Общественно-историческая и деятельностная сущность человеческой психики в советской психологии

Советская психология представляла собой развитую, сложно расчлененную систему научных представлений о психическом. Охватить единой формулой советскую психологию невозможно: внутри ее существуют свои направления и научные школы, она дифференцирована в многочисленных структурных отраслях. Различия в научных школах касаются принципиальных вопросов предмета и метода психологии, воззрений на ее фундаменталь­ные проблемы и подходы к их решению.

Советская психология имела единую философско-методологическую и мировоззренческую основу - марксизм. Начиная с 20-х гг. она строилась как марксистская, материалистическая психология. Видный представитель советской психологии А.Н. Леонтьев писал: «Методологическому плюрализму советские психо­логи противопоставили единую марксистско-ленинскую методо­логию, позволяющую проникнуть в действительную природу психики, сознания человека». Существо марксистского подхода к пониманию психологии человека сводилось к утверждению об­щественно-исторической и социальной сущности человека и к обоснованию деятельностного способа его существования.

Одним из первых проблему общественно-исторической обу­словленности психики человека стал разрабатывать Л.С. Выгот­ский. Он создал культурно-историческую концепцию развития человека, ввел в психологию понятие о высших психических функциях (понятийное мышление, логическая память, произ­вольное внимание и др.) как о специфически человеческих фор­мах психики и сформулировал закон их развития: «Каждая выс­шая психическая функция проявляется в процессе развития по­ведения дважды: сначала как функция коллективного поведения, как форма сотрудничества или взаимодействия, как средство социального приспособления, т.е. как категория интерпсихологи­ческая, а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка, как средство личного приспо­собления, как внутренний процесс по­ведения, т.е. как категория интрапсихо-логическая». Иначе говоря, индивиду­альные психологические способности первоначально существуют вовне, в со­циальной форме и лишь затем индивид осваивает их, «переносит» внутрь. Ме­ханизм формирования индивидуальных способностей - интериоризация.

Учение об общественно-историческом происхождении чело­веческой психики противостояло натуралистическим и социологизаторским концепциям человека в психологии. В натуралисти­ческих теориях взаимоотношения человека и общества рассматриваются по аналогии с животным миром как приспособление индивида к условиям своего существования. Социологизаторские концепции полагают социальное устройство в качестве главной детерминанты и объяснительного принципа развития человека, который формируется по меркам этого социума.

Еще один аспект общественно-исторического подхода к изу­чению психики человека представлен постановкой проблемы сознания и деятельности. Важный вклад в анализ этой проблемы внес С.Л. Рубинштейн. «Основной закон исторического развития психики человека, - писал он, - заключается в том, что человек развивается, трудясь: изменяя природу, он изменяется сам; поро­ждая в своей деятельности - практиче­ской и теоретической - предметное бы­тие очеловеченной природы, культуры, человек вместе с тем изменяет, форми­рует, развивает свою собственную пси­хическую природу». С.Л. Рубинштейн сформулировал принцип единства соз­нания и деятельности, ставший осново­полагающим для советской психологии. Но наиболее важные философско-психологические проблемы человека рассматриваются С.Л. Рубин­штейном в его фундаментальном труде «Человек и мир».

Наиболее полно категория деятельности в психологии раз­работана А.Н. Леонтьевым. Категорию деятельности он считал исходной и важнейшей для построения целостной системы психологии и полагал, что введение ее в психологию «ме­няет весь понятийный строй психоло­гического знания». А.Н. Леонтьев пони­мал деятельность как содержательный процесс, в котором субъект осуществляет преобразующие действия с пред­метным миром; посредством деятельности человек включается в систему общественных связей и отно­шений. Психологическое развитие человека - по А.Н. Леонтьеву - это процесс развития его деятельности, сознания, личности.

Общепсихологические представления о социальной и деятельностной природе человека были реализованы в возрастной и педагогической психологии. Известный психолог В.В. Давыдов пишет: «Диалектико-материалистическое понимание процессов исторического и онтогенетического развития деятельности, пси­хики и личности человека, сложившиеся в советской философии и психологии, является основой психолого-педагогической тео­рии развивающего обучения и воспитания подрастающих поко­лений». Центральным для этой теории является положение о том, что «всеобщими формами психического развития детей вы­ступают их обучение и воспитание, в которых выражается со­трудничество взрослых и детей, направленное на присвоение ими богатств материальной и духовной культуры, выработанных человечеством».

В целом для советской возрастной и педагогической психо­логии характерным является утверждение о решающей роли обу­чения и воспитания в становлении человеческой личности, о без­граничной возможности развития человека в благоприятных со­циальных условиях. В педагогической практике эта оптимисти­ческая позиция проявилась в единообразных учебных програм­мах обучения и воспитания, которые должны были осваивать все без исключения учащиеся, в одни и те же сроки. И хотя наличие индивидуальных различий среди школьников (в том числе и трудно воспитуемых) не отрицалось, в педагогическом процессе они не учитывались.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: