Суфий должен контролировать себя, своё дыхание, деятельность, внимательно выправлять себя, отслеживая на что тратит свою жизнь. Воспитывать свой нафс (эго) через погружение в свой внутренний мир, стремиться приумножать в себе лучшие человеческие достоинства.
5. Сделать бедность и скромность своим морально-нравственным правилом. Бедность - это не нищенство и нужда, но, даже при наличии материального достатка, ощущение потребности в Боге, осознание того, что не являешься обладателем чего бы то ни было в этом мире. Показывать образец смиренности. Первейшее условие верноподданичества Создателю – презрение собственного эго – «нафса» и каждый миг «осознавание природной сущности». Бедность в этом смысле и качество нравственное, и степень, и духовная стоянка. Для достижения стоянки бедности (макоми факр) «тело должно спрятать в оболочку исчезновения» (Алишер Навои), сердце исполнится любовью и стремлением к Аллаху. Своим добрым нравом, положительными качествами человек становится обладателем совершенных достоинств и способностью творить чудеса. Ибо, суфий пред Аллахом, несмотря на наличие или отсутствие состояния, предстоит бедным и сирым. По этой причине он возвеличен, дорог и любим;
|
|
6. Основываясь на эти постулаты, говорят, чтонакшбандии даже воссев на престол, даже занимая высшие должности, могут оставаться дервишами. Как пример можно привести Хусайна Байкаро, Джами и Навои, бывших «и шахами, и дервишами», то есть людьми, которые были дервишами в сердце.
Приведём ещё несколько примеров мудрых высказываний, характеризующих взгляды хазрата Бахауддина Накшбанда.
Вините своё эго, держите его в чёрном теле, ибо для того, кто по воле Преславного и Всевышнего Истинного поймёт негативность своего эго, делать это легко».
Вера - это отрывание своего сердца от всего подчиняющего себе полезного и бесполезного, кроме Аллаха, приклеивание к Истинному».
Уединение в общении – это «с внешней стороны быть с людьми, а внутренне быть с (Всевышним) Истинным и Преславным».
Тварность и господство не совместимы, мы не имели рабов и слуг».
Облегчайте тяготы родины, не будьте ей в тягость».
Накшбандия - умеренное и в истинном смысле просвещенное учение. В нём широко представлены использование плодов размышления и осмысления, традиционно применяются образцы художественного творчества, но запрещено построение вздорных и сомнительных умозаключений, внесение смуты и совершение непонятных для народа действий.
Хазрат Накшбанд был мягким по природе, милосердным человеком и любил людей с такими же качествами. Он учил: «Господь тяготится бессердечными, будьте милосердными к правоверным, и даже к безбожникам, не доставляйте страданий даже муравью».
Он часто повторял слова своего пира Амира Кулала:
«Маёзор муру маёзар кас,
Рахи растакори хамин асту бас».
«Ни человеку, ни букашке ты страдания не доставляй,