Бесстрашных перед порицаниями тех, кто порицает»

(Сура «Трапеза», аят 54).

Однако, понятие «маломатия» не ограничивается только этим. Для того, чтобы заслужить осуждение людей последователи «маломатия» должны скрывать добрые деяния, но не прятать своих дурных поступков. Руководством их служит идея «демонстрировать поведение, служащее отдалению от людей». Маломатии считали такие действия для себя приличествующими, дабы уберечься от гордыни и высокомерия, способных быть вызванными вниманием и почтением людей. Однако, в последующие века, некоторые бродячие юродствующие суфии стали переусердствовать в этом, для того, чтобы заслужить осуждение людей сбривали волосы, бороду, усы, брови (чахорзарб), одевали диковинные наряды, вызывающие отвращение у окружающих. Абдурахман Джами подразделял людей, похожих на «маломатия» на две группы, истинных называя «каландария», а фальшивых «заблудшими, открыто творящими грех».

Одна из важных основ понятия «маломатия» - скрывание суфиями своего высокого духовного уровня, избегание славы и почитания. С этой целью они избрали для себя путь нахождения среди людей в образе обычного человека, а не некоего суфия-мудреца. Для того, чтобы избежать поклонения они скрывали свою способность творить чудеса. Они воздерживаются от впадания в экстаз в собраниях-радениях, от произношения громкого (джахри) зикра, одевания специальной одежды, демонстрирующей их принадлежность к тарикату, а также не создают обителей-ханака. Они не придают значения ритуалам тариката, не строят помпезных мавзолеев и не позволяют также возводить их для себя. В истинном же служении они искренни и жертвенны. Они отдают предпочтение жизни за счёт собственноручного труда. Эти качества можно видеть и в представителях духовного пути хаджаган-накшбандия.

Понятие «маломатия», возникшее в IX веке к XII-XIII векам разделились на два различающихся друг от друга направления. Если первое из них «хайдария» и «джавлокия», представлявшие из себя тарикаты бродячих дервишей-машрабов, то второе – строго придерживающийся религиозных предписаний и воспринявший взгляды «маломатия» тарикат накшбандия. Ещё яснее это видно, если сравнить суфийские взгляды «маломатия» с мировоззрением Абдулхалика Гиждувани и Бахауддина Накшбанда.

Тарикату накшбандия присущи следующие черты:

А) Не бояться хулы очернителей.

Абдуллах Ансари (ум. 481/1089 г.) так восхваляет маломатийский путь: «На пути Истинного Всевышнего не страшиться быть очерненным людьми». В своих наставлениях муриду Абдулхалик Гиждувани провозглашает: «Пусть хвала и хула людей в твоих глазах будут одинаковы и не печалься от людского порицания». Выходец из состоятельной семьи Алауддин Аттар, несмотря на противодействие братьев, продавал на базаре яблоки. Согласно другому преданию, для принятия его в ученики Бахауддином Накшбандом Алауддин Аттар по его повелению водрузив на голову бычью требуху, вывернутую наизнанку, не обращая внимания на осуждение окружающих исполнил повеление мастера.

Б) Ношение одежды простого человека, отказ от ношения специального одеяния, демонстрирующего принадлежность к тарикату и стремление избегать славы.

Абу Хафс Хаддод (ум. 264/878 г.) ходил по улице в обычной одежде, лишь у себя дома одевая рубище-хирку. Абу Абдурахман Сулами (ум.412/1021 г.) среди основных правил «маломатия» называет ношение обычной одежды. Для скрывания своего истинного состояния маломатии вместо суфийской хирки и колпака предпочитали носить одежду торговцев или учёных.

Если обратить взор на первые периоды хаджаган и накшбандия, можно видеть, что тогда не существовало правила ношения одежды и головного убора определённого покроя и цвета. Это никогда не было главным правилом в тарикате. Напротив, многие накшбандийские шейхи подобно обычным улемам носили чалму. Хусайн Вассоф также специально подчёркивает эту особенность следующей сентенцией: «У соискателей накшбандийского тариката нет какой-либо отличительной одежды, принятой в других тарикатах. (У них) каждый одевается сообразуясь с обстоятельствами. Шейхи же накшбандия в основном ходят в образе улемов…»

Хотя в трактате «Маслак ул-орифин» современном периоду хаджаган и написанном примерно в XIV веке Мухаммадом Асъадом Бухари утверждается, что муриды одевали хирку того цвета, который соответствовал их духовной степени, эта традиция не была присуща накшбандиям, а была присуща таким традициям как «кубравия». Возможно, эти сведения в упомянутом произведении приводятся для объяснения положения в других тарикатах. Так великие из числа хаджаган говорили: «Для нас важна не хирка, а хирфа (ремесло, умение)».

В) Хилват (Уединение).

Одна из основ «маломатии» - избегание славы. Бахауддин Накшбанд и представители тариката накшбандия, руководствуясь тем, что «в уединении есть гордыня, в гордыне же - погибель», не придавали значения уединению, исповедуя «единство с Истинным в среде людей», приняли правило «хилват дар анджуман» («уединение в собрании»). Абдулхалик Гиждувани сказал: «Закрой двери уединения и отвори двери беседы», а Бахауддину Накшбанду принадлежат слова «Наш путь – это путь беседы, в уединении – гордыня, в гордыне же - погибель».

Как повествуют, когда один шейх спросил Саида Амира Хамзу – сына и халифу Саида Амира Кулала: «Почему в вашей традиции мало внимания уделяется уединению?», Амир Хамза ответил: «И в уединении для ведения беседы нужен собеседник». Когда этот шейх предложил себя в качестве собеседника в уединении, Амир Хамза спросил: «Каково ваше уединение?», шейх ответил: «С одним кувшином воды и сорока изюминами мы сидим сорок дней». Амир Хамза же заявил: «А наше уединение – это, когда совершив одно омовение-тахарат, каждый день, съедая по одному барану, мы сорок дней молимся с этим омовением». На вопрос Амира Хусейна Хаджа Бахауддин рассказал, что в его традиции вместо уединения и громких радений выполняется правило «хилват дар анджуман»( «уединение в собрании»).

Быть в обществе телесно, согласно правилу «хилват дар анджуман», не значит, что суфий должен сидеть отдельно в сторонке, он телом с людьми, но внутренне далёк от них, это означает, что он с Аллахом. В этом значении использовались такие лозунги как «Даст ба кору, дил ба Ёр» («Руки в труде, сердце с Возлюбленным»), «Тан дар бозору, дил ба Ёр» («Телом на базаре, сердцем – у Возлюбленного»).

Правило «хилват дар анджуман» принято в согласии со священными аятами:

«Люди, которых ни, ни продажа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: