double arrow

НЕРАЗРЫВНОСТЬ С ПОЛОЖЕНИЯМИ ИСЛАМА

Одно из основных качеств учения накшбандия - твёрдое следование призыву к добродетели и отвергание дурных поступков, почитание учителей веры, отвержение еретических действий. Вероятно, благодаря этому тарикат накшбандия сумел уберечь себя от влияния различных ересей, нововведений и таких вредоносных учений как хуруфизм. Хусайн Вассоф (ум. 1929 г.) так иллюстрирует это в своей книге: «Этот высший тарикат благодаря тому, что в нём нет еретических нововведений и не допускается никакого отступничества от требований шариата, был в истинном смысле воспринят широкой исламской общественностью и получил широкое распространение в короткий срок». Эта оценка, данная Хусайном Вассофом в начале ХХ века справедлива для характеристики учения накшбандия во все времена.

Абдухалик Гиждувани говорит, что достичь степени исчезновения нафса человек может только со священным Кораном в правой и благословенными хадисами в левой руке, исполнившись их светом. Его наставления муриду: «Изучай науки фикха и хадисы, отдаляйся от невежественных суфиев!» свидетельствуют какое значение он придавал уложениям вероучения. Известно, с каким уважением почитали исламских учёных шейхи хаджаган, говоря им: «хаджи (учителя веры) это наши сеиды». В собрании, возглавляемом яхаджой Али Рамитани один из учёных стал льстить ему: «Вы сердцевина, мы же - скорлупа». Тогда Хаджа Али Рамитани ответил: «Сердцевина находится под защитой скорлупы». Комментируя эти его слова, Мухаммад Арзанги, уподобляя скорлупу ореха шариату, ядро же его - тарикату, говорит, что без скорлупы ядро сгниёт. То есть, как ядро нуждается в скорлупе, так и люди тариката нуждаются в учёных шариата.

Повествуют, что призывая друзей и муридов опираться на вероучение и познание, Саид Амир Кулал сказал: «Нет ничего отвратительнее, если какой- либо человек задаст вопрос, касающийся догмы и вы не сможете ответить на вопрос. Это положение свидетельствует, что вы прозябается в невежестве… будьте ближе к учёным, потому, что они факел общества». Сын Саида Амир Кулала Саид Амир Хамза, повествуя о речениях Абу Хафса Умара Насафи (ХII в.), призывал сторониться тех суфиев, которые находятся на пути невежества, жить согласно установлений веры. Бахауддин Накшбанд придавал большое значение познанию и людям познания, в большинстве своём черпая познания из хадисов. Из-за этой его особенности многие наставники и учащиеся бухарских медресе стали его муридами и участниками его бесед-сухбатов, что по мнению некоторых алимов-учёных привело к тому, что медресе опустели. На это Бахауддин Накшбанд сказал: «Мы объясним вам наш духовный путь, если он соответствует шариату и сунне, мы продолжим свой путь, если же нет – откажемся от него». Он был очень бдителен в различении дозволенного и запретного, не ел сомнительного и не позволял муридам.

«Всё чего мы по милости Аллаха добились, мы достигли благодаря следованию Священному Корану и хадисам Пророка (с.а.в.). для достижения эффекта от этих практик надо, выполняя богослужение, со всем рвением следовать установлениям шариата, учению «ахли сунна валь джамоа» и держаться подальше от ересей», - говорил Бахауддин Накшбанд.

Хаджа Уббайдуллах Ахрар говорит, что достичь степеней «фано» (исчезновение) и «бако» (вечность) можно только следованием хазрату Пророку, шариату и учению «ахли сунна валь джамоа». Боясь ущемить права бедных, он не пользовался имуществом вакфа. Он утверждал, что для достижения совершенства на суфийском пути важное значение имеет употребление чистой (халяль) пищи. Говоря о необходимости следования Пророку (с.а.в.), оказывания уважения учёным, он подчёркивал необходимость сторониться учёных, использующих науку для обогащения и возвышения. Из-за того, что некоторые муриды Саида Касыма Табризи не выполняли предписаний веры, он отказался от мысли следовать ему.

В мировоззрении шейхов хаджаган – накшбандия важное место занимает необходимость следования добродетели и отказа от дурного не формальными поклонениями, но со всем стремлением служения. Следуя наставлению, полученному во сне от Абдулхалика Гиждувани: «Должно всегда твёрдо стоять в поклонении шариату и праведной жизни, исполнять их требования с рвением и суннатом, держаться подальше от ересей и вседозволенности»,- Бахауддин Накшбанд в целях ревностного служения отказался от громкого зикра и стал практиковать внутренний зикр. Как повествует предание, настолько ревностно, что в холодную зимнюю пору, не пользуясь дозволенным упрощённым ритуалом омовения (таямум), из селения Ревартун отправился в Касри Арифон, где с трудом отыскал воду и выполнил ритуал омовения.

Передают слова Саида Амира Кулала: «Отдаляйтесь от дозволенных послаблений, насколько хватает сил ревностно выполняйте служение. Служение с послаблениями – дело людей неполноценных». Ученик же Бахауддина Накшбанда Мухаммад Парса сказал: «Образ действий людей Аллаха различен. Некоторые практикуют послабление, цель этого потрафить людям. Некоторые же используют служение с истовостью, их цель также польза людей. Однако, служение со рвением для народа полезнее и дальше от угрозы отклонения». Хотя повествуют, что Пророк (с.а.в.) читал молитву «тахаджуд» в различных вариантах, состоящих из четырёх, шести, восьми и двенадцати циклов-ракатов, хаджаган и накшбандии первого времени избрали для себя двенадцать ракатов, что также свидетельствует об их ревностном служении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: