции, санкции. Но что касается уяснения элементов поведения, то картина вырисовывается далеко не такая четкая, поскольку в различных отраслях общественных наук в понятие поведения вкладывается различный смысл. Главными, основными, системообразующими в поведении являются отношения человека к человеку и деяние, реализующее это отношение. Отношение, не воплощенное в каком-либо деянии, — не поведение, точно так же и деяние, не реализующее какого-либо отношения, не является поведением, а представляет собой элементарное или сложное, но все-таки физическое действие.

Важными правовыми средствами, оказывающим регулятивное воздействие на поведение, являются субъективные права и юридические обязанности, которые, придавая норме права представительно-обязывающий характер, фиксируют отношение человека к человеку, т.е. отношения субъектов права. В правах одного субъекта и соответствующих им обязанностях другого четко определяется характер их социального отношения друг к другу.

Но регулятивная нагрузка, которую несет, например, диспозиция нормы, не ограничивается правовым конструированием отношения человека к человеку. Диспозиция, кроме того, называет то деяние, посредством которого должно реализоваться отношение. Предусмотренное в норме права возможное или должное поведение регламентируется с разной степенью детализации. В одних случаях в диспозициях норм права содержится указание на результат поведения, в других — наряду с этим и способ, каким этот результат может или должен быть достигнут.

Не регламентируется способ, а указывается лишь само деяние в тех случаях, когда его осуществление антиобщественными (неправомерными) способами невозможно. В тех или иных условиях реализация определенного отношения осуществляется такими способами, каждый из которых не может быть общественно неприемлемым. В иных случаях при наличии возможностей способов неправомерного поведения не указывается способ поведения, поскольку другие нормы права запрещают эти антиобщественные деяния.

В правовых предписаниях обычно не указываются способы правомерных деяний и потому, что положительные способы поведения настолько укрепились в общественной практике, что нет необходимости регламентировать их детально. Детальная регламентация способов поведения имеет место в тех случаях, когда не накоплен опыт реализации вновь возникающих общественных отношений и когда быстро меняющиеся условия жизни людей делают малоэффективными прежние деяния.

Таким образом, при правовом регулировании поведения в диспозициях норм права фиксируются такие его элементы, как отношение и деяние, реализующее это отношение. Причем нормы права отражают те отношения и деяния, которые уже получили или начинают приобретать в общественной жизни известное распространение и реализация которых без государственно-правового воздействия, регулирования может оказаться затруднительной из-за возможных эксцессов, выходящих за пределы логики этих отношений.

Любое поведение человека представляет собой фрагмент социальной действительности. Его форма и содержание поведения зависят от многообразных обстоятельств. Разумеется, степень влияния различных обстоятельств на поведение не может быть одинаковой. От одних фактов поведение зависит больше, от других меньше. Некоторые из них являются решающими условиями для совершения того или иного поступка. Кроме того, возможность осуществления того или иного поведения зависит от социальных характеристик человека, его социальной роли, профессиональной подготовки, трудовой квалификации, уровня правовых знаний и т.д.

Поведение личности, таким образом, имеет определенные социальные предпосылки. Под ними подразумевается совокупность социальных характеристик личности и жизненных обстоятельств, без которых оно объективно не может быть осуществлено.

При анализе норм права с точки зрения отражения в них этой закономерности человеческих поступков значительную роль играет гипотеза нормы права. Гипотеза всегда содержит указание на те условия, при которых поведение, предусмотренное в диспозиции, может или должно быть совершено. В гипотезе описывается не совокупность обстоятельств, в которых может пребывать субъект права, не все его социальные признаки, а лишь те, которые, по мнению законодателя, являются объективно необходимым условием реализации модели поведения, заключенной в диспозиции нормы.

Регулятивное значение гипотезы нормы права состоит в том, что она ориентирует человека на воплощение модели поведения, содержащейся в диспозиции, в реальное поведение при наличии соответствующих требованиям нормы субъективных признаков и именно при тех обстоятельствах, которые предусмотрены нормой права. Оказывая регулятивное воздействие на поведение, гипотеза не определяет внутреннего строения поведения, как это делает диспозиция, а фиксирует социальные предпосылки или условия, при наличии которых моделируемое нормой поведение должно или может быть совершено.

Санкция как структурный элемент нормы права содержит в себе указание на меры государственного принуждения на случай нарушения требований правовых предписаний. Она является средством, обеспечивающим адекватную реализацию модели поведения, содержащейся в норме права, в реальном правомерном поведении личности. Государство, определяя в санкциях неблагоприятные для личности последствия, угрожающие наступлением в случае правонарушения, ориентирует на соблюдение требований права. Известно, что для лиц, убежденных в неотвратимости наказания и не преодолевших психологического барьера боязни его, возможность применения мер ответственности является серьезным фактором, удерживающим их от совершения правонарушений. Разные виды мер государственного принуждения обусловлены неодинаковой степенью общественной опасности правонарушений и неоднозначностью общественных отношений, являющихся объектом противоправного посягательства.

О правомерности или противоправности поведения личности можно судить, сравнивая его с моделью, имеющейся в соответствующей норме права. Если элементы поведения личности по своим признакам соответствуют элементам модели поведения, содержащейся в норме права, то правомерность поведения не вызывает сомнений. Одно и то же деяние объективно и субъективно может реализовать различные отношения человека к человеку, поэтому в зависимости от характера отношения меняется и характер поведения. Как при теоретическом анализе, так и при практической квалификации правомерно поведения, необходимо учитывать все его структурные элементы и их связи.

Одно и то же деяние в рамках одного правоотношения может реализовать правомерное, а в рамках другого — противоправное поведение. Поведение, регулируемое правовой нормой, как и любое другое волевое поведение, в своих основных чертах до своего осуществления воспроизводится в виде субъективного образа, возникающего из потребностей, мотивов, целей.

Вполне обоснованно можно предположить, что, регулируя поведение, норма права не может не учитывать его мотивационный аспект. Однако как она его учитывает? Ведь в действительности психологическая мотивация, определяющая отношение людей к чемулибо и толкающая их на совершение различных действий, разнообразна. Нормы права не в состоянии непосредственно регулировать эти элементы психологического механизма поведения. Посредством правовых норм невозможно требовать от человека или запретить ему испытывать те или иные потребности, переживать определенные побуждения, ставить перед собой конкретные цели. Другое дело, как они будут воплощены в поведении. Правовые нормы могут определить возможность, необходимость или недопустимость их реализации в поведении и определяют способ последнего.


Часто невозможно, например, урегулировать потребности людей. Право не может непосредственно подчинить своим нормативным предписанием (урегулировать) потребность человека как состояние психического организма. Правовые нормы могут оказывать воздействие на потребности не непосредственно, а через регуляцию поведения. Предлагая те или иные варианты поведения, нормы права учитывают и потребности, которые удовлетворяются этими актами поведения.

Обычно относительно понятное указание на потребности, удовлетворяемые соблюдением тех или иных норм права, содержится в преамбулах законов и иных нормативных актов, где обосновывается необходимость их принятия, основное назначение. В нормах, как правило, потребности, средством удовлетворения которых эти нормы являются, не указываются. Но о несомненной связи норм права с потребностями людей, социальных групп и общества свидетельствует то, что нормы регулируют взаимоотношения между людьми. Взаимоотношения тесно связаны с потребностями двояким образом. Во-первых, они складываются в связи с удовлетворением людьми различных потребностей. Во-вторых, удовлетворение потребностей происходит в рамках исторически сложившихся отношений между людьми.

Связь между взаимоотношениями людей и их потребностями порождает необходимость всестороннего учета последних при правовом регулировании общественных отношений. При условии следования этой необходимости каждая модель поведения, содержащаяся в норме права, будет иметь рациональное обоснование и определенное функциональное назначение. В тех случаях, когда в правовых нормах предусматривается использование конкретных материальных и духовных благ, законодатель исходит из социально-целесообразной практики использования этих благ для удовлетворения соответствующих потребностей.

Нельзя, конечно, полагать, что во всех случаях правомерное поведение, соответствующее норме права, направлено на удовлетворение отраженной в ней потребности. Поскольку при правовой квалификации поведения соответствие реально удовлетворяемой поведением потребности и потребности, на которую направлена норма, не всегда имеет юридическое значение, действительную потребность личности как явление субъективного порядка не всегда можно обнаружить, возможны осознаваемые или неосознаваемые отклонения от потребности, отраженной в норме права, то субъект своим правомерным поведением удовлетворяет потребность, не предусмотренную для данного поведения.

В управомочивающих нормах отражаются, как правило, такие объективно полезные потребности людей, необходимость удовлетворения которых осознается ими правильно. В государственном принуждении нужды нет, так как такие потребности являются самостоятельным побуждением к деяниям. Государство, наделяя субъектов определенными правами, выражает свое позитивное отношение к этим потребностям. Более того, оно возлагает на себя обязанность всемерно способствовать их удовлетворению. Наделяя субъекта правами, государство учитывает не все и не любые потребности личности, а лишь те, удовлетворение которых предпочтительно в общественном и личном плане, с одной стороны, а с другой — те потребности, удовлетворение которых оно может обеспечить на данном этапе развития общества.

Обязывающая норма путем возложения на субъект обязанности совершать определенные действия создает корреспондирующие субъекту соответствующие условия для удовлетворения им своей потребности. Обязанное лицо действует всегда в пользу другого лица, например, обязанность совершеннолетних детей оказывать материальную помощь нетрудоспособным родителям. Одним из условий удовлетворения потребностей родителей является помощь их детей.

Запрещающие нормы налагают запрет на такое поведение личности, которое может воспрепятствовать удовлетворению потребности других лиц. Показательны в этом отношении нормы уголовного права, запрещающие такие поступки. Но, анализируя особенности отражения потребностей обязывающими и запрещающими нормами, нельзя не заметить и того, что некоторые нормы направлены прежде всего на удовлетворение потребностей не других лиц, а лиц, которым эти нормы адресованы. Такова, например, обязанность соблюдать технику безопасности в производственной деятельности, обязанность периодически проходить профилактический медицинский осмотр лицам, работающим во вредных условиях труда.

Таким образом, правовые нормы способствуют адекватному отражению людьми объективно и социально необходимых личных, общественных, групповых потребностей, ориентируют их поведение на удовлетворение этих потребностей. Важно знание не только моделей поведения, заложенных в правовых нормах, но и осознание тех потребностей, на удовлетворение которых ориентируют нормы. Удовлетворение этих потребностей, обеспеченных правовой гарантией, создает необходимые условия для дальнейшего развития не только личности, но и общества.

Потребности, отраженные в нормах права, могут быть удовлетворены по усмотрению личности поведением, нейтральным с позиции права, и даже противоправным поведением. Но правовая норма, предусматривая модель поведения для удовлетворения определенной потребности, связывает возможность или необходимость ее удовлетворения с определенными социальными условиями, которые представлены в гипотезе нормы. Потребность, отраженная в норме права, может преобразоваться в побуждение, т.е. в мотив реального поведения, модель которого содержится в диспозиции нормы, лишь при наличии обстоятельств, указанных в гипотезе.

Структурное строение нормы четко соответствует следующей психологической реальности. От того, в какой ситуации удовлетворяется потребность, зависит характер поведения. Мотивирующее значение потребности всегда зависит от ситуации ее удовлетворения. Отражение в гипотезе нормы права ситуации удовлетворения потребности дает знать субъекту, что в данной ситуации потребность, отраженная в норме, должна стать побудителем его поведения.

Мотивация волевого поведения после формирования мотива разворачивается по линии определения цели и способов осуществления будущего поведения. Необходимо уяснить, как учитываются эти психологические моменты нормой права. Испытывая определеннуюпотребность, субъект в соответствии со своими возможностями и условиями окружающей его среды определяет, что ему необходимо сделать для ее удовлетворения, т.е. ставит цель. Формирование цели означает, что человек имеет ясное представление о содержании своего будущего поведения. Необходимо учитывать и ее двоякий характер — цель нормы права (цель законодателя, достигаемая с помощью нормы) и цель субъекта нормы.

На случай неприятия личностью мотивационной модели, предлагаемой нормами права, санкция предусматривает иную мотивационную схему в целях реального правомерного поведения. Предусмотренные санкцией неблагоприятные юридические последствия являются в случае осознания человеком возможности их наступления реальной угрозой на пути удовлетворения личностью разнообразных потребностей. Так, лишение свободы посягает на потребность человека в свободе; денежные штрафы идут вразрез с материальными потребностями. Кроме того, факт применения санкции отрицательно сказывается на нравственных потребностях личности.

Санкции, таким образом, отражают и актуализируют потребности, на удовлетворение которых норма не рассчитана. Отраженную в норме потребность санкция заменяет другой, оставляя остальные элементы мотивационного аспекта без изменения. Такая модель мотивации рассчитана на людей, игнорирующих позитивную мотивационную модель, предлагаемую нормой права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: