Профессиограмма (от лат. professio — специальность, gramma — запись) представляет собой описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Она включает описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку.
Более того, профессиограмма — это подробное описание психофизиологических, психологических, эргономических, производственных, технических требований к данной специальности, профессии, которое позволяет оценить соответствие работника этим требованиям. Она позволяет системно описать социальные, психологические и иные требования к субъекту определенной профессии и определяет исходя из этих требований необходимые для данного вида деятельности качества личности, составляющие основу профессиональной пригодности людей.
Она отражает:
— психофизиологические и личностные особенности, препятствующие осуществлению профессиональной деятельности;
|
|
— профессиональные вредности — конфликты с сотрудниками, постоянное напряжение, однообразие деятельности и все то, что может стать причиной профессиональной деформации сотрудника;
— возможность повышения квалификации или переквалификации, если этого требует профессиональная деятельность;
- моральные стимулы труда, оказывающие мотивирующее воздействие па специалиста;
- учебные профессиональные заведения, осуществляющие подготовку конкретной специальности.
Представителем отечественной школы психологии профессии К. К. Платоновым разработаны следующие принципы профессиографирования (1971), на которые следует обратить внимание при проведении профессиографического анализа деятельности и построения профессиограммы:
— целенаправленности (психологическое изучение профессии должно проводиться не само по себе, а для решения исследовательских или практических задач, которые определяют уровень изучения профессий, предмет исследования, методы);
— личностного подхода (следует учитывать возможные вариации индивидуального стиля деятельности и возможности компенсации одних индивидуально-личностных свойств другими);
- допусков (в случае профотбора необходимо указывать не только набор ПВК и противопоказаний, но и количественные границы минимума и максимума при их измерении);
- надежности (нельзя ограничиваться только благоприятными условиями труда, важно выявить, описать и учесть также редкие, экстремальные ситуации. Это особенно важно при изучении опасных профессий);
|
|
- дифференциации и типизации (следует учитывать внутрипрофессиональные различия, а также объединять в группы сходные по каким-либо параметрам профессии);
— перспективности и реальности (рекомендуется учитывать тенденции развития профессии, рассматривать профессии в культурно-историческом аспекте);
- этический (важно придерживаться равного уважения к представителям разных профессий, не допускать обесценивания каких-то видов труда ради рекламы какой-либо профессии);
— конкретности (для анализа профессии недостаточно перечисления задач, выполняемых работником, важно выяснить также степень значимости этих задач, частоту их встречаемости, распределение во времени, последовательность; эти характеристики могут быть установлены лишь при изучении конкретных трудовых постов в организациях и постепенном обобщении частных видов труда в группы по специальностям и профессиям);
- целостности (профессиональная деятельность человека не должна рассматриваться лишь как механическая сумма элементарных действий, операций, а его психика — как сумма относительно самостоятельных психических функций).
На сегодняшний день можно выделить следующие методологические принципы разработки профессиограмм:
- системность (в профессиограмме должны отражаться специфика и значимость конкретной должности в структуре фирмы, а также возможный профессиональный маршрут работника);
— целостность (оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности);
- практичность (результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии, а инструментальные методы должны быть максимально апробированы для использования в сфере бизнеса);
- научность и современность (методология исследований должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний);
— эффективность (в результате должно быть предложено практическое решение проблемы работы с персоналом фирмы в условиях конкурентной рыночной борьбы).
Разрабатывать профессиограмму целесообразно по определенной методологической схеме, которую можно представить в виде схемы: профессия -" профессионально значимые требования к работнику профессионально важные качества уровень требований к соответствующим профессии психофизиологическим свойствам (ПФС) —> методы исследования -" ранжирование уровня развитости ПФС —> нормы оценки ПВК —" психограмма —> профессиональный отбор и адаптация работника -> прогнозирование его профессионального маршрута -> виды и формы дополнительной подготовки (переподготовки, повышения квалификации).