Рубинштейн Сергей Леонидович (1889 - 1960)

Принципы детерминизма и единства сознания и деятельности в теории С.Л. Рубинштейна

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889 - 1960)

Детерминизм – концепция объективной закономерности взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений действительности. В психологии детерминизм – закономерная, необходимая зависимость психических проявлений от порождающих их причин, факторов.

Различают:

- системный детерминизм – зависимость компонентов системы от свойств целостной системы;

- статический детерминизм – подчиненность исследуемых психических явлений статистическим закономерностям;

- генетический детерминизм – обусловленность психического явления особенностями его формирования;

- целевой детерминизм – цель определяет процесс ее достижения.

Принцип детерминизма (в психологии) — признание необходимости изучать закономерные зависимости психических явлений от порождающих их факторов.

Формула детерминации, предложенная Рубинштейном, "внешнее через внутреннее" была не только ответом и способом решения конкретных методологических проблем, стоявших перед психологией. Она была результатом глубочайшего обобщения разных типов детерминации в разных областях науки и философского знания: выявления специфики детерминации, вскрываемой теорией отражения, специфики детерминации естественнонаучного уровня, представленной в рефлекторной теории, наконец, специфики социальной детерминации.

Одной из важнейших методологических особенностей новой формулы детерминизма было то, что Рубинштейн преобразовал ложно поставленную философскую проблему. Тем самым он вывел постановку проблемы из дуалистического тупика: либо психическое материально, и тогда оно объясняется только физиологически, либо оно идеально (как отражение), но тогда его сущность может быть понята только за пределами материалистического объяснения.

Значение принципа детерминизма для определения природы психических явлений состоит в том, что он дает возможность понять специфичность психического, не абсолютизируя ее, а ставя ее в ряд с другими, столь же специфичными типами взаимодействия в материальном мире. Таким образом, преодолевается трактовка специфичности психического как основание для того, чтобы вывести психические явления за пределы материального мира. Доказательство родственности психических явлений всем другим явлениям материального мира соединяется с выявлением их исключительности.

Новая формула принципа детерминизма позволила Рубинштейну использовать его в качестве методологического принципа психологии. Основной его функцией в этом качестве явилось построение предмета психологии. На разных этапах развития психологической науки использовались различные характеристики его.Трудность определения предмета психологии и заключалась в том, что разные характеристики психики исторически разрабатывались на разных этапах развития психологии и представлялись сменяющими (и даже взаимоисключающими) друг друга определениями психического. Рубинштейн поставил проблему специфики психики как многокачественного явления, т.е. имеющего одновременно ряд характеристик, включенного в разные системы связей. Предвосхищая последующее изложение, можно сказать, что принцип детерминизма позволил Рубинштейну интегрировать качественно различные характеристики психики, предложить интегральное определение природы психического.

Принцип единства сознания и деятельности (как противостояние и интроспекции и бихевиоризму)

«Сомкнуть сознание с процессом деятельности, объяснив, каким образом, оно формируется в этом процессе» - таков был подход Рубенштейна.

Единства сознания и деятельности принцип — термин С.Л. Рубинштейна, которым он в 1930—40-е гг. обозначал свой вариант деятельностного подхода (точнее, субъектно-деятельностного). Он начал разрабатывать его на рубеже 1910— 20-х гг. в качестве принципа творческой самодеятельности субъекта. Для Рубинштейна утверждение единства сознания (вообще психики) и деятельности означало, что надо понять психику не как нечто лишь пассивное, созерцательное, рецептивное, а как процесс, как деятельность субъекта, реального индивида и в самой деятельности, в поведении человека раскрыть его психологический состав, превратив тем самым деятельность человека в предмет психологического исследования. Таким предметом психологии должна стать не только внутренняя, духовная, умственная деятельность, но и та реальная практическая деятельность, посредством которой люди преобразуют природу, общество и самих себя, — в ее психологическом аспекте. Иначе говоря, деятельность человека обусловливает формирование его сознания, его психических процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию деятельности и поведения, являются условием их адекватного выполнения (поведение здесь — не бихевиористский термин, а нравственная характеристика деятельности). Основанием единства психики и деятельности является субъект.

Таким образом, единство сознания и деятельности конкретно проявляется в том, что различные уровни и типы сознания, вообще психики раскрываются через соответственно различные виды деятельности и поведения: движение - действие - поступок. Сам факт хотя бы частичного осознания человеком своей деятельности - ее условий и целей - изменяет ее характер и течение.

Систему своих идей Рубинштейн более детально разработал в первом (1940) издании "Основ общей психологии". Здесь уже более конкретно раскрывается диалектика деятельности, действий и операций в их отношениях прежде всего к целям и мотивам. Цели и мотивы характеризуют и деятельность в целом и систему входящих в нее действий, но характеризуют по-разному.

Единство деятельности выступает в первую очередь как единство целей ее субъекта и тех его мотивов, которые к ней побуждают. Мотивы и цели деятельности в отличие от таковых для отдельных действий обычно носят интегрированный характер, выражая общую направленность личности. Это исходные мотивы и конечные цели. На различных этапах они порождают разные частные мотивы и цели, характеризующие те или иные действия.

Такова суть рубинштейновского варианта деятельностного подхода, отличающегося от другого варианта, основанного на теории интериоризации А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и др. С.Л. Рубинштейн критиковал эту теорию за то, что интериоризация в ней понимается как механизм возникновения психики, а не как лишь один из этапов психического развития человека. Психика не может возникать, порождаться по мере интериоризации внешних практических действий во внутренние, потому что простейшие психические явления уже участвуют в регуляции даже самых первых младенческих практических действий, вообще самых ранних этапов изначально практической деятельности. По Рубинштейну, психика не возникает, не порождается в такой деятельности, а формируется и развивается в ней.

Личность - основание для связи сознания и деятельности

Личность рассматривалась как высший уровень организации материи, как регулятор сознания по отношению к деятельности. Личность и ее психические свойства являются одновременно и результатом, и предпосылкой деятельности.

Важным моментом в исследовании личности, по Рубинштейну, являются особенности ее включения в более широкий контекст - не только в деятельность, но и в жизнедеятельность. Эта особенность выражается в понятии "субъект жизни". Это - "личность в более высоком плане".

Личность как субъект жизни имеет три уровня организации:

1) психический склад - индивидуальные особенности протекания психических процессов;

2) личностный склад - качества характера и способности;

3) жизненный склад - нравственность, ум, умение ставить жизненные задачи, мировоззрение, активность, жизненный опыт.

Структура личности по Рубинштейну:

1. Характер – что личность есть? Что из ее тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности? Это вопрос о характере.

2. Способности – что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности;

3. Направленность – чего хочет личность? Что для нее привлекательно, к чему она стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах.

Особое место - сознание и самосознание.

Самосознание включает отношение к себе, к миру, но не прямое, а опосредованное жизненными проявлениями субъекта, всей жизнью личности. Не сознание вырастает из самосознания, а, наоборот, самосознание проявляется через активность субъекта в отношении к миру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: